|
Архетипические корни деятельности.Автор статьи: Исаковский Артем Иванович
В данной статье захотелось мне осветить один момент в развитии человека в профессиональной сфере. То рассуждение, которое пойдет дальше, является продолжением/расширением моего предыдущего текста «Свое дело и скрытые смыслы» (ссылка на нее внизу) . Работу себе мы выбираем не только из-за каких-то сильных травмирующих ситуаций в детстве, в качестве компенсации. Есть и более сильные мотивирующие факторы, которые, конечно, во многом бессознательны. С точки зрения архетипической психологии данные факторы удобно рассматривать через образы богов различных пантеонов. Боги же являются живыми призмами более абстрактных прообразов. Имеются в виду: мужское -женское, небесное-земное-подземное, водное-воздушное-огненное-земное, солнечное-ночное, детское-материнское, и так далее. Многообразный набор архетипических образов, с которыми мы в своё время столкнулись в детстве и как-то выстроили с ними отношения, толкает нас на выбор той или иной профессии, чтобы создать внутренне устойчивое состояние. Когда оно образуется, человек чувствует уверенность в завтрашнем дне и спокойствие, хотя бы отчасти. Хотел написать, что, если человек не живет в соответствии с набором свойственных ему архетипов… и осёкся, потому что он не может жить, не проявляя своей сути. Драма тут в том, что проявлять свойственные ему архетипы можно по-разному, на разных уровнях осознанности. Приведу пример. Мужчина за сорок лет, работает электриком в строительной компании. При этом он очень любит и умеет общаться с людьми. Он создает теплую атмосферу, является прекрасным слушателем. Также он очень тактично выбирает формулировки в разговоре, даже во время спора о чем-то, то есть в нем от природы заложен дар коммуникатора и специалиста создавать теплые близкие связи. Этот навык очень востребован, например, в работе психолога. Проявляет он Гермеса (посредника между мирами) и Гестию (богиню семейного очага), которые создают такое приятное пространство. Так? Да, конечно, но не в работе, а в общении с друзьями и со своими сослуживцами. Процесс своей работы он терпеть не может, ведь там нужны совсем другие архетипы, к которым он совсем не предрасположен конституционально. Он находит силы туда идти лишь потому, что «там поговорить можно». Так сложилась его жизненная история -он не признается себе в сильных сторонах, то есть зажимает проявление этих архетипов на определенном уровне (дружеской беседы), и не идет совершенствовать свои навыки в профессиональные институты. И таких людей очень много. Теперь я предлагаю вам рассмотреть проблему кризиса в профессиональной сфере. Предположим, старые смыслы обвалились, то, что так хотелось достичь, в реальности ожидаемого удовлетворения не принесло, и ощущение жизни из работы начало куда-то исчезать, пропал интерес. Шоры проекций, через которые человек смотрел на свою профессиональную деятельность, спали . Наступает этап поиска более актуальных личных смыслов, которые можно было бы вложить в работу. Переформулирую данную ситуацию в виде вопроса: какие архетипы проявляются в работе, и что мешает проявлять их на более глубоком уровне, для того, чтобы чувствовать интерес и увлеченность? Уровни проявления условно можно поделить так: 1) «Любитель». Этот уровень не требует много сил и времени. Тут можно попробовать всё, заглянуть в каждую дверцу. Уровень поиска «своего». 2) «Ученик». Здесь уже другие условия. Важна собранность, движение в определенном направлении. Важна усидчивость, внимательность и дисциплина. 3) «Работник/ремесленник». Человек, который проявляет архетип на этом уровне, может называться специалистом в какой-то области. 4) «Мастер». На этом уровне у специалиста появляется возможность предельно чисто проводить качества архетипа. При этом, если на предыдущем уровне ещё могут быть какие-то сомнения в своей деятельности, то на этом уровне перед мастером проявляется вся глубина служения миру, которое он совершает в своей деятельности, проводя тот или иной архетип. Переходы между уровнями требуют определенного запаса внутренней потенциальной энергии. С позиции Ученика на уровень Мастера так просто не попасть. Можно делать вид, что ты – Мастер, но это чревато срывами или профанацией. Эго может возомнить себя кем угодно, но жизнь всегда нам показывает, на каком мы месте находимся на самом деле. Наш выбор - отдавать себе в этом отчет, или закрывать на это глаза и «получать по шапке». Можно еще так сказать: чем выше (или глубже) уровень, тем больше требований предъявляется к личности, - вернее, тем меньше места ей остается в работе. Кризисы как раз свидетельствуют о том, что пора переходить на новый уровень. Для этого нужно пересмотреть свои отношения (точнее сказать, отношения личности) с архетипом. Там могут выявиться всевозможные вторичные выгоды, связанные с воображаемым уровнем психического. Что имеется в виду? Вторичные выгоды это скрытые субъективные смыслы и мотивы для действия. Они сознанием не воспринимаются, а если и всплывают, то отвергаются, как глупые и неприемлемые. От этого они становятся ещё сильнее. Если открыть на них глаза, признать их, увидеть их причины, то можно выйти из-под их влияния. Пример работы с архетипом. На прием пришла женщина с профессиональным запросом. Она занимается изготовлением предметов интерьера под заказ. Пару месяцев назад у нее появился инвестор, который предложил ей свои услуги. Казалось бы, лучше и придумать нельзя, а клиентка испугалась, но не заметила этого. Её стали преследовать тревожные сны, иногда кошмары. Она ещё глубже ушла в работу, и ее муж совсем ее потерял, то есть дома она практически не появлялась. Само собой, отношения в семье стали портиться. И апофеозом стало то, что она на днях выяснила, что беременна. У нее случился нервный срыв, она перестала ходить на работу, бизнес затрещал по швам. Возвращаемся к её основной деятельности – она, по сути, занимается обустройством дома, очага. Внезапно ей делают предложение значительно увеличить бизнес, то есть расширить сферу влияния. И если с архетипом Теплой Матери, создающей домашний уют, у нее всё в порядке, то, как показала эта наметившаяся возможность, с архетипом Властного экспансивного Отца - большая проблема. Мир от нее ожидает таких качеств, а она почему-то боится их проявлять. В процессе нескольких консультаций мы вышли на то, что она не хочет быть «властным отцом», потому что эту архетипическую фигуру проявлял ее реальный отец, от его директивных приказов она страдала в детстве. Вот она, проблема на воображаемом уровне - «я не буду как отец», из-за которой девушка перекрыла огромную часть своих, передавшихся по наследству, возможностей. В процессе консультирования мы обратились к архетипу Зевса, главного бога из греческого пантеона, так как он наиболее откликался самой клиентке. Пообщавшись с данным богом с помощью активного воображения, она увидела, что, отрицая в себе «отцовские» проявления, лишается большого внутреннего ресурса. Также в общении с архетипом она раздвинула границы своего представления об управлении и власти, которая может быть не только принуждающей и тоталитарной, но и демократичной. Тем более, у нее есть большой женский ресурс мягкости, которого не хватало реальному отцу. Большие финансовые потоки и перспективы развития бизнеса перестали ее так пугать. Её образ себя начал меняться, в него стали встраиваться пока незнакомые элементы власти и управления большим количеством людей. Но также у нее появилось осознание того, что она всё-таки делает, то есть она стала мыслить свою работу в общемировом масштабе. Отмечу тонкий момент, который также являлся причиной многих ее страхов. Она была слита во многом со своей работой, и считала, что нужно самой всем управлять, а когда отделилась от нее и увидела, что главное, что ей нужно - это пропускать архетип, то расслабилась, так как ей при этом самой не нужно быть богом (чтобы всё контролировать). Мы расчистили ее пространство доверия от всевозможных страхов, что что-то пойдет не так. Что такое пропускать архетип? Под этим подразумевается определенная этическая позиция, в которой личность не «сливается» с архетипом, а занимает своё скромное место проводника. Почему это важно? Когда личность отождествляет себя с архетипической силой, то начинает раздуваться, мнить себя тем, чем не является и, в принципе, быть не может. От этого могут начинаться различные проблемы - например, профессиональное выгорание, когда человек берет на себя обязанности, которые нести не в состоянии. На определенном уровне это терпимо. Человек может справляться, хоть и будет всегда за это чем-то расплачиваться (здоровьем, например). Но в какой-то момент он или надорвется и перестанет вообще заниматься своей деятельностью, или пересмотрит свою этическую позицию по отношению к ней. Архетипическая психология дает инструменты для сознательного общения с разными силами, частью которых мы все являемся. В сфере профессиональной деятельности, выстраивая и пересматривая отношения с различными ипостасями мира, мы выходим на глубокое проживание своей причастности к общей Игре. Мифологии разных культур дают нам ключи к самопознанию и решению внутренних и внешних проблем. Как объемные зеркала, они показывают нам поле наших отношений с разными проявлениями мира, и перспективы дальнейшего его познания - в том числе, через профессиональную деятельность. Другие мои статьи и примеры работы можно почитать здесь: https://vk.com/board80042953 в том числе на предыдущую статью по данной теме: https://vk.com/topic-80042953_35045437 Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|