|
Универсальные способы профессиональной коммуникацииАвтор статьи: Синицин Кирилл Юрьевич
Название статьи кому-то может показаться странным. Но я не открою тайну, что алгоритм профессиональной коммуникации в психотерапии был описан в 60-е годы прошлого века Джоном Гриндером и Ричардом Бэндлером, создателями метода, который впоследствии назвали Нейро-Лингвистическое Программирование. Они исследовали известных психотерапевтов своего времени- Вирджинию Сатир, Милтона Эрикссона, Фрица Перлза, и выявили некие схожие методы установления доверительных взаимоотношений с клиентами. Эти способы являлись одним из критериев эффективности работы. Позже эти методы были переняты психологами, людьми, чья профессия связана с продажами и переговорами. Эти методы являются базовыми навыками на курсах обучения коучингу. Как известно, хороший собеседник- не тот, кто много говорит, а тот, кто умеет внимательно слушать, и создавать такую атмосферу, в которой партнеру по коммуникации хочется находиться. В коучинге, психологии, психотерапии, переговорах, продажах, в любой профессии, связанной с общением, профессиональный коммуникатор слушает активно. И профессиональная коммуникация состоит из нескольких этапов. Цель- дать возможность человеку выразить свою позицию, мнение по интересующему вас вопросу. Задача в ходе поддержки вывести клиента на общую значимую тему и дать возможность ему максимально высказаться по поводу контекста, интересного вам. Одним из важных инструментов создания атмосферы доверия в деловой коммуникации является такой инструмент, как раппорт. (фр. rapport, взаимосвязь, взаимопонимание) — термин в психологии, имеющий несколько смежных значений; подразумевает установление специфического контакта, включающего определённую меру доверия или взаимопонимания с человеком или группой людей, а также само состояние такого контакта. Раппорт- процесс построения и поддержания отношений взаимного доверия и понимания между двумя и более людьми. Раппорт позволяет резко сократить дистанцию общения и открыть доступ для построения позитивной, доверительной коммуникации. Состояние раппорта с собеседником характеризуется установлением позитивных отношений, доверия и понимания. Проще общаться и устанавливать раппорт с теми, кто на нас похож, имеет общие интересы, ценности, цели. Когда все наоборот приходится применять определенные навыки, усилия для установления позитивного контакта в коммуникации. У каждого общения всегда есть цель. Полезно перед установлением контакта задать себе вопросы: какова цель моего общения? Чего я хочу достичь в этой коммуникации? Что я могу сделать для этого? Какими могут быть цели моего собеседника? Как может отреагировать собеседник? Что он может получить от этой коммуникации? Как я могу ему помочь получить желаемое? Эти вопросы помогают настроиться на собеседника, и быстрее установить с ним раппорт. Раппорт- способ невербально сообщить собеседнику, что вы в чем-то такой же, как и он, что вы с ним вместе, вы его понимаете. В профессиональной и личной сфере мы все бессознательно доверяем и становимся более расположены к людям, которые имеют общие с нами идеи, ценности, убеждения. Тогда раппорт устанавливается без влияния сознания, автоматически. Мы бессознательно склонны доверять людям, которые похожи на нас, людям, которые располагают к общению. Раппорт: пошаговые инструкции 1.Приведите нижнюю часть тела в то же положение, что у вашего собеседника 2.Переведите верхнюю часть туловища в тоже положение, как у вашего собеседника 3.Расположите вашу голову под тем же наклоном в сторону, вперед, или назад, как у вашего собеседника 4.Перекрестное отражение. Если собеседник жестикулирует, начните незаметно повторять некоторые его жесты в то время, когда он перестает говорить, а говорить начинаете вы. Особенность: ваше отражение его жестов не должно на 100 % повторять жестикуляцию вашего партнера. Если он сложил руки на груди, сцепите пальцы кистей в замок. Если он жестикулирует полностью рукой, повторяйте его жесты, например, только с помощью кистей. Для продвинутых практиков: 5.Согласуйте частоту, глубину и ритм вашего дыхания с дыханием собеседника. Незаметно покачивайте вашим телом в унисон с ритмом дыхания вашего собеседника. 6.Проверьте, получилось ли у вас установить раппорт, медленно переведя некоторую часть вашего тела в новое положение. Или, измените ритм покачиваний своего тела. Пронабюлюдайте, делает ли то же самое ваш собеседник. Б) Активное слушание. Этап предполагает, что вы не только слушаете, но и задаете вопросы. Иначе этот этап называется прояснение Цель прояснения - убедиться в правильности понимания и перевести разговор на интересующую вас тему. После того, как вы поддержали партнера по коммуникации в его желании высказаться, и получили информацию по интересующему вас вопросу, ваша задача прояснить ту часть, которая отвечает вашим интересам. Виды активного слушания (на примере применения в технологиях продаж) или приемы прояснения: повторение, суммирование, перефразирование, уточнение, резюмирование. Повторение- устный проговор, повтор последних фраз, ключевых слов из фраз собеседника. Дает четкий сигнал о том, что вы его слушаете, поддерживаете беседу. Клиент: «Я готов назначить вам время встречи завтра на 16-00» Примеры конструирования повторений: «Если я Вас правильно понял, то вы готовы встретиться со мной завтра в 16-00 » «Итак, Вы сказали, что готовы назначить мне время встречи завтра в 16-00» «Я правильно вас услышал, что вы сможете встретиться со мной завтра в 16-00?» Суммирование-возвращение собеседнику сказанного им же в сжатой форме, выделив его сущность. Выделение важных вам ключевых аспектов из массива информации. Клиент: «Я готов рассматривать ваше предложение, при условии, если вы в договоре поставки утвердите срок оплаты за поставленную продукцию не 15 дней, а 30, а также, включите в договор пункт о том, что вы будете транслировать для моей компании все трейд-маркетинговые мероприятия». Примеры конструирования суммирований: «Итак, я правильно понял, что важным аспектом для подписания договора является предоставление вам 30 дней отсрочки и всех мероприятий по увеличению продаж?» «Правильно ли я услышал, что вам в договоре нужно установить 30 дней отсрочки платежа и добавить пункт про трейд-маркетинг?" Перефразирование- сознательное изложение того, что сказал собеседник своими словами. Цель- проверить, хорошо ли вы поняли собеседника, способ подтвердить, что именно вы поняли, выделить приоритеты. Клиент: «К сожалению, я не смогу принять вас сегодня после обеда, поскольку буду на внеплановом совещании». Пример конструирования перефразирования: «Правильно ли я понял, что вы сможете принять меня в другой день?» «Если вы сегодня после обеда заняты, на какое время в другой день мы можем договориться о встрече?» «Сожалею, что наша встреча сегодня не состоится. На какой день мы можем ее перенести?» Уточнение- прояснение отдельных положений, высказанных собеседником. Слушатель высказывает заинтересованность в том, что говорит собеседник, при этом уточняет для себя аспекты, которые ему не ясны. Клиент: «Я готов рассматривать ваше предложение, при условии, если вы в договоре поставки утвердите срок оплаты за поставленную продукцию не 15 дней, а 30, а также, включите в договор пункт о том, что вы будете транслировать для моей компании все трейд-маркетинговые мероприятия». Пример конструирования уточнения: «Это интересные замечания, не могли бы Вы уточнить, что вы имеете в виду под трейд-маркетинговыми мероприятиями?». «Вы высказали важные замечания, могу я уточнить, почему Вам важны дополнительные дни отсрочки платежа?» Резюмирование- воспроизведение сути высказываний собеседника в сжатом и обобщенном виде. Применяется для подведения итогов встречи. Слушатель констатирует услышанное в утвердительной форме. Клиент: «Я готов рассматривать ваше предложение, при условии, если вы в договоре поставки утвердите срок оплаты за поставленную продукцию не 15 дней, а 30, а также, включите в договор пункт о том, что вы будете транслировать для моей компании все трейд-маркетинговые мероприятия». Пример конструирования резюмирования: «Как я понял, Вас интересуют дополнительные льготные условия для вашей компании. Я готов обсудить эти моменты.» «Насколько я понимаю, наиболее важным для Вас являются эти пункты. Если мы придем к общему соглашению, которое удовлетворит наши компании, я подготовлю пакет документов ». Каждый человек имеет потребность в самовыражении, потребность быть выслушанным, и услышанным. В классическом варианте деловой этики недопустимо перебивать партнера. Внимательно и терпеливо слушайте партнера, тогда к вам проникнутся, и если говорить начнете вы, слушатель ответит вам взаимностью. Желаю Вам успеха в построении эффективной профессиональной коммуникации! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|