|
Внутренний мир как объект восприятияАвтор статьи: Деменева Анна Евгеньевна
Актуальность исследования. В современной психологии одним из вариантов обозначения целостной психической реальности является понятие внутреннего мира. Изучение внутреннего мира выступает преимущественно как общепсихологическая проблема. Непосредственно проблеме внутреннего мира посвящены работы Т.Н.Березиной [1]; В.Д.Шадрикова [2], косвенно ее касаются такие авторы, как С.Л.Рубинштейн [3], К.А.Абульханова [4], Л.И.Анциферова [5], Н.Н. Ланге [6], В.А.Петровский [7], В.В.Знаков [8], С.К.Нартова-Бочавер [9] и другие. В психологии более разработаны направления, изучающие душевные и духовные составляющие внутреннего мира личности (В.П.Зинченко, А.Н.Леонтьев). Что касается восприятия, то проблема восприятия внешнего мира основательно изучена в рамках познавательных процессов; однако сила человеческого восприятия такова, что человек может воспринимать не только внешний мир, но и собственный внутренний мир, и даже внутренний мир другого субъекта (как бы парадоксально и сложно это ни казалось). Субъект восприятия в данном ключе не может быть отождествлен ни с ЦНС, ни с органами чувств. В качестве «органа чувств» здесь выступает сам субъект как целое; в большей степени это результат работы самого внутреннего мира воспринимающего субъекта: его знаний о человеческой природе, о психике и ее явлениях, система внутреннего опыта субъекта (опыт переживания эмоциональных состояний, протекания психических процессов, поведенческих актов и их причин и т.д.). Идея «внутреннего наблюдателя» выражает акт самопознания человека, носящий по отношению к чувственному восприятию вторичный характер. Рефлексирующему сознанию само восприятие открывается как часть внешнего мира, вынесенная вовне – в мир людей, предметов, событий. В этот мир включен и сам человек, наблюдатель: нельзя воспринимать окружающее, не воспринимая себя (В.А.Барабанщиков, 2004) [10]. Несмотря на всю сложность феномена внутреннего мира и выбора методов его фиксирования, человек так или иначе обращается к своему внутреннему миру, рефлексирует и занимается самоанализом. А значит, восприятие особенностей отображения внутреннего мира в сознании можно и должно изучать эмпирическим путем. Нами было проведено исследование, в котором проводится теоретический анализ концепций, связанных с идеей внутреннего мира человека или близких к ней (В.Д.Шадриков, 2006; Т.Н.Березина, 2001; Е.В.Левченко, 1995 [11]; и др.). Внутренний мир является специфическим целостным объектом восприятия, а почти все целостные объекты психологического исследования (как компоненты психики, так и психика в целом) непосредственно не наблюдаемы (В.А.Ганзен, 1974) [12]. Непосредственное взаимодействие с объектом восприятия часто носит локальный характер, не захватывая объекта в целом (когда он велик, сложен или ненаблюдаем), в этом случае целостный образ возникает уже в памяти субъекта и носит промежуточный характер между образом восприятия и представления. Человек может сообщать о своем внутреннем мире посредством различных техник, способов и приемов; задачей воспринимающего становится «уловить» содержание такого сообщения. Познание субъектом психических феноменов в себе и Другом опосредуется, таким образом, системой индивидуальных значений (слово, образ, действие и т.д.), которые одновременно выступают и средствами отображения явлений психики. С проблемой фиксирования «сообщений» о внутреннем мире связана методологическая сторона вопроса. Существует также одно важное условие, соблюдение которого определяет весь ход процесса передачи – получения информации о внутреннем мире субъекта воспринимающей стороной. Это условие связано с личностью воспринимающего, в частности с такими личностными особенностями, как алекситимия и эмпатия. Если способность человека осознавать, понимать и выражать собственные внутренние состояния отсутствует или затруднена, мы говорим об алекситимии - нарушении, выражающемся в трудности в определении и вербальном выражении собственных эмоциональных состояний. Более того, алекситимические черты могут влиять не только на проникновение в собственный внутренний мир и передаче данных о нем другому лицу, но и на восприятие внутреннего мира Другого, то есть на процессы не только передачи, но и приема информации. Эмпатия как эмоциональный отклик на чувства другого, как сопереживание – переживание человеком тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой, как способность воспринимать внутренний мир другого точно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков (по К.