|
Группа как Объект Желания. Глава 8. Эротическая связь (перевод)Автор статьи: Юшин Вячеслав Анатольевич
Глава 8. Эротическая связь Групповая сплоченность описывается Яломом (1985) как наиболее важный терапевтический фактор в групповой психотерапии, и часто упоминается в литературе в качестве критерия развития группы и прогресса. Сплоченность в группе, как правило, связана с такими факторами, как межличностные связи, групповая приверженность и мотивация для участия в группе. Там обычно нет ссылок на эротическую связь в качестве возможного компонента участия. Я не сильно предполагаю включение явной сексуальной связи, а имею в виду энергию, которая исходит от либидинального притяжения и связи в более широком смысле. Сексуальность может быть частью этого процесса. В концепции Maturana (1988) , термин «страсть к близости», который он использует, чтобы описать привлекательность, которая мотивирует людей, чтобы остаться в интимных отношениях, ближе всего к определению этого явления. Тем не менее, сексуальный аспект групповой психотерапии обычно проблематизируется, а некоторые авторы рассматривают его как регрессивный - например, Tylim (2003), который, в соответствии с первоначальной гипотезой Фрейда (1921), рассматривает эротику в группах как проявление тревоги, порожденной лидером и заразительность ее распространения через группу. Что касается сексуальной жизни в группе, то другие авторы не обязательно говорят о ней, как об опасной и разрушительной. Что, если мы должны будем изменить это и видеть сексуальность в группе как нечто естественное и сплачивающее, а не опасное и разрушительное? Это согласуется с принципом Эроса, который Фрейд изначально, а также различные последующие писатели (Samuels 1985; Thompson 1999), описали как принцип соединения. Эрос не только явно сексуального характера, но является и соединительным и объединительным процессом, а также парадоксальной дифференциацией, которая происходит в рамках объединительных тенденций. Laplanche (1970) изображает его таким образом: «жизненный драйв замешан на оптимизме, лежащем в основе идеологии прогресса или эволюции: Эрос является собирателем и имеет тенденцию к образованию бесконечно богатых и более сложных объектов, в первую очередь на биологическом уровне, затем на психологическом и социальном одновременно». В некоторых отношениях, что может быть лучше этого определение, что могло бы быть у нас в группе? Конечно, Эрос это метафора, а не конкретная сила, имя для спектра желаний, которые стимулируют интимность и волнение, но, может быть, который должен быть возрожден, чтобы распознать эротическую связь в нашей работе. В этой главе я продемонстрирую понятие эротики как основополагающий принцип в развитии групповой терапии, показывающий, как создается группа, оживляется и усиливается связь с этим. Благодаря мобилизации желания и переплетение желания между отдельными лицами, сама группа становится объектом желания. Я представлю два примера. Первый это детская психотерапевтическая группа. Пример отличается от обычного формата этой книги, которая по сути дела о взрослой психотерапии, но я сознательно выбрал пример, так как он показывает некоторые важные темы, выделенные как потенциальные ограничения взрослой групповой психотерапии в работе с нежными и игривыми аспектами сексуальности. Второй пример - взрослая группа, в которой притяжение в основном было между двумя людьми, но разделялось и поддерживалось в группе. Эти две группы по-разному иллюстрируют порождающую силу эротической связи. Детская группа Это была еженедельная психотерапевтическая группа для детей, из травмированных семей беженцев, которые был направлены специалистом лечебного центра. Групповой терапевт описал эту группу как замороженную. Хотя языковые различия между некоторыми из детей влияли на легкость их общения, реальная проблема, казалось, была глубже. Дети, казалось, впитали семейную травму, чувство страха, вытеснения и отчуждения, что характеризовало их опыт. Они не могли общаться ни устно, ни невербально, они скудно использовали игрушки, доступные в номере. Иногда кто-то из детей уходил играть в одиночестве, подальше от остальных. Они не могли играть вместе. Как это ни парадоксально, болезненное чувство изоляции, казалось, связывало их вместе. Терапевт считал, что к детям, возможно, нужен был другой подход, изменение, новый вызов. Она решила взять их на прогулку к морю. Некоторые из детей никогда не видели моря, так что это был редкий случай. Через несколько дней группа из семи детей, в сопровождении терапевта, села на поезд до пляжа в 30 милях от Лондона. Это был свежий день в начале лета. Дети, сначала оглушенные обширным пространством моря и неба, реагировали с застенчивым, застывшим интересом. Но постепенно они начали играть. Обувь и носки были сняты, один или двое детей опускали пальцы в ледяную воду, другие вышли на песок, черпая его и строя небольшие песчаные сооружения. Они стали свободно и самозабвенно относиться друг к другу. Они смаковали мороженое и прохладительные напитки. На поезде по пути домой, спонтанная игра продолжалась. Были коллективные шутки, поддразнивания и ролевые игры, были улыбки, звучал смех. Один мальчик взял на себя смелость, чтобы показать другим детям, как целоваться. Группа собралась вокруг него и жадно смотрела, как он демонстрировал хитрое использование губ. Целование стал заразным, и дети стали целовать друг друга. Была дрожь волнения от происходящего, но по сути эти поцелуи были о контакте, соединении, любви, и возможно, о воображаемых романах. Когда поезд подошел ближе к дому, усталые дети держались все вместе в тесной группе, держа друг друга за плечи, или обхватив руками, ноги были переплетены. Один или двое даже заснули в объятиях другого. Когда поезд пришел на станцию, они выглядывая из окна выказывали новый интерес к окружающей их среде, как если бы они видели Лондон в первый раз. Чувство дружбы и близости, которая выросла между ними, вновь появилась в следующей группе психотерапии. Появилось хрупкое доверие и интерес друг к другу, там, где ранее было подозрение и избегание, связь улучшилась. Они играли вместе. А потом они начали говорить о некотором травматическом опыте своем и своей семьи – это были не длинные монологи или подробные истории, но фрагменты, которые начали соединять их в их общей боли. Рассказы чередовались с периодами беззаботной игры и шумного противостояния. Группа изменилась. Хотя осложнения возникли позже, то как группа прогрессировала было похоже на маленькое чудо. Эта виньетка иллюстрирует некоторые важные темы в дискуссии по сексуальности в групповой психотерапии. Я не утверждаю, что то, что произошло между детьми, в частности поцелуи, было сексуальным в откровенно эротическом смысле, но либидинозная и игривая привязанность возникла неожиданно и служила объединением группы. В этом смысле, он иллюстрирует тезис, разработанный в этой книге, что Эрос как связующий принцип является фундаментальной парадигмой для групповой терапии. Но есть и другие темы, которые связаны с этим, в том числе заглушающие и отключающие эффект травмы в группе, как это было в начале - и вопрос о том, как жизнеспособность и близость могут быть использованы в условиях травмы. Тот факт, что дети могли бы добиться этого, я полагаю, в какой-то степени зависит от их молодости: они были достаточно молоды, достаточно открыты, достаточно игривы, чтобы реагировать на новые возможности для привлечения и удовольствия. То, что появилась такая возможность в первую очередь стало возможным благодаря тому, что психотерапевтическая группа была детской и терапевт проявил творческий подход. Это не случилось бы во взрослой группе: группа не смогла бы покинуть пределы кабинета и физический контакт, такого рода как у этих детей, был бы невозможен. Даже в детской психотерапевтической группе, инициатива была в некотором смысле смелым решением. Тем не менее, терапевт должен быть в контакте с некоторым потенциалом у детей, иметь способность к удивлению, к желанию, к игре - и видеть необходимость нового стимула, чтобы пробудить свой потенциал. Наши психотерапевтические группы для взрослых так же состоят из людей, чья возможность свободно говорить была нарушена опытом травмы. Сексуальность, вероятно, была тожескомпрометирована - подорвана, репрессирована, диссоциирована. Группа дает им возможность противостоять травме в надежде на улучшение, обретение расстояния и перспективы, и в то же время, исследует их беспокойство по поводу эмоциональной и сексуальной связанности. То, что взрослая группа должна сделать это символически, в словах, а не действии, является частью ограничения и разочарования группы, но и частью, которая дает им защищенность. Способность играть, в мыслях и воображении, с поцелуями и прикосновениями, с желанием и интимностью, является частью пути обратно к сексуальности собственной личности. Перевод Юшин В.А. Продолжение здесь https://www.psyoffice.ru/article/52791/ Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|