|
Интервизорская группа...как это было...Автор статьи: Полетаева Виктория Васильевна
Здравствуй, уважаемый коллега. Хочу поделиться опытом, который я получила в интервизорской группе. Надеюсь, что он поможет вам немного заглянуть в свое профессиональное будущее, определиться с шагами, которые необходимо предпринять, чтобы быть внутренне готовыми к встрече «с подводными камнями», встречающимися на пути профессионального становления. Ранее в резюме, я упоминала о создании и участии в интервизорских группах по гештальт-программе и в программе психодинамического подхода. До сих пор вспоминаю о них с благодарностью и к себе, и ко всем участникам группы. Благодарность за следующее: во-первых, с этими участниками возникла сама идея создания таких групп, во-вторых, коллеги поддержали эту идею, регулярно участвуя в них (группы работали три года),
в-третьих, неоценим вклад каждого участника своим растущим профессиональным опытом и знанием, опытом собственных переживаний, реакций, чувств в той атмосфере доверия и принятия, которая возникала в процессе еженедельных встреч,
в-четвертых, это опыт личностной проработки, опыт профессионального становления и формирования профессиональной идентичности,
в-пятых, эти встречи, казалось бы с акцентом сделанные на профессиональное общение, переросли в крепкую дружбу и теплые отношения, которые я ценю и бережно храню в своей душе до сих пор. Ведь за это время мы стали частицей личных историй друг друга. И, именно, это вносит в продолжающиеся до сих пор отношения трепетный характер и является важным моментом и ценным результатом продолжительной работы в интервизорских группах. Чего впрочем я всем вам и желаю. Актуальность поднятой темы, конечно же, связана и с теми моими переживаниями, что вставали тогда передо мной и моими однокурсниками. Что делать? Куда пойти работать? Как начать? Страшно ...
Как «не причинить добро» клиенту?
Как самому «не подцепить» проблем от клиента? И многие другие вопросы беспокоили не только меня, но моих коллег. Отсюда и возникло мое желание помочь начинающим психологам. Ведь многие из вас думают, что теоретического знания, полученного в вузе, будет достаточно для того, чтобы успешно практиковать.
На мой взгляд – это ошибочное заблуждение, которое позже может привести вас к разочарованию в профессии, потере мотивации, профессиональному «выгоранию». Чем это обусловлено? В первую очередь тем, что теоретическое знание кардинально отличается от собственного опыта переживания. Как вы сможете консультировать клиента, не имея подобного опыта?
Ведь на консультации мы не только даем некое знание, полезную информацию, но и нам просто необходимо понимать на уровне чувствования, что может испытывать, ощущать клиент в данный момент. Т.е. еще одним важным инструментом конструктивного взаимодействия является проработанность чувственно-эмоциональной сферы самого психолога. Она же является важным критерием профессиональной успешности, защитой от эмоционального выгорания. Безусловно, что нам самим нужно проходить индивидуальную психотерапию, чтобы «наши тараканы» не слились с «тараканами» клиента.
И это желательно начинать на первых курсах получения высшего образования. Каким же образом получать практические навыки, «где и как ловить первых клиентов», чтобы повышать свое профессиональное мастерство?
Для этого существуют дополнительные образовательные программы по повышению квалификации, с узкой тематической направленностью в подходах, например: по гештальту, по психодинамике, арт-терапии, психоаналитической терапии и т.п. Участвуя в таких программах, а это долгосрочные по времени программы, вы получаете «инструментарий», но здесь таится одно «НО». Если вы не будете закреплять навыки, еженедельно, не будете прорабатывать их в кругу друг с другом, то желаемого эффекта вы не получите.
В связи с этим возникает вопрос: как и где можно этому научиться? Ответ: на интервизорской группе. Что же из себя представляет интервизорская группа? - это группа равных по знанию и опыту коллег (студенты, начинающие психологи), - это площадка, среда, пространство для проработки профессиональных навыков, умений, для проведения экспериментов, для деления опытом и практическими знаниями, для обсуждения поднятых актуальных тем, просмотра и обсуждения профессиональных фильмов, для выявления собственных компетенций, а также решения некоторых личностных проблем. Как это происходит? Групповые встречи назначаются раз в неделю, в одно и тоже время. По времени это занимает 2-3 часа. Модератор (ведущий группы), выявляет актуальные запросы, следит за регламентом и посещением участников, за соблюдением правил работы группы. Что дает вам интервизорская группа? 1. Профессиональный рост и поиск ресурсов, возможностей для него 2. Формирование профессиональной идентичности и успешности 3. Формирование своего профессионального стиля 4. Поддержка коллег 5. Личностное развитие 6. Радость от общения с коллегами, от наполненности удовлетворенностью жизнью. Продуктивность работы группы зависит от наличия мотивации, личного вклада и опыта каждого участника, а также синергетического эффекта. P.S. Выражаю искреннюю благодарность Татьяне Пушкиной (НГУ) за эмоциональную поддержку нашей интервизорской группы по психодинамическому подходу.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|