Об опыте использования системомыследеятельностного подхода в психологическом консультировании

Автор статьи: Ирина Донченко

В своей психологической практике я преимущественно ориентируюсь на системомыследеятельностный подход (СМД-подход), основателем которого является Георгий Щедровицкий. СМД - системная организация деятельности.

Одним из базовых положений СМД-подхода, является положение о том, что проблемы у человека возникают в том случае, если мысли о ситуации взаимодействия несоответствуют реальному взаимодействию. И в таком случае человеку необходимо совершить несколько шагов:

1. Прекратить действовать.

2. Проанализировать собственные мысли о ситуации взаимодействия.

В смд-подходе существует несколько базовых схем, которые возможно положить в данном случае в основу работы с клиентом. Одна из наиболее часто применяемых мною в работе схем, является схема "Акта действия":

Об опыте использования системомыследеятельностного подхода в психологическом консультировании

Основные компоненты схемы:

Индивид - человек, выполняющий деятельность, имеющий определенные возможности и способности.

ИМ - исходный материал - то, что происходит в реальности в данный момент времени; описание существующей ситуации.

Пр. - предполагаемое состояние ситуации после преобразования (превращения) исходного материала.

Цель – это образ желаемого результата. Цель фактически определяет структуру акта деятельности в целом. Под реализацию определенной цели определяются определенные действия, средства и способы их реализации.

Результат – конкретные результаты деятельности, которые имеют собственные характеристики, критерии и показатели их достижения.

Базовый процесс (процедуры) – это последовательность действий, которые обеспечивают получение результата по преобразованию существующей ситуации в желаемую. 

Средства – то, что используется для выполнения действия.

Исходное положение при этом можно сформулировать следующим образом. Реализовать можно любую деятельность при условии, когда каждый элемент структуры деятельности (цель, задачи, средства, способы, условия, критерии и показатели достижимости результата и т.д.) представлены в сознании субъекта. Если же хотя бы один из элементов структуры деятельности в сознании не представлен, то вместо деятельностной задачи, которую необходимо решить, субъект получает проблему.

В применении к психологическому консультированию, большинство запросов, с которыми обращаются клиенты, носят деятельностный характер, и их возможно рассмотреть на основе схемы акта действия. 

Основная задача консультанта при этом, создать условия для понимания человеком особенностей структуры собственной мысли по отношению к ситуации и приведению в соответвие мыслей о деятельности и самой деятельности в реальной ситуацию.

В качестве примера можно привести следующую ситуацию. Клиентка рассказывает о том, что 20 лет она сохраняла свою семью. Делала для этого все, но муж все же ушел. При уточнению того, что именно она делала, женщина ответила следующее "Каждый день я проверяла его мобильный телефон на предмет наличия в нем подозрительных контактов и смс". Т.е., думала она, что сохраняет семью, а на самом деле она ее разрушала. При чем понимания этого несоответствия небыло. 

Решая вышеуказанную задачу, консультант в качестве инструментов использует рефлексивные вопросы. Вопросы, которые переводят человека на другой уровень понимания особенностей организации своей системы мысшления и деятельности. Как правило, это вопросы направленные на осознание элементов структуры деятельности: какова цель; каковы критерии и показатели, свидетельствующие о полученном результате; какие действия совершаются и приводят ли они к желаемому результату и т.д.

В результате такого анализа, клиент получает возможность осознания и понимания тех точек разрыва между мыслью о деятельности и самой деятельностью, которые и приводят к возникновению проблемной ситуации.



Просмотров: 366
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Эссе по работе Зигмунда Фрейда "Положение о двух принципах психической деятельности"
  • Мощнейший стимул нашей деятельности, который одновременно является столь же мощным тормозом.
  • Экспериментальное исследование особенностей речевой деятельности у мужчин, больных шизофренией
  • Обесценивание своей профессиональной деятельности
  • Нетворкинг - сфера деятельности или компетенция современного человека?
  • Как улучшить результаты вашей деятельности?
  • Рабочая программа внеурочной деятельности в 5 классе "Мы вместе"
  • Взаимосвязь характеристик исполн. деятельности с "якорями карьеры" личности у педагогов
  • О лицензировании психологической деятельности
  • Обучение расстановкам. Хочу получать больше денег от своей деятельности...Случай из практики.
  • 7 фишек раскрытия способностей. Фишка 4. Способности развиваются в деятельности
  • Выбор работы (деятельности) с учетом метапрограмм
  • Психотерапевтические возможности камнетерапии в профессиональной деятельности педагога-психолога
  • Возможности песка и песочницы в консультативной или развивающей деятельности психолога
  • История и философия культуры как факторы, определяющие характер спортивной деятельности
  • О вопросах социально-психологической готовности подростков к профессиональной деятельности
  • Принцип деятельности.
  • О деятельности психолога
  • Цель опрашивает средства (6 препятствий которые мешают достичь).
  • Архетипические корни деятельности.
  • Мотивация профессиональной деятельности
  • От манипулятивной деятельности к игре.
  • Личность в профессиональной деятельности.
  • Про начало профессиональной деятельности
  • Творчество в деятельности управленца
  • Мотивация к эффективной деятельности
  • Смена профессиональной деятельности
  • Информационные технологии в деятельности психолога
  • «Перенос» и «контрперенос» в преподавательской деятельности
  • Психологические аспекты экскурсионной деятельности лиц с ОВЗ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь