|
Об опыте использования системомыследеятельностного подхода в психологическом консультированииАвтор статьи: Ирина Донченко
В своей психологической практике я преимущественно ориентируюсь на системомыследеятельностный подход (СМД-подход), основателем которого является Георгий Щедровицкий. СМД - системная организация деятельности. Одним из базовых положений СМД-подхода, является положение о том, что проблемы у человека возникают в том случае, если мысли о ситуации взаимодействия несоответствуют реальному взаимодействию. И в таком случае человеку необходимо совершить несколько шагов: 1. Прекратить действовать. 2. Проанализировать собственные мысли о ситуации взаимодействия. В смд-подходе существует несколько базовых схем, которые возможно положить в данном случае в основу работы с клиентом. Одна из наиболее часто применяемых мною в работе схем, является схема "Акта действия": Основные компоненты схемы: Индивид - человек, выполняющий деятельность, имеющий определенные возможности и способности. ИМ - исходный материал - то, что происходит в реальности в данный момент времени; описание существующей ситуации. Пр. - предполагаемое состояние ситуации после преобразования (превращения) исходного материала. Цель – это образ желаемого результата. Цель фактически определяет структуру акта деятельности в целом. Под реализацию определенной цели определяются определенные действия, средства и способы их реализации. Результат – конкретные результаты деятельности, которые имеют собственные характеристики, критерии и показатели их достижения. Базовый процесс (процедуры) – это последовательность действий, которые обеспечивают получение результата по преобразованию существующей ситуации в желаемую. Средства – то, что используется для выполнения действия. Исходное положение при этом можно сформулировать следующим образом. Реализовать можно любую деятельность при условии, когда каждый элемент структуры деятельности (цель, задачи, средства, способы, условия, критерии и показатели достижимости результата и т.д.) представлены в сознании субъекта. Если же хотя бы один из элементов структуры деятельности в сознании не представлен, то вместо деятельностной задачи, которую необходимо решить, субъект получает проблему. В применении к психологическому консультированию, большинство запросов, с которыми обращаются клиенты, носят деятельностный характер, и их возможно рассмотреть на основе схемы акта действия. Основная задача консультанта при этом, создать условия для понимания человеком особенностей структуры собственной мысли по отношению к ситуации и приведению в соответвие мыслей о деятельности и самой деятельности в реальной ситуацию. В качестве примера можно привести следующую ситуацию. Клиентка рассказывает о том, что 20 лет она сохраняла свою семью. Делала для этого все, но муж все же ушел. При уточнению того, что именно она делала, женщина ответила следующее "Каждый день я проверяла его мобильный телефон на предмет наличия в нем подозрительных контактов и смс". Т.е., думала она, что сохраняет семью, а на самом деле она ее разрушала. При чем понимания этого несоответствия небыло. Решая вышеуказанную задачу, консультант в качестве инструментов использует рефлексивные вопросы. Вопросы, которые переводят человека на другой уровень понимания особенностей организации своей системы мысшления и деятельности. Как правило, это вопросы направленные на осознание элементов структуры деятельности: какова цель; каковы критерии и показатели, свидетельствующие о полученном результате; какие действия совершаются и приводят ли они к желаемому результату и т.д. В результате такого анализа, клиент получает возможность осознания и понимания тех точек разрыва между мыслью о деятельности и самой деятельностью, которые и приводят к возникновению проблемной ситуации. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|