Рак – болезнь или черта характера? Часть 2 – Тело, как переходный объект.

 Что такое раковая опухоль?

Почему в определенный момент часть человеческого организма «сходит с ума» и начинает пожирать окружающие ее здоровые ткани?

В этой статье мы опять поговорим о личности онкологического больного, о том, где в этой структуре закодирована возможность возникновения злокачественной опухоли.

Наблюдая за онкологическими больными, можно заметить, что эти люди как будто «парят» над собственным телом, относятся к нему с настороженностью и легким отвращением. Оно как будто им не принадлежит.

Современные немецкие психоаналитики создали теорию, которая говорит о том, что тело психосоматического и, в частности, онкологического, больного функционирует не как часть его личности, а как переходный объект.

 Рак  болезнь или черта характера Часть 2  Тело как переходный объект

То есть, можно говорить о том, что заболевание формируется по аналогии с перверсной сексуальностью. Когда сексуальное возбуждение отклоняется от естественной цели (полового акта) и формируется посредством переходного объекта, которым может быть предмет (фетишизм), картинка (вуайеризм), часть тела и т. д. И переход к полноценному половому акту возможен только через отношения с переходным объектом, а с развитием перверсии может стать ненужным или невозможным.

При психосоматике переходный объект аналогичным образом используется для разрешения межличностных конфликтов. При невозможности прямого контакта в межличностном взаимодействии (когда объект слишком важен, чтобы подвергать отношения с ним опасности, непосредственно выражая негативные чувства по отношению к нему, когда объект необходим и одновременно опасен, когда понимание с его стороны представляется невозможным, когда собственные чувства воспринимаются как источник опасности отвержения – и т. д. и т. п.) в качестве переходного объекта используется собственное тело. Фактически избивается, как знаменитая японская кукла, замещающая свой прообраз – начальника.

 

Очевидно, что для того, чтобы такое «поведение» было возможно, контакт с собственным телом у пациента должен быть изначально нарушен.

Этот контакт должен формироваться и развиваться на первом году жизни человека, когда младенец основную часть времени проводит на руках у матери. И материнское тепло, материнская любовь, выражаемая именно в физической ласке, внимании к телесным нуждам младенца, в удовлетворении его потребностей, формируют взаимоотношения ребенка со своим телом, учат понимать и принимать его.

Ведь в первые месяцы жизни собственное «Я» младенца практически неотделимо от телесных ощущений и физических потребностей. И ощущая любовь матери к своему телу, ребенок учится любить и принимать его.

Если же физический контакт с ребенком проходит с большим напряжением для матери, если она ощущается отстраненной и холодной, жесткой, отвергающей (как в случае послеродовой депрессии или неопытности матери и ее страха перед ребенком, или если у самой матери нарушен контакт со своим телом, и это нарушение транслируется ребенку) — то будет формироваться отторжение от своего тела, привычка существовать как бы вне его.

 

Тело не ощущается как часть себя, оно функционирует как кукла под управлением кукловода. И, используя эту куклу, можно разыгрывать разные интересные спектакли. В том числе символизировать с ее помощью внутренние конфликты, доносить информацию о себе до безразличных к твоим нуждам близких. Ведь если всерьез заболеешь, то «они наконец увидят, они наконец попляшут».

Работа по трактовке симптомов заболевания сходна с толкованием сновидений. В своей клинической практике в процессе психоаналитической терапии онкологических заболеваний я сталкивалась с различными видами рака, с многообразием топографии первичной опухоли. Нет двух одинаковых людей, нет одинаковых судеб, нет одинаковых опухолей. Единственное, что их объединяло — это то, что возникновение опухоли всегда в итоге можно было расшифровать как крик души, обращенный к значимому другому - «Посмотри, что ты со мной делаешь!».

Почему же один человек в такой ситуации заболевает раком, а другой, например, язвой желудка? Из теории Мелани Кляйн мы знаем о так называемых «орально-пожирательных» фантазиях младенческого периода.

С ее точки зрения, у грудных детей особенное восприятие самих себя и мира, в силу которого окружающие новорожденных объекты и они сами не ощущаются целостными, а внутреннее не отделено от внешнего.

Например, если ребенка мучает голод, он воспринимает это чувство как нападение «плохой» груди. Если младенца перекармливают, то это также воспринимается как «плохая», агрессивная, преследующая грудь. Ощущения удовольствия, комфорта, безопасности переживаются как взаимодействие с «хорошим» объектом.

И поскольку очень многое из происходящего в жизни грудного младенца связано с поглощением, питанием, то и фантазии его сосредоточены вокруг проглатывания, пожирания. И рак по сути своей есть символизация в теле именно идеи пожирания, съедания.

Конечно, важнейшей психотерапевтической задачей является трактовка, расшифровка симптома. Избавление больного от символизации проблемы на телесном уровне.

Но еще важнее, особенно в случае онкологических заболеваний, мне представляется восстановление, воссоздание контакта со своим телом. Чтобы, что называется, «неповадно было» использовать свой организм в качестве кукольного театра. Чтобы осознание смертельной опасности этой игры запустило инстинкт самосохранения, включило дремлющий иммунитет.



Просмотров: 726
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Контакт с телом матери, как возможность для ребёнка - наполниться ресурсом
  • Тело никогда не лжет. Как восстановить контакт с телом.
  • Контакт со своим телом
  • Контакт со своим телом
  • Верный шаг навстречу себе. Устанавливаем контакт с собственным телом
  • Что происходит, когда теряется контакт со своим внутренним ребенком?
  • Для того, чтобы наладить отношения со своим ребенком – необходимо исцелить собственное детство.
  • Что будет, если не будет осознанности, контакта и ответственности в работе с телом?
  • 10 минут, чтобы прислушаться к себе и наладить диалог с собственным телом
  • Как помочь ребенку сформировать здоровые отношения с собственным телом?
  • Как установить контакт со своим подсознанием? даже если ты обычный человек
  • Когда ребенок в опасности в собственной семье? Часть 2.
  • Когда ребенок в опасности в собственной семье? Часть 1
  • Размышления о маме – 7. Мать как «инвертированный переходный объект» в терапии.
  • Переходный объект.
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • Контакт с телом или про то, что полезно жить не только головой.
  • Почему невозможно женское счастье, если женщина зависит от своей матери
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • Первые шаги к контакту со своим телом (а значит - и с самой собой)
  • Как быть хорошим родителем своему ребенку, если свое детство было не радужным?
  • Контакт с телом
  • Чем я занимаюсь, когда говорю что занимаюсь психотерапией. Часть 1. Осознание авторства своей жизни.
  • Почему работа с телом так важно в психотерапии. Как работать с телом?
  • Как себя вести, когда у ребенка начался переходный возраст?
  • Когда тело говорит и когда тело молчит
  • Контакт. Часть 2 - Элементы контакта
  • Утрата матери. Печаль младенца.
  • Что в этой жизни зависит исключительно от нас, когда вокруг хаос?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь