|
Рост или развитие, есть ли разница?Автор статьи: Татьяна Никулина
Популярность призывов к личностному росту или развитию личности достигли уровня рекламы известных стиральных порошков: ах, вы еще не развиваетесь?! – тогда мы идем к вам! А что входит в понятия личностный рост или развитие личности? Есть ли между ними разница? Известный голландский психотерапевт Б. Ливехуд дал стройные описания понятий «изменение», «рост» и «развитие». ИЗМЕНЕНИЕ означает движение, или отсутствие застоя. Первым на ум приходит «броуновское движение» из школьного урока по физике. РОСТ - это систематическое изменение определенного фактора внутри системы. Рост бывает в отношении количества, объема, веса. Например, мы растем биологически, или набираем знания и умения. РАЗВИТИЕ означает структурные изменения во всей системе в целом; близким по смыслу может быть понятие СОЗРЕВАНИЕ, или, диалектически: количество переходит в качество посредством скачка на другой уровень. Наверное, лучшим примером может служить превращение кокона в бабочку. Интересно, как эти понятия взаимосвязаны: изменение остается хаотичным, пока не наметит определенное направление, наметило, куда – и вот, оно уже перешло в рост чего-то конкретного. Рост разных конкретных составляющих в системе продолжается до созревания, скачка в новое качество всей системы в целом – и вот уже произошло развитие. Возьмем для примера освоение профессии. Сначала мы изучаем разные предметы в школе, один урок сменяет другой, пока мы не осознаем интерес в конкретной области (или этот интерес кто-то извне направляет, неважно). Сконцентрировавшись в одном направлении, мы набираем знания, потом навыки – и вот наш профессиональный рост. Если ИЗМЕНЕНИЕ похоже на поисковую деятельность – «что бы такого еще попробовать», то РОСТ – это уже целенаправленная деятельность, она направляется как нами лично, нашими желаниями и мечтами, так и извне – чьими-то указаниями, «пинками» или навязанным мнением, правилом. Главное здесь – систематический рост. А что же РАЗВИТИЕ? Интереснее всего, что качественный скачок всей системы в целом происходит независимо от наших целей или желаний. Знает ли гусеница, заворачиваясь в кокон, что она превратится в бабочку, или у нее были другие планы? Возможно, именно поэтому многие боятся, как изменений, так и роста? Ведь никогда не знаешь, во что это выльется на самом деле? Когда мы нацеливаемся на РОСТ, то есть сознательно ставим перед собой задачи по увеличению количества знаний и разнообразных навыков, мы, на самом деле, получаем гораздо больше того, на что нацеливаемся. Это как выработка руды: извлекаем то, что считаем полезным, а остальное поначалу считаем отходами, побочным продуктом, но эти побочные продукты также оседают в нашей памяти и могут оказаться полезными в других, неожиданных для нас самих ситуациях. Что, если, смешивая, понятия изменения, роста и развития, мы получаем смысловую разобщенность в своем внутреннем мире, «слипание» разных психических содержаний, которые соответствуют стадиям изменения и роста? То есть, изменения, поиски всегда присутствуют в жизни, но часто они не переходят в рост, так как не имеют направления или цели. А если смешиваются или слипаются понятия роста и развития, то не ставим ли мы нереалистичные задачи в области развития, вместо того, чтобы сосредоточиться на росте? Как следует сосредоточиться на поиске направлений роста? С самого детства вокруг нас много желающих нас направить, но что, если мы сами задумаемся и выберем свои направления, по нашим желаниям и интересам, а не навязываемым стереотипам жизни? А вот как раз по поводу РАЗВИТИЯ можно и не беспокоиться - оно произойдет неизбежно в результате РОСТА отдельных составляющих, и независимо от наших желаний, да еще может случиться в той области жизни, о которой мы сначала и не догадывались. Иначе, какой же это диалектический (или квантовый?) скачок перехода количества в качество? «В области психического постоянно возникают, как выражается Юнг, такие «закладки», зародыши будущего, значение которых может обнаружиться в очень отдаленной перспективе - в неожиданных для самого человека его творениях и поступках» (Л.И. Анцыферова). Таким образом, сознательно планировать мы можем только РОСТ, а РАЗВИТИЕ происходит без нашего сознательного участия. Но тогда можно сделать еще один важный вывод: не стоит ограничивать свои планы исключительно «полезной деятельностью». «Полезной» в том смысле, что мы точно можем просчитать выгоду или отдачу. Стоит обращать внимание и на те направления, которые сейчас кажутся бесполезными, как излишняя роскошь или блажь, просто душа просит! Мы не уверены, для чего это нам надо, да и близкие ворчат: глупостями занимаешься. Не отказывайтесь! Ведь развитие происходит независимо от нас, или не происходит. Можем ли мы просчитать, в какие картины нашей будущей жизни сложатся все растущие кусочки системы? Мы не можем повторить чужой опыт, но мы можем проявиться индивидуально, и каждый по-своему! Если у вас были примеры, когда вам в жизни неожиданно пригодился именно тот, казавшийся в прошлом бесполезным, навык, поделитесь в комментариях! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|