Путь к внутренней свободе или Путешествие по Эннеаграмме. Часть 1.

Автор статьи: Лейла Валова

Мы с рождения обречены наращивать и изменять в себе что-то. Младенец требует еды, комфорта, внимания. В новом для него мире без этого не выжить. Взрослый к списку добавляет признание, любовь, свободу. И это уже больше чем выжить, это уже про то, как жить и зачем.

Вся активность, которую предпринимает человек, изначально направлена на развитие – физическое, психологическое (эмоциональное, ментальное), духовное. Помощниками в этом благородном деле являются мечты, потому что именно из них вырастают наши истинные цели.

Жизненная активность направляется потребностями/ценностями, чьи команды через голоса эмоций заставляют тело шевелиться, а голову думать.

Что-то внутри нас всегда знает, что для нас лучше. Что-то заставляет делать следующий шаг, не застаиваясь болотцем там, где всё понятно и привычно. Это «что-то» характерно для всего, созданного Природой и известно, как философский принцип развития – прохождения необратимых качественных изменений, это про то, как «нельзя в одну реку войти дважды». Когда приходит время таким изменениям, мы можем переживать их, как кризис, каковым они и будут являться. И если помнить, что пришло время освободиться от чего-то тесного и лишнего, задача будет выглядеть более оптимистично.

Но есть в нас нечто, что уводит в сторону, мешает слышать себя настоящих, доверять себе, своим переживаниям, ощущениям. От этого в нашей жизни начинают происходить разного рода неприятности: работаем не там, где хочется, живем не с теми, окружают нас не те, с кем нам уж точно было бы радостно жить и работать, творить и чудить.

И первое, знающее о нас всё, и второе, уводящее не туда - это всё мы. Две части, которые живут в своём единстве, до определенного момента поддерживая друг друга. Но рано или поздно случается так, что призыв к своему настояществу становится особенно ощутимым. Только сказка скоро сказывается, а внутренняя работа не терпит шума, суеты и спешки.

Диалектика выделяет две версии процесса развития - гармоничную и дисгармоничную. Логично предположить, что первый вариант более комфортный и эффективный, и изначально предполагает осознанный выбор пути или метода личностного развития, а некоторым «везет» на «счастливое» стечение обстоятельств, когда всё складывается наилучшим образом

Чаще, как показывает жизнь, путь личностного роста тернист и чреват уходами в сторону от того направления, которое мягко и почти неслышно пытается указать нам внутренний голос той части нас, которая про нас всё знает

Что вынуждает искать свой путь, предназначение?

Ответ на вопрос в устах разных людей может звучать по-разному, но суть будет про улучшение качества жизни и варианты будут отличаться деталями в зависимости от актуальных текущих потребностей и уровня притязаний.

Качество всех областей жизни конкретного человека находится в прямой зависимости от уровня его личностного развития, потому что только это определяет внутреннее состояние – эмоциональный фон, физическое ощущение себя и качество мыслей, видение своего будущего. Материальное формируется в соответствие с тем, как мы видим, ощущаем и осознаем себя.

Что заставляет нас плутать в поисках лучшего? Что мешает создавать лучшее для себя уже сегодня?

Я нашла для себя ответ на этот вопрос в методе, пришедшем из глубокой древности и получившим второе рождение во первой половине ХХ века.  

О мудрости и связи между формой и содержанием

Путь к внутренней свободе или Путешествие по Эннеаграмме Часть 1

Звучное название «Эннеаграмма» уже привычно для слуха искателей, коучей, терапевтов и психологов на постсоветском пространстве. Принято начинать описание метода с обозначения имен авторов, исследователей и известных последователей. Европейское общество первой половины ХХ века познакомил с Эннеаграммой легендарный Г.И. Гурджиев. Одним из его учеников был Оскар Ичазо, неординарная личность, путешественник и искатель истины. Известный американский психиатр Клаудио Наранхо получил знание об Эннеаграмме от Оскара Ичазо, обогатив метод научной базой и валидными исследованиями. Очень подробно и увлекательно эти вопросы освещены в статье-расследовании «История Эннеаграммы» Егора Каропа. Егор и Ирина Каропа являются самыми опытными тренерами метода Эннеаграмма на всём постсоветском пространстве, учениками Клаудио Наранхо и поэтому рекомендую статью к прочтению.

Цель данной статьи - поделиться своим видением возможностей, которые даёт Эннеаграмма тем, кто решил влиять на качество своей жизни и при этом, чтобы никакого экстрима.

Эннеаграмма – это модель, описывающая 9 типов личности на основе раскрытия глубинных бессознательных мотивов каждого типа. Корректность описания типов и типирования, а также действенность метода, как инструмента развития личности, подтверждена валидными исследованиями известного американского психиатра, доктора медицины, гештальт-терапевта Клаудио Наранхо и других исследователей.

В силу того знания, которое компактно отражено символом Эннеаграммы, модель является на сегодняшний день, пожалуй, самым эффективным и безопасным инструментом для тех, кто желает сделать свою жизнь наполненной гармонией, вдохновляющим окружением и приятными событиями

Как обстоят дела у человечества

Эннеаграмма, как метод, описывает 9 фундаментальных типов личности, расположившихся симметрично на окружности. Их порядок на геометрической фигуре, ставшей символом метода, не случаен. Типы связаны друг с другом через отрезки на линии окружности и стрелки. Эти связи определяют характеристики и потенциал развития каждого Эннеатипа. Классически типы обозначены цифрами во избежание оценочных характеристик, так как нет типов плохих и хороших.

Соседство типов очень хорошо иллюстрирует принцип «зеркала», когда мы видим себя в описании других типов. Читая характеристики типов, расположенных рядом с своим эннеатипом справа и слева, мы скорее узнаем себя в соседях, чем в том описании, которое про нас. Это связано с ключевым аспектом нашей личности – бессознательной мотивацией, управляющей нашим поведением. Мы не видим тот кривой путь удовлетворения базовой потребности, который выстроился из обусловленной идентичности. Так как сознание не контролирует бессознательный механизм, то заметить поведенческие и мыслительные паттерны самостоятельно очень сложно.

Каждая цифра в Эннеаграмме связана двумя стрелками с другими цифрами – это переходы, которые описывают поведение Эннеатипа в безопасности и в стрессе. Знающему Эннеаграмму понятно, почему в сложных ситуациях человек ведет себя характерным образом и наблюдающему, возможно, не приятно видеть проявления человека в таком состоянии, но понимание причин и механизмов, включающихся в стрессе, позволяет без оценок и с пониманием отнестись к тому, что на самом деле есть страдание другого. Знающий Эннеграмму видит, что именно может помочь человеку определенного Эннеатипа быть ресурсным и эффективным в отношениях и работе.

Обилие информации о каждом Эннеатипе компактно определено местом, которое занимает Эннеатип на изящной геометрической фигуре Эннегараммы, ставшей отображением двух законов - Закона семи (семь нот октавы) Закона трёх (три силы).

Каждый тип описывается базовой потребностью, бессознательной мотивацией и фиксацией.

Бессознательные мотивации 9 типов носят названия семи смертных грехов: гнев, гордыня, зависть, алчность, обжорство, вожделение и лень. Разработчики современной версии Эннеагарммы Оскар Ичазо и Клаудио Наранхо добавили к этому списку еще 2 греха - обман и страх.

Как это работает

Например, эннеатип 1 или Единичка.

Его базовая потребность – Уважение, бессознательная мотивация - Гнев (есть второе название Самоограничение, и оно больше соответствует сути). Единичка для удовлетворения своей бессознательной мотивации использует бессознательную стратегию (в Эннеаграмме это называется фиксацией) – Осуждение.

И вот, чтобы получить от значимых фигур уважение, Единичка должна быть хорошей, для этого она подавляет свои желания, полагая, что это неприемлемо, что удовольствия, наслаждение - это плохо. Подавленные желания, потребности фрустрируются и это создает условия для растущего внутреннего напряжения, которое подавляется контролем Единички. И вот наступает час Х, когда внутренняя пружина распрямляется и шквал подавленного гнева вырывается наружу в виде осуждения тех, кто позволяет себе расслабляться, не соответствовать стандартам, придуманным Типом 1, который искренне верит, что такие стандарты, правила настолько очевидны и правильны, что вполне будет нормально, если весь мир, точнее его хорошая часть, будет следовать им и добровольно вгонять себя в черное тело. А миру это ни к чему.

Проблема Единички в искаженном представлении о том, как получать от других уважение (базовую потребность типа). Такие искаженные представления характерны для всех Эннеатипов и уходят корнями в наше детство, когда под влиянием значимых фигур среды происходило формирование ядра личности, определяющего идентичность, и последняя будет поддерживаться соответствующими ценностями и убеждениями, формирующими мыслительные и поведенческие паттерны. Одна и та же базовая потребность в уважении у трех разных типов, связанных с одним их трех центров Эннеаграммы (о центрах читайте ниже), будет достигаться разными фиксациями в соответствии с бессознательной мотивацией каждого типа.

Разные авторы многочисленных книг по Эннеаграмме дают условные названия типам, позволяющие ассоциативно запоминать характеристики типа. Нашу знакомую Единичку называют Перфекционист. Описанный выше эпизод иллюстрирует, как человек бессознательно выбирает жесткий сценарий удовлетворения своей базовой потребности и при этом игнорирует актуальные текущие потребности, создавая в себе большое внутреннее напряжение, которое может негативно сказываться на отношениях с близкими, коллегами и даже случайными прохожими. Со временем это начинает отражаться и на здоровье. А причиной всему - бессознательная мотивация.

Характерные особенности вербальных и невербальных проявлений типов Эннеаграммы, в основе которых лежат свойственные каждому эннеатипу мыслительные и поведенческие паттерны, формируются благодаря бессознательной мотивации, и фиксации. То есть на нас влияет то, что мы не можем увидеть, пока не узнаем, на что именно надо обращать внимание.

 Пожалуй, это самый тонкий и самый главный аспект Эннеграммы, понимание которого, подобно волшебному ключу из сказки «Приключения Буратино» может открыть дверь к настоящему себе, свободному от масок и ролей.

 

Возможности для избавления от неприятностей

Возможность 1.Эннеаграмма описывает связь уровней развития Эннеатипов с функциями трех типов интеллекта, которые принято называть в Эннеаграмме тремя центрами

мыслительным, эмоциональным и инстинктивным.



Каждый центр является ведущим для трёх типов, связанных с этим центром в силу своего расположения на окружности Эннеагарммы. Базовая потребность и базовая эмоция типов будет общей для всех трех типов, так как она связана с центром. В качестве примера можно взять инстинктивный центр. С ним связаны эннеатипы 8, 9, 1. Для всех трёх эннеатипов базовой потребностью будет уважение и сила , базовой эмоцией – гнев.


И это совсем не значит, что
а) представитель Эннеатипа обязательно будет иметь хорошую связь с эти центром
б) у представителя Эннеатипа, связанного с другим центром невозможна хорошая связь с ресурсами телесного центра

Центры, проявляя свои истинные функции, наделяют представителя Эннеатипа мощными ресурсами, позволяющими реализовывать потребности самым наилучшим образом, развиваться и получать от жизни то, что сделает человека счастливым и удовлетворенным.

Например, инстниктивный или, как его еще называют, телесный центр даёт человеку доступ к своей жизненной силе, позволяет ощущать себя живым и свободным, потому что энергии достаточно, чтобы осваивать территорию, которая интересна.  Языческие ритуалы, которые можно трактовать, как дикие и животные, содержат в себе элемент восстановления/ усиления связи с телесным центром, потому что тело - это основа жизни в этом мире.

Но зачастую функции центров искажаются и доступ к ресурсам проблематичен. Чем ниже уровень развития типа, тем больше искажений в работе центров.

Восстановление истинных функций всех трех центров – одно из условий повышения уровня развития Эннеатипа и, как следствие, улучшение качества жизни человека.

У каждого человека есть все три центра, но ведущим будет один. Какой именно? – Это зависит от расположения типа на круге Эннеаграммы. Хелена Макани пишет в своей книге, что именно работа ведущего центра определяет паттерны Эннеатипа, у типа развиваются особые способности, но также и особые сложности, связанные с работой ведущего центра.

Возможность 2.Каждый Эннеатип может находиться на одном из трех  уровнях развития: здоровом, среднем, не здоровые. Каждой уровень содержит три подуровня – итого 9 уровней, которые описывают, в какой мере мы отождествляем себя  со своим "эго"



Уровни развития эннеатипов коррелирует с уровнями развития личностной организации.

Уровни развития Эннеатипов

Уровни развития личностной организации

здоровые 1-3

 

средние 4-6

невротический

не здоровые 7

                  8,9

пограничный

психотический

 

Текущий уровень развития Эннеатипа человека определяется его эмоциональным состоянием, степенью осознанности мыслей, чувств, телесных ощущений, убеждениями, и степенью ригидности мыслительных и поведенческих паттернов. 

Динамика внутренних состояний человека по шкалам «любовь-страх», «свобода-ограничения», «изобилие-дефицит», «осознанность-неосознанность» также определяется уровнем развития Эннеатипа. Чем здоровее уровень, тем чаще и длительнее человек переживает состояния любви, свободы и изобилия.

Текущий уровень развития Эннеатипа человека зависит от того, насколько благополучным было его детство. Изначально ребенок рождается с уровнем 1. – личности еще нет, «я – это всё», поэтому нет страха, нет ограничений, гармония со всем. Затем начинается постепенное снижение уровня развития в силу того, что окружение своим поведением способствует формированию у ребенка бессознательной мотивации за счет травмы самой уязвимой части психики ребенка и соответствующей защиты, детских интроектов родительских состояний и стратегий, формирования корневых убеждений.

Чем выше уровень развития значимых для ребенка фигур, тем здоровее будет уровень развития ребенка.Чем выше уровень развития родителей или других значимых для ребенка фигур, тем здоровее будет уровень развития ребенка. Малыш впитывает (интроецирует) стратегии родителей в отношении себя и других, улавливает общую атмосферу, гласные и не гласные правила. Семья наполняет сосуд ребянка тем содержанием, которое есть. Это напоминает закон сообщающихся сосудов.

И это определяет, с какими ресурсами и стратегиями человек будет встречать события взрослой жизни и справляться с жизненными вызовами.Качество отношений, уровень жизненного благополучия определяется тем, где на шкале уровней развития  Эннеаграммы от 1 до 9 мы находимся.


 

Для того, чтобы подняться на уровень выше или спуститься на уровень ниже, человеку необходимо пережить сильное позитивное или негативное потрясения соответственно. Однако, можно не ждать чудесное событие и идти на встречу к своей свободе через внутреннюю работу. Знание своего эннеатипа и мудрые подсказки Эннеаграммы могут стать мощной поддержкой на пути исцеления и личностного роста.

Описание уровней развития Эннеатипов - хороший инструмент диагностики текущего состояния представителя Эннеатипа и определения стратегии исцеления и развития.

Грамотно выбранная стратегия развития для конкретного человека с учетом его Эннеатипа и уровня развития типа позволяет добиваться хороших результатов. Изначально следует ориентироваться на длительную работу. Чем ниже уровень развития, тем длительнее работа по исцелению. Для этого, как обычно, необходимы время, желание, ответственность клиента, а также экспертиза и личный клиентский опыт специалиста в работе с Эннеаграммой. Коуч может работать c представителями Эннеатипов, чей уровень развития соответствует среднему: 4,5,6.

Продолжение следует.

 

Список литературы

  1. К. Наранхо «Характер и невроз» Интегративный взгляд/ перевод И. Каропы – М: ООО Издательский дом «Ганга», 2014г.
  2. Хелена Конгсбах Макани. Эннеаграмма: ваш путь личностного развития/ перевод И. Каропы – М: ООО Издательский дом «Ганга», 2014г.
  3. Дон Ричард Рисо, Расс Хадсон «Мудрость Эннеаграммы» /перевод М. Калдиной –М: Открытый Мир, 2012г
  4. Конспекты и материалы с тренингов Центра обучения и развития «Вектор Роста»:
  • Практик Эннеаграммы ICTA
  • Мастер Эннеаграммы ICTA
  • Глубинные взаимосвязи в Эннеаграмме. Тренинг продвинутого уровня
  • Эннеаграмма в коучинге ICTA

 



Просмотров: 539
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Закон Развития или подсказки Жизни на пути развития
  • Уровень развития личности и психологические границы
  • Установка, как предсознательный уровень развития психики
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Как понять, что низкий уровень развития не у меня?
  • Жизненные кризисы и выход на другой уровень развития
  • Алгоритм работы с сознанием или выход на новый уровень развития.
  • Стадии развития любовных отношений сквозь теорию развития группы
  • Особенности развития детей, имеющих задержку развития.
  • Красная помада. Виновник найден и будет наказан (о травмах развития)
  • Спутник жизни», или Супруг как инструмент личностного развития.
  • Поиск смысла жизни как основа для формирования и развития личности
  • Семимильными шагами по жизни, или про семилетние циклы развития человека.
  • Кризис личности как путь развития
  • Как бизнесмену выбрать направление развития своей личности
  • Понимание механизмов развития депрессивных состояний - типичных и атипичных, а также панических реакций
  • Психология развития ребенка. Созревание и потребности.
  • Семья и ее воспитательное значение для развития личности ребенка.
  • Что такое организация личностного роста и развития?
  • Подробнее о процессе роста через травму развития. Работа терапевта (3 часть)
  • Жалость как непродуктивный метод развития человека.
  • Упрямство- этап развития личности ребенка
  • Работа психолога с клиентом по этапам развития человека.
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Задачи развития ребенка первого года жизни
  • Любовь - критерий развития человека (абьюз)
  • Чувствительный ребенок: особенности развития чувствительного человека
  • Кризис 2-3 лет и его значение для психологического развития человека
  • Декларация развития Человека
  • Этапы развития человека



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь