|
Пластические операции или погоня за идеалом.Автор статьи: Коль Валерия Алексеевна
На что обычно обращают внимание при выборе психолога? Одни ориентируются на отзывы о работе психолога, другие - обращают внимание на статьи, книги, вышедшие из под его пера. Но чаще всего потенциальные клиенты изучают информацию, подтверждающую профессиональный уровень специалиста. Сюда относится информация о базовом образовании, сведения о повышении квалификации, прохождении спец. курсов, семинаров, участие в научных конференциях, конгрессах и прочее. Работа психолога также налагает на специалиста дополнительные обязательства. В частности, регулярно необходимо посещать интервизии, супервизии, желательно проходить личный анализ. Небольшой ликбез. Под супервизией принято понимать «терапию терапии», наставничество. Супервизия представляет собой форму обучения, при которой начинающий психолог консультируется у более опытного коллеги о правильности и корректности работы с собственными клиентами. Интервизия - совместная работа психологов и психотерапевтов по анализу клиентского случая (кейса). При чем если в случае супервизии, супервизор всегда опытнее своего супервизанда, то на интервизиях коллеги, как правило, равны по статусу и уровню знаний. Психологическое консультирование - это деятельность, связанная с постоянным контактом с людьми. Чаще всего с теми, которые попали в сложные жизненные обстоятельства. Как и у большинства других социальных профессий, профессия психолога обладает высоким индексом психологического выгорания. В этой связи прохождение личного анализа (ситуация, при которой психолог становится клиентом, которого терапевтирует другой, часто более опытный коллега) позволяет максимально снизить выгорание и обеспечить возможность проработать собственные комплексы, чтобы последние не проецировалась психологом на своих клиентов. Таким образом, личный анализ обеспечивает максимальную экологичность профессиональной деятельности специалиста по душе. Весьма часто в научном (и не только) сообществе поднимается вопрос, что оказывает исцеляющее воздействие на клиента: личность психолога или его профессиональные знания? В современном мире, в котором наряду с дипломированными психологами свои услуги под видом психологического консультирования предлагают разного рода маги, шаманы, экстрасенсы и иже с ними, встаёт неоднозначный вопрос: нужно ли психологу профильное (психологическое) образование? Вопрос этот неоднозначен ещё и потому, что ответ на него содержит две противоположные, но одинаково убедительные формулировки. Сложность вопроса определяется ещё и тем, что предмет работы психолога совершенно особенный и уникальный - душа человека. На мой взгляд, психологическое образование для психолога является приоритетным и обязательным. Рассмотрим простые пример. Скажем, серьёзно заболев, некий Евгений едва ли решит доверить своё здоровье лицу без соответствующего медицинского образования или не профильному специалисту - инженеру, бухгалтеру и пр. Конечно, в порыве отчаяния абстрактно заданный Евгений может ринуться к какому-нибудь экстрасенсу, но тогда высок риск потерять не только здоровье, но и жизнь. Или, отстаивая собственные интересы в суде, подавляющее большинство из нас обратится за защитой к адвокату. Вполне понятно, что в сугубо юридическом поле здравомыслящие граждане не выбирают в качестве защитника юридических интересов экономиста, филолога или логиста. Так почему же в том, что касается психологии, должно быть иначе? Оправданно, когда каждый занимается своим делом и не вмешивается в профессиональное поле других специалистов. Психолог пусть помогает разобраться с душевными невзгодами, а экстрасенс пусть коммуницирует с духами и бестелесными сущностями. Кроме того, не зная, по каким законам функционирует человеческая психика, а также, в чем заключаются принципиальные отличия психики ребёнка, взрослого, пожилого человека, невозможно профессионально осуществлять деятельность по врачеванию души. Отсутствие профильного образования способно привести к грубому нарушению одной из базовых заповедей психолога - не навреди. Другими словами, профильное образование для психолога - неотъемлемый атрибут. Между тем, никто не застрахован от разного рода казусов. Например, вы посетили кабинет дипломированного психолога. Со стен так и пестрят многочисленные дипломы, сертификаты международного образца, грамоты. «Ах, какой чудесный профессионал мне попался! - с блеском надежды в глазах думаете вы. Но время сессии неумолимо бежит, и вы с удивлением понимаете, что при всей своей внушительной коллекции дипломов этот психолог оказался, увы, весьма бездарным представителем профессии. Плавно мы перешли ко второй стороне данного вопроса. Как известно, наиболее целительным для клиентов являются не знания (образование, используемый метод), а ЛИЧНОСТЬ психолога. Во многом полученное образование, которое не подкрепляется разносторонним жизненным опытом специалиста по душе, превращается в груду мертвых академических истин. В этом случае для клиента такой психолог выступает в роли «говорящей птицы», которая полу сознательно повторяет книжные истины, которые получила в готовом виде. Для клиента подобная работа будет не слишком эффективна, превращаясь, скорее, в назидательное нравоучение. Совсем другое дело, когда психолог влияет на клиента своим образом мысли, поведенческими особенностями. Словом, своей уникальной личностью. В конце концов, образование - это всего лишь инструмент, который, несмотря на свои достоинства, не может конкурировать с Личностью. В процессе психотерапии все совершается через Личность психолога, его личный опыт. Как известно, к конкретному психологу клиенты приходят не случайно. Чаще всего они приходят с тем запросом (проблемой), который актуален для «целителя» души. В случае если в своей жизни психолог не справился с проблемой, помочь клиенту в аналогичном вопросе он также не сможет. Таким образом, мы снова возвращаемся к важности Личности психолога в процессе психотерапии. Вместе с тем, существуют техники, которые эффективны сами по себе, не взирая на использующую их личность. К их числу относится, например, методика академика Смирнова, основанная на проникновении в глубинные слои подсознания клиента при помощи особых слуховых императивов. Данная методика показала высокую эффективность даже в работе с людьми, имеющими наркотическую зависимость. В этой связи мне представляется важным умелое сочетание психологом хорошего образования и потенциала своей личности при работе с клиентами. В идеале специалист по душе - человек, имеющий профильное психологическое образование и постоянно занимающийся личностным развитием и самосовершенствованием. И хотя личность врачевателя человеческих душ, несомненно, первична, в отсутствии должного образования она вряд ли сможет изыскать правильное применение своему потенциалу. Хорошее профильное образование - это удачное дополнение к личности психолога. При выборе психолога/психотерапевта важно прислушиваться к своему внутреннему голосу, к своим ощущениям. Ибо сознательно мы выбираем специалиста, которому готовы открыть душу, лишь на 30 %, а бессознательному выбору принадлежит 70 %. Полезно не заглушать внутренний голос и уметь слышать шёпот интуиции. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|