Наверное, все слышали или читали про ПТСР (посттравматическое стрессовое расстройство). Тяжелая, экстремальная ситуация: война, авария, болезни и смерть близких, и т. п. влияет на психическое состояние человека. Пострадавшего преследуют воспоминания о событии, тяжелые чувства, падает работоспособность, усложняются отношения с людьми. С этой стороной пост-травмы знакомы, наверное, все.
Для меня в свое время стало неожиданным, что, оказывается, существуют исследования, показывающие положительное влияние травмирующих ситуаций. Я, конечно, замечала, что иногда, благодаря преодолению травмирующих обстоятельств, жизнь человека может меняться к лучшему, но интересны именно научные исследования на эту тему.
Во всей истории изучения травматических событий основной акцент был сделан на устранении негативных последствий травмы, но не на возможностях позитивного выхода из травматической ситуации. Однако исследователи были вынуждены констатировать, что тенденция роста и развития так же может быть следствием переживания травмы.
Специалисты назвали это явление «посттравматический рост» – ПТР. Феномен посттравматического роста был описан в 1990-е гг. в контексте ПТСР. Позитивные изменения личности наступают вследствие травмы и наблюдаются у 10-20% пострадавших, наряду с известными негативными последствиями.
Сейчас авторы рассматривают посттравматический рост и как положительный эффект воздействия травмы, и как стратегию ее психологического преодоления. Как подействует экстремальная ситуация на человека – зависит от особенностей его личности.
Существуют различные теории, объясняющие феномен ПТР. По К. Домбровскому посттравматический рост – разрушение консервативных структур, тормозящих развитие. Теория Домбровского объясняет, почему люди противятся изменениям, в чем может содержаться развивающий потенциал даже катастрофы или утраты.
А. Маслоу в свое время четко показал, что защита и изменение – это несовместимые вещи. Можно либо развиваться, либо защищаться, но не то и другое одновременно. Чем раньше человек сможет перейти от защиты к изменению, тем более основательным и продуктивным окажется это изменение. При интенсивном воздействии неблагоприятных обстоятельств развитие – единственная возможность самосохранения.
Если человек в состоянии найти смысл в самом катастрофическом событии, то, скорее всего, одной из реакций на травму будет посттравматический рост. Ресурсы ПТР – это ресурсы принятия, нахождения смысла и экзистенциального мужества, способность увидеть возможности иного Я, вместо того, чтобы цепляться за сохранение остатков разрушенного Я. Их можно назвать ресурсами изменения.
Тадеши и Калхаун выделили 3 модели посттравматического роста:
- «Стойкость через Страдания» включает открытие себя и новое восприятие себя, возникшее в результате совладания с ситуацией;
- «Экзистенциальная Переоценка» включает создание новой внутренней ценности, порожденной восприятием человеческой слабости в первое время после трагедии;
- «Психологическая Подготовленность» фокусируется на изменениях в мире уцелевшего, подразумевающих больший конструктивный рост.
Посттравматический рост может проявиться как осознание ценности жизни, укрепление межличностных отношений, возросшее ощущение собственной силы, трансформация жизненных приоритетов, обогащение духовной и экзистенциальной составляющих жизни. Для некоторых людей преодоление травмы становится опытом глубокого самосовершенствования.
Посттравматический рост происходит в результате совладания человека с новой посттравматической реальностью, и во многом определяется усилиями, затраченными на преодоление трудностей.
Статья опубликована на сайте автора http://www.psy-online.su/articles/10
01.02.2017
Литература:
[1] Jarden A. перевод tolkoksana Посттравматический рост: введение и обзор, https://tolkoksana.com/2013/12/14/%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%82-%D0%B2%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%B8-%D0%BE/
[2] Будыкин С. В., Дворянчиков Н. В. Психологические последствия экстремальных ситуаций у сотрудников правоохранительных органов и гражданских лиц, Психологическая наука и образование, 2013, № 2
[3] Леонтьев Д.А. многоуровевая модель взаимодействия с неблагоприятными обстоятельствами: от защиты к изменению, Материалы III Международной научно-практической конференции, Кострома, 26 – 28 сентября 2013 г.