|
"Из лягушки - в принцессу", или о работе с негативным жизненным сценариемАвтор статьи: Денисова Анна Ивановна
Как мы знаем из теории (Э. Берн, К. Штайнер, В.В. Макаров и др.), сценарий – это определенный устойчивый взгляд личности на свою жизнь, формируемый в детстве и реализуемый в течение жизни. Это какой-то жизненный план, на формирование которого повлияли родители и/или социальная ситуация. Сценарий может быть успешным или неуспешным. По В. Макарову, например, возможны три разных линии развития сценария - победитель, неудачник и непобедитель (на мой взгляд, это такой «мягкий» вариант неудачника). У Э. Берна это – счастливчик, труженик и неудачник. В любом случае, какую бы классификацию мы не взяли, каждый клиент обладает собственным, неповторимым представлением своего жизненного пути и своим набором способом воплощения в реальной жизни этих представлений. В процессе жизни каждый человек «пишет» свою собственную историю. Хочу остановиться на последнем случае с клиенткой, у которой явно прослеживался сценарий «жертвы» (или неудачницы). Наиболее ярко этот сценарий характеризуют ее отношения с мужчинами. Выбирая всегда мужчин садистичного типа, она заранее готова к насилию и унижению над собой – физического или морального характера. И даже в тех отношениях, которые она не формирует, а как бы «случайно» попадает, она всегда играет роль жертвы. Кроме того, она по жизни «притягивает» к себе несчастные случаи самого разного характера. Отношения созависимые. Есть проблемы с личными границами. В результате совместного исследования ее жизненной истории в терапии, она поняла, что свое детское решение о формированнии определенного стиля жизни она сделала на основании ранней детской психотравмы. Именно в раннем возрасте ребенком некритично усваиваются первые жизненные образцы поведения и установки, а также стратегии выбора и поведения. В дальнейшем этот ее ранний опыт унижения быстро закрепился похожими случаями, которые стали происходить с ней с определенной периодичностью. И к подростковому возрасту жизненный сценарий уже приобрел вполне характерные узнаваемые черты и особенности. На момент начала терапии личная жизнь не складывалась, и запрос состоял в просьбе оказать помощь выйти из депрессии после разрыва очередных созависимых отношений. Продуктивным способом исследования ресурсов клиентки, а также коррекции сценария оказался способ работы с метафорой через сны, рисунки, сказки и упражнения с использованием трансовых методик. Особенно актуальным в этом случае оказался факт, что травматитческий опыт мог быть описан и пережит символически, иносказательно, в безопасном для клиентки условном пространстве. А также, учитывая раннюю травму, работа с метафорой позволяла описывать не только сознательный, но и бессознательный опыт клиентки. Коррекция сценария проводилась на основе сюжета сказки. Коррекция включала в себя несколько этапов: 1. Составление авторского варианта сказки с рисованием иллюстраций; 2. Проговаривание, рассказ истории и описание персонажей; 3. Выбор оптимального варианта развития сюжета сказки; 4. Обсуждение возможности реализовать желаемые изменения в реальной жизни. Нужно отметить, что коррекционная часть терапии сопровождалась как многочисленными инсайтами, так и активным сопротивлением, которое выражалось в частом переносе сессий или даже отмене. В настоящее время работа еще продолжается, но позитивные изменения в жизни клиентки уже налицо. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|