|
Минус-фаллос. Объекты тревоги. Психоанализ Лакана.Автор статьи: Рина Несмиянова
Субъект речи, как желающий субъект, выговаривается в бессознательном стремлении открыть измерение означаемого - смысл. Субъект включен речью в свое тело. В речи объект тревоги ускользает благодаря скольжению означающих. Означающие, это следы перехода от одного цикла вытеснения к другому. Тревога в регистре Реального остается неизменной и потому не обманывает. Но положиться на тревогу мы не можем - тревога известна, пока она стороне Другого. Как только мы остаемся с ней наедине, жуть расщепления захватывает нас с новой силой. Возврат к дозеркальной фазе психического опыта несет в себе одно лишь желание узнать, означить, вернуть смысл и мы вновь оказываемся в поисках объекта а. Там, где мы приближаемся к объекту а, мы переживаем тревогу. Объект а «обособлен и подвергнут элизии - там, где он поддерживает желание, его нет, но он сохраняет с желанием глубокую связь» [21, с. 312]. Упрощенно, из этого следует, что когда мы желаем видеть нечто, мы уже не видим этого, а лишь наслаждаемся своим желанием.
Желание функционирует на уровне аутоэротизма. Частичный объект появляется из фантазма, являясь продуктом невроза. От Другого субъект получает бессознательное сообщение о самом себе: «Кто я?» [21, с. 338] - в обращенной на себя форме, сообщение будучи прервано, не удовлетворительно.
Этот вычет, минус-фаллос - то, что желанно, организует поле Другого так, что Другой предстает в нем как нехватка. Никакой кастрации потому нет. Там, где она, как предполагалось, есть - кастрировать нечего. Фаллос, если и есть, то лишь для того, чтобы не возникла тревога. Объект желания женщины формируется тем, чего она не имеет. Объект желания мужчины формируется тем, чем он не является - недостатком. Лакан, следуя за логикой Фрейда выделяет:
Согласно Фрейду, тревога - это сигнал в Я. В десятом семинаре Лакан говорит о том, что место тревоги нужно искать в идеальном Я, «функции, образующей Я путем последовательной идентификации с рядом объектов» [21, с. 145]. Лакан исследует два рода объектов а:
Тревога здесь сигнализирует об их необычном статусе. Объекты а: 1 уровень. На оральной стадии субъект - в отделении от объекта а (соска), который является частью внутреннего мира субъекта. Здесь прослеживается связь между требованием и скрытым желанием матери. 2 уровень. На анальной стадии требование в Другом связано с экскрементом. Желание имеет дело с требованием матери. Расщепление между желанием и требованием. 3 уровень. Фаллос. Нехватка объекта (наслаждение в Другом) выходит на первый план. Наслаждение связано с символом, которым обозначено орудие наслаждения. Наслаждение - желание желания, искушения, «репрезентирует Другого тогда, когда в результате ослабления инструмента объект обнаруживает свое отсутствие» [21, с. 412]. Отношение к объекту предполагает лишение органа. Здесь берет начало расщепление между желанием и наслаждением. «Кастрация связана с объектом, отмеченным чертами ветхости, упадка, спада» [21, с. 208]. 4 уровень. На уровне скопического влечения (фантазма) имеет место могущество в Другом. Нарцисс не ведает, что отраженный образ - всего лишь мираж. Для формирования идентичности объект должен быть отделен. Объект а является предшественником субъекта - «заместитель в позиции предшественника» [21, с. 389]. Лакан сравнивает это с инвеститурой, согласием на управление. Фрейд отмечал, что Я выделяется как организация, сравнивая Я с кликой, которая действует в государстве наряду с правительством. Лакан подчеркивает, что уступка объекта происходит не как инвестиция, а как инвеститура, согласие на взятие полномочий по управлению собой. Функционирование отделяемого фрагмента «служит первоначальным проводником переживания идентичности собственного тела» [21, с. 390]. Таким образом, субъект производит особые, подлежащие уступке объекты, «которые могут стать эквивалентом естественных» [21, с. 389]. Лакан ссылается на Дональда Винникотта, первым отметившего этот объект уступки как переходный объект. «Нетрудно видеть, что позволяет этому так называемому переходному объекту выполнять функцию объекта уступки. Обычно это оторванный от чего-то кусочек, чаще всего обрывок пеленки - субъект явно находит в нем определенную поддержку. Не растворяясь в этом объекте, он на него опирается» [21, с. 389]. Представление об объекте тревоги, выпавшем из цепи означающих первоначальном объекте а замещается другим представлением, подвергающимся, в свою очередь, уступке. Процесс формирования представления, следующего в цепи означающих за предыдущим, является главной задачей психики - так формируется персональный миф об автономии субъекта. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|