Влияние половой принадлежности на карьерный рост

Еще сто лет назад считалось нормой, что женщины преимущественно были хранительницами домашнего очага, а мужчины – кормильцами. Сейчас женщины, не довольствуясь ролью домашней хозяйки, работают наравне с мужчинами, занимают руководящие посты. Однако статистика показывает, что женщины значительно реже, чем мужчины, становятся руководителями, они медленнее поднимаются по служебной лестнице. Почему так происходит? Неужели пол влияет на карьерный рост? Может быть, прав был Зигмунд Фрейд, основатель психоанализа, заявив, что «анатомия – это судьба»? Возможно, место женщины все-таки на кухне, может быть, ей лучше быть тылом для успешного мужчины?

Что влияет на карьерный рост человека, независимо от его пола? Конечно же, личностные качества, например активность, целеустремленность, рациональность, мотивация достижения успеха, ответственность, способность быть лидером. Не меньшую роль играют и образование, дополнительные умения и навыки. Нельзя забывать и о ситуативных факторах: наличие семьи и детей. Одинаково ли происходит продвижение по службе у мужчин и женщин? Попробуем разобраться в этом вопросе.

Мальчики и девочки: два разных мира?

Среда, особенности воспитания, стиль взаимоотношений с родителями оказывают существенное воздействие на всю жизнь человека. Может ли опыт детства оказать влияние на карьерный рост? Уже при рождении мальчиков и девочек не только одевают в одежду разных цветов (девочкам предназначается розовая, мальчикам – голубая), но к ним по-разному относятся и ожидают от них разного поведения.

В одном исследовании психологи предлагали разным семейным парам некоторое время последить за младенцем. Половине пар говорили, что младенец – девочка, половине – мальчик. Выяснилось, что стиль взаимодействия с младенцем зависел от того, каким полом был наделен ребенок. Если испытуемые считали ребенка мальчиком, то они проявляли активность: подкидывали его, шевелили, а если девочка, то нежно укачивали. Если ребенок плакал, то про «мальчика» говорили, что у него сильный голос, он настоящий мужчина; про «девочку» – что она устала, хочет кушать, у нее очень нежный голосок.

 

Одежда мальчиков (брюки, комбинезон) дает возможность для развития двигательной активности, одежда девочек (платье) как бы говорит: не бегай, будь спокойной, аккуратной, не помни свое нарядное платье. Чуть позже ребенок, наблюдая за своим ближайшим окружением, усваивает особенности мужского и женского поведения; теперь он четко знает, что можно и нужно, а чего нельзя делать мужчине и женщине. Ребенок, идентифицируя себя с родителем своего пола, выбирает для себя полотипичные модели поведения. Так, девочки, подражая маме, учатся готовить, стирать, шить, а мальчики предпочитают активные игры, машинки и т. п. Родители поощряют «женские» занятия девочек – например, покупая им куклы, приучая готовить, отдавая на курсы шитья. Точно также обычно относятся и к мальчикам: «мужские» пристрастия мальчиков (машинки, самолеты и т.д.) одобряются. И очень редко можно видеть, как родители положительно относятся к «неженским» увлечениям девочек и «немужским» – мальчиков.

