Как помочь ребенку сформировать здоровые отношения с собственным телом?

Как помочь ребенку сформировать здоровые отношения с собственным телом?

Автор клинический и детский психолог Эльнара Папилова

Когда все мы только рождаемся, мы только начинаем знакомство с собственным телом. И от того, как это знакомство будет проходить, зависит самоощущение ребенка в будущем.
Чувствовать собственное тело важно. Ведь наше тело - это наш дом. И от того, насколько нам в нем комфортно, безопасно, зависит качество нашей жизни. 

Итак, как же помочь своему ребенку сформировать здоровое отношение с собственным телом. Сразу скажу, в этой статье речь пойдет не о подростках, а о детях до 7 лет. 

Новорожденного ребенка в комфортном ему положении, спокойной обстановке медленными, ровными движениями поглаживайте по всему телу, избегая стимуляции половых органов. Начинайте поглаживать там, где ребенку наиболее приятно. У каждого ребенка эта зона может быть своей. Вы заметите по реакции. Постепенно переходите к другим областям тела. Следите за реакцией ребенка, ориентируйтесь на него в этом процессе. Если ему неприятно, не настаивайте, переходите к другой части тела. При этом процессе поддерживайте эмоциональный контакт с ребенком, смотрите на него, улыбайтесь ему. Получайте от этого процесса тоже удовольствие. Если вы устали и истощены, конечно, позаботьтесь в первую очередь о своем состоянии. Механическое поглаживание, когда мама в измотанном состояние, не принесет пользы никому. 
В результате этого, на первый взгляд, простого процесса ребенок получает очень важный опыт - ребенок знакомится со своими телесными границами. Он воспринимает тактильные ощущения со всего тела, у него возникает тактильное внимание, он начинает обращать внимание на ощущение от прикосновений. Такое взаимодействие мамы и ребенка позволяет успокоить малыша, переключить его внимание с внешних раздражителей на собственное тело.

Включайте игры на глубокую чувствительность.
Например, ребенок расположен на спине. Вы аккуратно потягиваете его то за одну руку, то за другую, далее пробуете за обе. За одну ногу, за другую, за обе.
И говорите при этом: “Тянем-потянем за одну ручку-выросла ручка” и т.д. 

Не делайте этого, если у ребенка есть какие-либо проблемы с суставами и если у ребенка руки и ноги в спастическом тонусе. Только когда тонус снижен можно предлагать такую игру. 

Игра “Топает медведь”

Если в первом варианте вы поглаживали ребенка легкими движениями, то в этой игре всей площадью ладони надавливайте на разные части тела ребенка. Сопровождайте это словами: “ Медведь идет по...”. Сильно не давите, ребенку должно быть комфортно.
С 3-6 месяцев пробуйте ритмичные игры. 
Используйте большой мяч. Возьмите ребенка на руки или посадите на колени. Произносите какой-нибудь детский стих и приподнимайте и опускайте ребенка в такт стихотворения или раскачивайте его влево-вправо. Можно в этой игре расположить ребенка себе спиной и сидеть напротив зеркала.
Возьмите ребенка за грудь и расположите его так, чтобы его ноги касались ваших колен, ритм движения задаете вы, помогите ребенку спружинить и выпрыгнуть вверх. 
Не используйте с детьми с эпилепсией. Также, если у ребенка какие-либо двигательные нарушения, то подберите удобную позу для ребенка. Не торопитесь, начинайте с медленного ритма. Меняйте стихи и позы постепенно. 

Катайте ребенка на большом мяче, качайте и кружите ребенка в вертикальном положении. Очень важно не делать резких движений, не трясти ребенка и не пугать его такими играми. Надо быть внимательному к реакциям ребенка. Помогать ему находиться в комфорте, немного удерживаться в небольшом дискомфорте и снова возвращаться в ощущение комфорта.

Игры с ногами. Расположите ребенка так, чтобы он видел свои ноги и мог до них дотянуться. Возьмите колечки или прищепки или скотч яркий. Наденьте колечки на ноги, прицепите прищепки к носкам или скотч наклейте на носки. Если ребенок позволяет и ему комфортно. Обратите внимание ребенка на эти объекты, предложите их ему снять, покажите как. Следите , чтобы ребенку было удобно за ними тянуться. 
Так можно делать с другими частями тела. Руки, живот, грудная клетка. В более старшем возрасте надевать прищепки на все тело, на участки, которые ребенок не видит и предлагайте почувствовать, найти и снять все прищепки с тела. 

Пусть ребенок играет в различные сенсорные игры. В глубокую емкость насыпайте горох, фасоль, рис, гречку, манку. Пусть он погружает туда руки, исследует их. Кладет туда свои игрушки, закапывает их. Пересыпает крупы из одной емкости в другую и т.д. Играйте вместе с ребенком. Засовывайте руки в крупу вместе, взрослый может положить свои руки на руки ребенка и вместе давить, сыпать. 
Игры с тестом, с глиной, с краской для рук. Все эти игры развивают чувствительность рук ребенка, подготавливают руки ребенка к хватанию и развивают мелкую моторику. 
А то, что такие яркие положительные впечатления происходит вместе со взрослым, способствуют улучшению взаимодействия между ребенком и родителем. Так же, как и в других играх, ориентируйтесь на своего ребенка. Все дети разные. Кто-то любит влажную глину, а кто-то терпеть не может, но с удовольствием играет с сухой крупой. Найдите тот материал, который больше всего нравится вашему ребенку и через игры с этим материалом можете предлагать другие. 

Для более старших детей (1, 2 года) я люблю сказки на теле ребенка. Например, репка или теремок. Ребенок может быть репкой, которую бабка с дедкой посадили. А потом ее вытаскивали, вытаскивали и наконец вытащили. 
Ребенок может быть теремком, куда все звери прячутся от медведя. Заяц прыгает по ручке, шмыг в теремок, лиса бежит по ноге, белка по животу, медведь идет по спине и рушит домик. В конце тормошите ребенка, щекочите. 

С еще более старшими детьми можно купить рулон обоев и обвести свое тело на них. Заполнить его, раскрасить, заполнить пластилином и т.д. на что хватит фантазии.

Развивайте свою чувствительность, чувствительность собственных детей и получайте удовольствие от жизни. Пробуя ее на вкус, на ощупь, разглядывая ее, прислушиваясь к ней, танцуя… По-всякому.

Используемая литература: Игровая педагогика И.Ю. Захарова, Е.В. Моржина

 



Просмотров: 321
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Как подобрать для ребенка игры, наиболее соответствующие его темпераменту и складу характера
  • Проблема ребенка это моя проблема или все же ребенка?
  • Домик личности ребенка, или как быть если я родитель?
  • Хочу ребенка. Или что влияет на способность женщины к зачатию и вынашиванию ребенка.
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Страх смерти своего ребенка - это про ребенка?
  • Как лучше понять ребенка? Определяем темперамент и ведущий анализатор у себя и своего ребенка.
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • «Так ли страшен черт, как его малюют» или «стоит ли прятать своего ребенка от психиатра»?
  • Страх оставления и как его не сформировать у ребенка
  • Если каждый ответ у доски для ребенка пытка: что не хватает ему для уверенности
  • Слезы ребенка. Как правильно реагировать, чтобы помочь ему вырасти психологически устойчивой личностью?
  • Игры, которые помогут сформировать адекватную самооценку у ребенка
  • Научите ребенка защищаться! Правила для ребенка по предупреждению секс.насилия
  • Как приучить ребенка к детскому садику. 5 советов адаптации ребенка в саду
  • Как защитить своего ребенка и помочь ему отстоять себя
  • Как выйти замуж, если он не хочет? Как родить ребенка, если он не готов? Как женить его на себе?
  • Как поддержать ребенка в стрессовой ситуации и помочь ему приобрести полезный опыт
  • Как меньше контролировать ребенка и сделать его более самостоятельным?
  • Если вы кричите на ребенка: последствия для его психики и влияние на формирование черт личности
  • Как решить водить ребенка в кружок или нет, когда ребенок не хочет?
  • Когда местоимение МЫ может быть губительным для ребенка
  • Защитить ребенка от травли – дело рук его родителей или нет?
  • Определение преобладающей руки у ребенка
  • Во что играть? Игры и игрушки ребенка до года.
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • Как ребенку помочь учиться? Часть 1. Как встречать ребенка со школы?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь