|
«Объект» не справился с возложенной на него задачейАвтор статьи: Гладкова Елена Николаевна
Среди таких задач, наиболее распространенных в семьях на нашей территории, удержание партнеров, создание или сохранение семьи. Почему эти задачи написаны через запятую? Потому что цель у них одна – скрепить то, что дало трещину, начало разрушаться. В нормальной ситуации странно даже представить себе мысль о том, что ребенок должен послужить своего рода «ремонтным материалом» - клеем, цементом или что там еще приводит к соединению нескольких частей в одно целое! Однако, в моменты жизненных трудностей в отношениях между людьми почему-то распространен миф, что ребенок может стать тем «скрепляющим составом», который «навеки» объединит разных, в большинстве своем, не интересующихся друг другом, людей, или вернет в семью поглядывающего «налево» или загулявшего мужа, в общем, послужит «объединяющим началом» для разваливающихся на куски отношений! Каким бы жизнеспособным не был этот миф, на деле оказывается все не так «созидательно». Со временем, отношения все равно портятся и люди расстаются, иногда сразу после рождения ребенка. А у одной из сторон, обычно это женщины, на руках остается «объект, на которого возлагались в деле объединения большие надежды и который не справился с возложенной на него задачей», попросту говоря, ребенок. При этом у ребенка может быть несколько вариантов развития в «руинах» отношений. Либо мать сумеет справиться с «автоматическим» соотнесением ребенка с объектом своей ненависти и разочарования и сумеет найти в себе силы принять ребенка как самостоятельную личность, либо он станет «вечным» напоминанием об «ошибках молодости» и объектом отыгрывания агрессии, направленной на своего бывшего партнера. В любом случае, особенно на первых порах, когда зависимость ребенка велика и потребность в эмпатии и любви матери так важна для формирования психики ребенка, всего этого ему может не хватать. И тогда маленький человек, не понимая своей вины и не осознавая саму эту вину, будет испытывать неясную для него угрозу от внешнего мира, не научиться доверять ему в том объеме, который позволит формировать нормальные отношения с ним. Обычно, стресс и недостаток внимания и любви в раннем детстве у таких, обремененных ранней ответственностью детей, будет проявляться в неподчинении взрослым, беспричинных капризах, своеволии, детской агрессии, которая не будет скрываться, проблемах в научении, асоциальным поведением. А все потому, что в их жизни есть некая недоговоренность, недопонимание, недопризнание. Теперь их постоянной задачей станет «тестирование» этого мира на принятие их такими, как они есть. А жизнь будет связана с поисками своего места в ней, желанием любви и признания. Это занятие станет серьезным «отвлекающим» мероприятием, на которое будут расходоваться силы ребенка, которых теперь ему не будет хватать на решение обычных задач детства и юности. А если окружающий мир на такие запросы будет отвечать отказом в признании его прав, то это может сопровождаться «поиском» себя в другой среде – ребенок будет искать это признание в компаниях себе подобных, таких же обделенных вниманием и любовью, утверждаться там доступными ему для этого способами, обычно агрессивными и разрушительными. Поэтому так часто дети, обремененные «важными задачами», пополняют ряды малолетних преступников, наркоманов и хулиганов. Еще одним проявлением «тестирования реальности на безусловное принятие» можно считать любые экстремальные увлечение. Хотя это явление имеет много истоков существования, но ощущение того, что ребенок с чем-то важным не справился, также может направлять его на этот путь. С детства усвоенное беспокойство и равнодушие значимых для него людей, будет толкать таких детей и подростков на «геройские» поступки, чтобы привлечь к себе внимание, получить признание, а иногда нежность и заботу, так не хватавших им в раннем детстве. Со временем безрассудный героизм, особенно если он не нашел отклика и понимания у близких и значимых для ребенка людей, станет самоцелью, нормативом их поведения. Теперь основным станет постоянное подтверждение всемогущества такого ребенка, его нарастающей уверенности, что для него нет ничего невозможного, невыполнимого. Ведь даже со смертью он в состоянии играть на равных, ходить по краю пропасти между жизнью и смертью, контролировать эту пропасть и себя. Но непонимание почему же не принимают его таким всемогущим все равно останется! Оно, как тупая боль от старой раны, не будет давать покоя, требовать постоянных попыток доказательства своего всемогущества, своей патентности. Иногда вырваться из этого замкнутого круга удается только, когда обрывается жизнь. Если Вы заметили в себе подобные проявления или чувства, начните разбираться в их причинах. Давайте не будем ставить сложных задач перед нашими детьми. А если Вы уже взрослым до сих пор пытаетесь решить задачу, условие которой Вам до сих пор не понятно, можно попробовать заново прочитать этот учебник Вашей жизни. Возможно, вместе со специалистом-психологом или психотерапевтом, вы сможете понять, как исправить ошибки в условиях, чтобы получить важный для себя и своей жизни ответ.
Елена Гладкова, психоаналитик, сотрудник Центра «Хризантема», г. Одесса Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|