Роджерсу), - может послужить тем условием, которое «помогает» субъекту лучше и точнее воспринимать и понимать внутренний мир Другого. Объектом настоящего исследования является внутренний мир человека. Предметом - феноменология восприятия внутреннего мира в себе и Другом. В исследовании приняли участие 150 студентов разных специальностей и курсов Пермского государственного университета: исторического, геологического, философско-социологического (57 мужчин и 93 женщины). Возраст участников исследования варьирует от 18 до 26 лет. Цель исследования состоит в изучении феноменологии восприятия человеком внутреннего мира в трех познавательных ситуациях: восприятие собственного внутреннего мира, внутреннего мира близко знакомого человека и внутреннего мира мало знакомого человека. В ходе исследования решались следующие задачи:
Были выдвинуты следующие гипотезы исследования: Общая гипотеза исследования: Психическое образование, называемое «внутренним миром», обладает собственной психологической спецификой, выражающейся в составе и структуре субъективно относимых индивидом к «внутреннему миру» феноменов, качеств и явлений. Данная структура отражает действия и поведение, психические свойства, процессы и состояния, субъективные смыслы субъекта; а также значимые для него объекты внешнего мира. Частные гипотезы:
С точки зрения методологической основы работа выполнена в рамках направления «Психология познания в области психологии» (Е.В.Левченко, 1995). В рамках данного подхода выделяются два направления, являющиеся непосредственной методологической базой настоящего исследования: 1) психология самопознания и самонаблюдения; 2) психология познания психических явлений, носителем которых является другой человек. В свою очередь, эти подходы базируются на теоретических положениях таких отечественных методологов, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов, В.А.Ганзен, В.Д.Шадриков, В.С.Мерлин и др. С другой стороны, работа основана на положениях субъектного подхода в психологии (К.А.Абульханова-Славская, В.Д.Шадриков, В.А.Петровский, В.В.Знаков и др.). В ходе работы был применен комплекс исследовательских методов. В частности, были использованы традиционные для направления «психология познания в области психологии» качественная методология и методы эмпирического исследования (свободный вербальный самоотчет, контент-анализ текстов); для измерения уровня эмпатических способностей использовался опросник В.В.Бойко; для измерения уровня алекситимии – Торонстская алекситимическая шкала Г.Тэйлор (в адаптации НИИ им.Бехтерева). Обработка осуществлялась с помощью методов математической статистики. В качестве средства описания феноменологии внутреннего мира выступили категории контент-анализа, полученные в ходе обработки данных. Основанием для выделения категорий послужили данные автора, полученные в ходе изучения представлений о внутреннем мире [13]и Н.А.Шиленковой, полученные в ходе изучения метода интроспекции в познании внутреннего мира психолога [14]. Было получено 10 категорий контент-анализа текстов. Эти категории отражают феноменологию восприятия субъектом внутреннего мира, как собственного, так и Другого: 2 из данных категорий относятся к способам описания внутреннего мира: «метафорический образ» и «характеристики внутреннего мира»; 8 остальных описывают сферы жизнедеятельности субъекта и представляют собой элементы внутреннего мира, составляющие его структуру: «когнитивная сфера», «эмоционально-волевая сфера», «мотивационная сфера» и «конативная сфера», «психофизиологические состояния», «индивидуальные характеристики носителя внутреннего мира», «система мировоззрения» и «внешние явления». Основные результаты исследования При проведении исследования респонденты находились попеременно в трех познавательных ситуациях, различных по объекту восприятия: «Мой внутренний мир» (вербализация образа собственного внутреннего мира); «Близко знакомый Другой» и «Малознакомый Другой». В качестве гипотезы, объясняющей цель такого разделения, послужило предположение о том, что при отображении внутреннего мира своего и чужого существует ряд различий, выражающихся в частоте запроса различных составляющих внутреннего мира. В данных познавательных ситуациях выявлены как общие, так и частные особенности отражения внутреннего мира. Общимдля образа внутреннего мира является набор выделяемых субъектом составляющих внутреннего мира. В него включаются: 1) целостные описания внутреннего мира; 2) описания действий и поведения его носителя; 3) описания психических свойств, процессов и состояний его носителя; 4) описания субъективных смыслов его носителя; 5) описания объектов внешнего мира. Таким образом, субъект включает в субъективную картину внутреннего мира не только психическое, но и поведение, а также объекты внешнего мира. Первые четыре элемента данной классификации могут быть названы уровнями описания, постижения психики и поведения носителя внутреннего мира. Глубина постижения внутреннего мира может варьировать от отображения его в целом до анализа содержащихся в субъекте – носителе внутреннего мира - глубинных смыслов. В разных познавательных ситуациях (от собственного внутреннего мира через внутренний мир близко знакомого к внутреннему миру малознакомого человека) частота обращения к интегральным способам описания снижается; то есть «не свой» внутренний мир обычно описывают по отдельным его «частям», составляющим. Общей тенденцией также является частое обращение к метафорическому образу внутреннего мира: свой внутренний мир – 47,33%; внутренний мир близко знакомого человека – 36,67%; внутренний мир мало- или почти незнакомого человека – 30,67%. Другой общей тенденцией является наименьшая частота обращения к системе мировоззрения, субъективным смыслам носителя внутреннего мира: свой внутренний мир – 11,33%; внутренний мир близко знакомого Другого – 5,33%; внутренний мир мало- или почти незнакомого Другого – 2%. То есть некие субъективные смыслы, ценности, мировоззренческие установки реже всего воспроизводятся, «замечаются» во внутреннем мире, не «лежат на поверхности» восприятия. В трех познавательных ситуациях: свой внутренний мир, внутренний мир близко знакомого человека и внутренний мир мало знакомого человека – частотность употребления категорий распределяется по-разному, но имеется общее правило: частота употребления категорий снижается от ситуации восприятия собственного внутреннего мира к ситуации восприятия внутреннего мира мало знакомого человека (снижение параметров по каждой категории). Различнымпри описаниисобственного внутреннего мира и внутреннего мира Другого является частота обращения к различным составляющим внутреннего мира (частота обращения к той или иной категории). Так, чаще всего участники исследования предпочитают описывать свой внутренний мир через эмоциональные явления, наблюдаемые в себе (41,33%); указания на объекты внешнего мира, связь внутреннего и внешнего миров (34,67%), описания индивидуальных характеристик носителя внутреннего мира (30,67%). Таким образом, сам себя субъект воспринимает как Чувствующего, Переживающего. При описании внутреннего мира близко знакомого человека участники исследования чаще всего склонны обращать внимание на его (человека) индивидуальные характеристики (38,67%), указывать на различные эмоциональные явления (28%), явления когнитивной сферы (20%). Близко знакомый Другой воспринимается как Личность, Индивидуальность, обладающий различными Свойствами и характеристиками. При описании внутреннего мира мало знакомого человека наиболее часто упоминается когнитивная сфера: мысли, образы, названия различных познавательных процессов и их процессуальная сторона (33,33%), упоминаются индивидуальные характеристики носителя внутреннего мира (25,33%), упоминается поведение (16,67%). Малознакомый Другой воспринимается как Мыслящий, Воспринимающий, Говорящий и т.д. При необходимости выразить содержание восприятия, донести его до другого лица, возникает проблема качества процессов приема – передачи информации другому лицу (при вербализации). Такие личностные особенности носителя внутреннего мира, как эмпатия и алекситимия, могут влиять на восприятие внутреннего мира и его вербальное отображение. Данные, полученные при изучении описаний внутреннего мира, были соотнесены с показателями эмпатии. Результаты исследования показали, что исходное положение о том, что эмпатические способности являются тем условием, которое способствует пониманию, сочувствию Другому и должно способствовать более глубокому проникновению в его внутренний мир, не нашло подтверждения. Для лиц с высокими показателями эмпатии выявлено лишь единственное статистически значимое различие: более частое употребление метафоры при описании собственного внутреннего мира. В описаниях внутреннего мира Другого различий между группами с разным уровнем эмпатических способностей выделено не было. То есть, эмпатия не является одной из предпосылок «успешного» восприятия внутреннего мира Другого. Оказалось интересным соотнесение этого факта с данными по алекситимии. Наличие алекситимических черт у носителя внутреннего мира традиционно означает неспособность, затруднения в осознавании и вербализации собственных эмоциональных переживаний. Предполагалось, таким образом, что наличие алекситимических черт должно отразиться и на описаниях внутреннего мира: вызвать затруднения в экспликации или «бедность» описаний. Однако, результаты статистического анализа показали, что лица с уровнем алекситимии выше среднего статистически превосходят лиц с уровнем алекситимии ниже среднего по частоте вербальных указаний на некоторые элементы внутреннего мира. При описании собственного внутреннего мира это - поведение и деятельность; индивидуальные характеристики носителя внутреннего мира; мотивационная сфера. При отображении внутреннего мира близко знакомого человека это - индивидуальные характеристики носителя внутреннего мира. При обращении к внутреннему миру мало знакомого человека это такие элементы, как индивидуальные характеристики носителя внутреннего мира; когнитивная сфера; мотивационная сфера и внешние явления. Это означает, что алекситимия, проявляясь в основном в эмоциональной сфере, наоборот, «помогает» субъекту лучше описывать целостный, интегральный феномен внутреннего мира. В качестве выводов отметим, что:
- метафорический образ; - характеристики внутреннего мира как целого; - поведение и деятельность; - индивидуальные характеристики носителя внутреннего мира; - эмоциональные явления; - когнитивная сфера; - мотивационная сфера; - психофизиологические и психические состояния; - система мировоззрения и субъективных смыслов; - внешние явления. 3. В состав внутреннего мира субъект включает следующие компоненты (объединяющие все категориальные единицы «словаря» - составляющие внутреннего мира): 1) целостные описания внутреннего мира; 2) описания действий и поведения его носителя; 3) описания психических свойств, процессов и состояний его носителя; 4) описания субъективных смыслов его носителя; 5) описания объектов внешнего мира. Данные элементы классификации компонентов внутреннего мира являются уровнями описания, постижения психики и поведения носителя внутреннего мира. Глубина постижения внутреннего мира может варьировать от отображения его в целом до анализа содержащихся в субъекте – носителе внутреннего мира - глубинных смыслов. При этом субъект восприятия сам выбирает, какие именно составляющие внутреннего мира предоставлять исследователю и в каком порядке. 4. Субъект может воспринимать и описывать внутренний мир как целое (посредством метафоры и присваивания ему характеристик) или через отображение его отдельных составляющих. 5. В трех описанных познавательных ситуациях содержание категорий, имеющих наивысшие ранговые показатели, меняется. Чаще всего участники исследования предпочитают описывать свой внутренний мир через эмоциональные явления, наблюдаемые в себе (41,33%). Таким образом, сам субъект воспринимает себя как Чувствующего, Переживающего. При актуализации образа внутреннего мира близко знакомого человека участники исследования чаще всего склонны обращать внимание на индивидуальные характеристики объекта восприятия (38,67%). Таким образом, Близко знакомый Другой воспринимается респондентами как Личность, Индивидуальность, Обладающий различными свойствами и качествами Другой. При актуализации образа внутреннего мира мало знакомого человека упоминается когнитивная сфера: мысли, образы, названия различных познавательных процессов и их процессуальная сторона (33,33%). Таким образом, Малознакомый Другой воспринимается респондентами как Мыслящий, Говорящий, Воспринимающий и т.д. 6. Общей особенностью образа внутреннего мира (во всех познавательных ситуациях) является преобладание метафорического образа, стремление описывать внутренний мир любого человека образно, наглядно, целостно. 7. Наличие выраженных алекситимических черт «способствует» восприятию внутреннего мира, что проявляется в более частом употреблении многих «единиц» словаря восприятия лицами с высоким уровнем алекситимии; высокий уровень эмпатии же не оказывает на восприятие внутреннего мира заметного влияния.
Литература:
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|