Что же в итоге? Могут ли развиться склонности ребенка, если их не только не развивают, но и порицают? Конечно же, нет. Таким образом, ребенок выбирает модели поведения не исходя из своих побуждений и склонностей, а только в соответствии с полом. Родители и воспитатели, основываясь на закрепленных в сознании стереотипах относительно того, какой должна быть девочка и каким должен быть мальчик, часто осознанно, но порой и несознательно заставляют ребенка следовать этим стереотипам. У девочек поощряются такие проявления, как нежность, заботливость, терпимость, и порицается активность, агрессивность, напористость, доминантность. У мальчиков, конечно же, наоборот. Родители часто говорят девочкам: «Будь аккуратной, ты же девочка», «Не смей драться, ты же не мальчишка!». Мальчики с детства слышат: «Не плачь, ты же мальчик», «Дай сдачи, будь настоящим мужчиной». Таким образом, родители путем поощрения и порицания формируют характер ребенка. Очевидно, что родители и учителя способствуют развитию у мальчиков именно тех качеств личности, которые являются залогом профессиональной успешности: активности, стремления к достижениям, лидерству. У девочек, напротив, развивают качества, скорее мешающие профессиональному росту: пассивность, стремление заботиться и опекать, направленность на успех других. Девочки, воспитанные по фемининному (женскому) образцу, часто имеют представление о том, что руководящие должности – удел мужчин, и даже не стремятся состояться в профессиональной сфере. Мальчики, в свою очередь, считают женщин неспособными руководить.

Привитие полотипичных способов поведения формирует у девочки (женщины) неспособность противостоять сложностям, которые обязательно встретятся на ее пути, женщина становится успешной в семье, но не готова быть успешной в профессиональной деятельности. Не менее сложна ситуация с мальчиками: невовлеченность в жизнь родительской семьи, привитие мысли о том, что дом – мир женщины, а весь остальной мир – дом мужчины, формирует мужской инфантилизм в семейной сфере, мужчина не чувствует никакой ответственности за семью, за воспитание детей, за создание и поддержание семейного очага. А ведь уже давно доказано, что человек, обладающий только (или преимущественно) фемининным или только маскулинным набором характеристик, значительно менее адаптивен, чем его собрат, обладающий совокупностью типично мужских и женских черт. 

Успешный мужчина ≠ успешная женщина.

Исторически так сложилось, что в понятия «успешный мужчина» и «успешная женщина» вкладывается совершенно разный смысл. Считается, что успешный мужчина – профессионал, он социально активен, хорошо зарабатывает, увлекается экстремальными видами спорта. Он может быть как женат, так и холост: наличие семьи не является критерием успешности мужчины. И если он почти не бывает дома, почти не общается с детьми, никто не назовет его плохим отцом или мужем, ведь основная задача мужчины – обеспечить жену и детей. Успешная женщина полная противоположность успешного мужчины. Она обязательно должна быть замужем (незамужних женщин порой называют обидным словом «синий чулок», подчеркивая их ущербность) и иметь детей (часто обращается внимание на то, что женщина, которая не стала матерью, не состоялась как женщина). Кроме того, успешная женщина – это не просто мать, это – заботливая мать и жена, хорошая хозяйка, посвящающая свой досуг семье, обеспечивающая комфорт и уют.

Совершенно естественно, что каждый человек стремится в той или иной степени реализовать себя стать успешным. И когда в обществе существует нормотипический  образец успешности, то не следовать ему очень трудно. Вот и получается, что для того, чтобы стать настоящей женщиной нужно выйти замуж и родить детей, а чтобы стать настоящим мужчиной  - нужно реализоваться в профессии. Как следствие, многие женщины не стремятся получить высокую должность.

Мужчины и женщины в паутине стереотипов: где выход?

Представим себе профессионального специалиста. Женщину.

Она – отличный, высококвалифицированный, ответственный и дисциплинированный сотрудник, заместитель начальника отдела, претендующий на вакантную должность начальника отдела. Но, к сожалению, на эту должность берут … гораздо менее квалифицированного коллегу-мужчину, а ей приходится продолжать довольствоваться ролью его заместителя. Причины оказываются весьма банальными. Во-первых, высшее руководство, от которого и зависело решение, считает, что, несмотря на более высокую квалификацию, женщины меньше годятся для руководящей работы. Во-вторых, если женщина станет главой отдела, то она будет руководить несколькими десятками подчиненных, среди которых есть и мужчины. Мужчины должны будут подчиняться женщине, следовательно, они могут почувствовать себя ущемленными, и это негативно скажется на работе. В-третьих, руководители позаботились и о себе. Они побоялись, что молодая женщина, имеющая двух детей, будет периодически брать больничный (а мужчина этого делать не будет). Кроме того, у женщин много семейных обязанностей, поэтому они будут меньше отдаваться работе, нежели мужчины. Увы, наша героиня столкнулась с так называемым «стеклянным потолком» (термин был предложен Линн Мартин, министром труда США) – метафорой, которая обозначает наличие барьеров, препятствующих карьерному росту женщин. Этот пример буквально пронизан социальными стереотипами, которые оказываются на службе у мужчин и мешают женщинам продвигаться по службе.

Курица – не птица, женщина – не руководитель…

Итак, стереотип первый – «мужчины являются лучшими руководителями».

Исследования психологов показывают, что эффективность руководства не связана с половой принадлежностью. Правда, женщины-руководители (особенно начинающие) часто сталкиваются с проблемами, с которыми никогда не сталкиваются руководители-мужчины. Если мужчине нужно доказать, что он хороший специалист и руководитель, то женщине нужно доказать, что она хороший специалист и руководитель, несмотря на то, что она - женщина. Подчиненные (особенно мужчины) намного чаще спорят с женщинами-руководителями и пытаются давать им советы. В случае несогласия решающим доводом может стать снисходительное: «Вы размышляете как женщина» со стороны мужчины-подчиненного. Таким образом, женщина тратит огромное количество энергии и времени, которые можно было бы направить на решение деловых вопросов, на то, чтобы доказать: она не хуже мужчины-руководителя.

Игли и Джонсон провели исследование, посвященное сравнительному анализу стилей руководства мужчин и женщин. Они выяснили, что женщины уделяют больше внимания человеческим взаимоотношениям и более склонны к демократическому стилю руководства. При этом они подчеркивают, что разница в поведении мужчин и женщин-руководителей не очень большая. (Бем С. Гендерная психология.)

Мир – дом мужчины, дом – мир женщины

Второй стереотип касается устоявшегося мнения о том, что для всех женщин самым главным в жизни является семья, и, следовательно, женщине не следует занимать руководящие позиции. Считается, что для мужчины, стремящегося к руководящей должности, семья не является помехой. Наоборот, работодатели предпочитают семейных мужчин, потому что полагают, что семья для мужчины – тыл. Хороший заработок, обеспеченный продвижением по службе, только повысит его статус кормильца. Женщина же имеет дома массу обязанностей. О женщине-руководителе говорят, что семья и дети будут мешать ей реализоваться в полную силу. Так уж сложилось в большинстве семей и закрепилось в общественном сознании, что если оба супруга работают, то домашний труд оказывается «женским». Женщина должна вести домашнее хозяйство, заботиться о муже и детях. И, продвигаясь по службе, она часто начинает испытывать угрызения совести, потому что меньше времени, чем ей хотелось бы, уделяет близким, ее семья питается не блюдами домашнего приготовления, а полуфабрикатами. Увы, стереотипы подсказывают нам, что такая женщина – плохая хозяйка, и было бы больше пользы, если бы она отказалась от карьеры в пользу обычной работы, зато больше времени посвятила семье. Еще одной причиной является то, что именно «женской» обязанностью – как «главной по семье» – становится уход за ребенком. Родив ребенка, женщина на время прерывает свой карьерный рост и из-за этого у женщин меньше шансов получить хорошую высокооплачиваемую работу, чем у мужчин. Также  мужчины почти не ухаживают за больными детьми. Женщина оказывается в худшем положении по сравнению с мужчиной, ведь регулярное выпадение из профессиональной жизни уменьшает ее шансы на карьерный рост. Если бы стало традицией, что больничные отпуска по уходу за ребенком берут как женщины, так и мужчины, то шансы женщин стать руководителями сразу бы повысились.

Психологи выяснили, что дети работающих женщин более самостоятельны, ответственны, решительны, способны к самостоятельному принятию решений, чем дети матерей-домохозяек.

Мужчина – кормилец, а женщина кто?

Третий стереотип, способствующий продвижению мужчин и мешающий профессиональному росту женщин, связан с мнением, что мужчина должен зарабатывать больше женщины. Поэтому часто, если на руководящую должность претендуют мужчина и женщина, выбор останавливается на мужчине. «Ему семью кормить нужно, а вас прокормит муж» – может услышать женщина. Подразумевается, что где-то там, в другой организации, при сходных обстоятельствах предпочтение отдадут не какой-то женщине, а именно ее мужу. Этот стереотип непосредственно связан с традиционно-патриархатным распределением ролей. Сейчас же результатом существования стереотипа, что мужчина должен зарабатывать больше, оказывается тот факт, что в среднем заработки женщин существенно ниже заработков мужчин, хотя уровень образования последних в среднем значительно ниже уровня образования женщин.

В Германии женщина получает в среднем 70% от заработков мужчины. В США работающие женщины средних лет зарабатывают чуть больше – 74%. Средние заработки афроамериканок никогда не поднимаются выше 65%, у латиноамериканок они падают до 57%, у российских женщин, по оценкам ВЦИОМ, на 1999 год они составляли всего 45% от мужских. Еще хуже дело обстоит во многих мусульманских регионах, где работающим женщинам не удается получать даже треть мужских доходов. Статистические данные свидетельствуют, что каждый рождающийся у женщины ребенок снижает ее заработки (Словарь гендерных терминов).

Последствия распространения стереотипов: «страх успеха» и «синдром домохозяйки»

Женщины часто не готовы проявлять маскулинные характеристики, потому, что они боятся потерять свою женственность. Психолог Мартина Хорнер, изучая мотивацию мужчин и женщин, описала феномен «страх успеха». Она обратила внимание на то, что для мужчин чаще характерна мотивация достижения успеха, а женщинам чаще присуща мотивация избегания неудач. Известная исследовательница Галина Турецкая обращает внимание на то, что страх успеха у женщин связан с низкой, по сравнению с мужчинами, самооценкой, неуверенностью в своих силах, отсутствием профессионального честолюбия. Причиной возникновения этого феномена может стать, во-первых, опыт детства, а во-вторых, стереотипы, распространенные в нашем обществе. Часто утверждается, что мужчины лучшие руководители, именно они должны управлять и создавать. Под таким прессингом у женщин складывается впечатление о себе как менее способных. Это серьезная проблема, и женщинам часто требуется психологическая помощь, для того чтобы избавиться от страха успеха, привитого в детстве.

Галина Турецкая выделяет два типа работающих женщин, характеризующихся страхом успеха: ориентированные на карьеру и ориентированные на семью. Женщины, ориентированные на карьеру, ощущают беспокойство оттого, что не уделяют достаточно внимания семье, испытывают чувство вины перед родными за то, что проводят с ними мало времени. Близкие часто осуждают активность женщины в профессиональной сфере и пытаются сделать их причиной всех внутрисемейных проблем: «Сын двоечник потому, что ты все время на работе и не можешь проверить у него уроки», «Ты виновата в том, что у мужа есть любовница, потому что ты не заботишься о нем». Женщины, ориентированные на  семью, отказываются от карьерного роста, работа становится для них обузой. И при этом они все равно постоянно беспокоятся о том, что недостаточно времени уделяют семье. Такие женщины обычно имеют поддержку от окружающих, их называют настоящими женщинами. Проблемой же часто становится то, что родные начинают беззастенчиво манипулировать ими. Так, муж отказывается выполнять любую работу по дому, сыновья подражают ему. Женщинам со страхом успеха стоит посмотреть на себя не только как на представительницу биологического пола, а увидеть в себе индивидуальность. Осознать, что она, равно как  и мужчина, имеет право выбирать себе сферу деятельности и не обязана посвящать себя исключительно детям и домашним обязанностям.

Не менее печальным последствием распространения стереотипов является «синдром домохозяйки», выявленный американской феминисткой и психологом Бетти Фридан. В середине 1950-х годов она обратила внимание, что многие американские домохозяйки страдают неврозами. Как показало проведенное исследование, причина в том, что женщины не чувствовали удовлетворения от своей роли домохозяйки. Их труд не оценивался высоко, статус был невысоким, мир ограничивался семьей. Женщины жаловались, что мужу часто неинтересно говорить с ними, потому что их интересы не выходили за рамки домашних забот. После того как женщины начинали реализовываться в профессиональной сфере, «синдром домохозяйки» пропадал.

В случае соперничества представителей разных полов, для того чтобы обойти мужчину по карьерной лестнице, женщина должна быть намного образованнее, способнее, ответственнее и т. д. Мужчине, чтобы обойти женщину, достаточно уже того, что он – мужчина. Увы, женщина оказывается в паутине стереотипов, мешающих ее росту. В последние десятилетия эти стереотипы постепенно разрушаются, давая женщинам возможность не страдать от принадлежности к биологическому полу. Однако не так быстро, как хотелось бы. 

Гусева Ю. Влияние половой принадлежности на карьерный рост // Профессия Директор. 2007. № 3. 



Просмотров: 489
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Не думайте, что женщины зависят от мужчин больше, чем мужчины от женщин.
  • Женщина – усилитель мужчины, а мужчина успокоитель – женщины
  • Отношения мужчины и женщины с разницей в возрасте. Когда мужчина значительно старше женщины (10+)
  • Роль фона для мужчины женщин больше не устраивает. Нравятся ли мужчинам доминирующие женщины?
  • Почему мужчина зависим от женщины? (Каким образом женщина контейнирует мужчину).
  • Мужчины ,которые ненавидят женщин, и женщины,которые их любят.
  • Что должна женщина отдавать и делать ради мужчины, чтобы быть любимой, а не использованной
  • Мужчина должен женщине только потому, что он мужчина, а она женщина?
  • Быть человеком: женщины, истребляющие мужчин, истребляющих женщин
  • Может ли Женщина быть Счастливой без Мужчины?
  • Может ли женщина быть счастлива без мужчины?
  • Почему женщина-загадка не получает от мужчины того, чего хочет.
  • Мужчина и женщина: кто кого выбирает на самом деле? (глазами женщины)
  • Если женщина "тормозит" движение мужчины вперед, то мужчина решает эту проблему по-своему.
  • Женщина должна быть слабой, а мужчина героем? Часть 1. Гендерные стереотипы на службе у рекламы
  • Внимание мужчины на женщине, когда внимание женщины на себе
  • Почему мужчины перестали быть мужчинами, а женщины женщинами. Психоаналитический взгляд.
  • «Настоящий мужчина» глазами влюбленной женщины и влюбленного мужчины
  • Без мужчины - тоска! Каких мужчин хотят женщины?
  • Как женщина может влиять на намерения и отношение к себе мужчины
  • Каких именно женщин больше всего ценят и уважают мужчины
  • Только женщина, фанатка своего мужчины – способна сделать из него чемпиона
  • Не смотрите на себя через призму мужчин. Десять ошибок женщин - для того, чтобы испортить себе жизнь
  • Чувственная женщина - это счастье для того мужчины, кому посчастливится ее встретить
  • Пора спасать мужчин от женщин, или Чем страшна женщина и как с ней бороться
  • Женщина зарабатывает больше мужчины
  • «Хоть плохонький, но свой» или как женщина может «блокировать» успех мужчины
  • Чего хотят мужчины?Отношения мужчины и женщины.Заметки психолога.
  • Что происходит, если женщина раньше времени решила, что этот мужчина и есть её единственный
  • Мужчины, женщины, гендер, феминизм. Или чего хотят женщины?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь