Личность психолога как инструмент психотерапии

Важной личностной предпосылкой эффективной работы является стремление самого психолога к самоактуализации и личностному росту. Освоение психокоррекции необходимо начинать с себя, с постоянной работы над развитием гибкости, спонтанности и мужества. Личностный рост предполагает реалистичное отношение к себе, постоянную открытость новому опыту, готовность внутренне изменяться, исследовать и творить себя, брать на себя ответственность за свои решения и действия.

Осипова А. А. Общая психокоррекция

 

Представленный Осиповой небольшой абзац, затерявшийся на просторах ее методического пособия, по моему мнению, должен стать девизом, главным слоганом профессий, ориентированных на личностное взаимодействие с другим человеком, и в первую очередь, это касается профессии психолога.

В обучении специалистов психологии почему-то всегда делается акцент на конкретный набор компетенций, которые составляют профессионала в данной сфере, но так ли это важно, если посмотреть? А такие великие умы, как Федор Михайлович Достоевский, Лев Николаевич Толстой, Герман Гессе, Этель Лилиан Войнич и другие потрясающие писатели, разве их нельзя в той или иной мере назвать целителями душ? Они, даже не взаимодействуя напрямую с человеком, делая его лишь соучастником своей истории, спасали от падения многих, возвеличивали и давали надежду. Но обладали ли они теми самыми компетенциями? Это принуждает нас задуматься и взглянуть на проблему квалифицированности психолога совсем с другой стороны.

Затрагивая тему личности в данной работе, следует обозначить, что мы понимаем под этим. «Личность развивается в процессе социализации и имеет свой собственный интегральный способ активности – самоопределение. Это сознательная предприимчивость субъекта по формированию, выявлению и отстаиванию собственной позиции в различных ситуациях, не имеющих нормативных решений» [Ольга Иванова «Что такое личность с точки зрения психологической науки].

Подобное рассмотрение данного понятия сразу открывает перед нами две составляющие, которые психолог должен иметь в своем «истинном» наборе компетенций. Во-первых, это самоопределение (формирование, выявление и отстаивание собственной позиции в различных ситуациях). Индивидуальная и групповая психокоррекции направлены на ту или иную степень гармонизации внутриличностных и межличностных отношений. При этом при индивидуальной психотерапии предполагается, что ведущим в психической деятельности является внутриличностный фактор, и именно он определяет особенности психических функций, эмоций и поведения; а при групповой – наоборот, что межличностный фактор определяет всю внешнюю и внутреннюю систему человека. Но какими бы не были основания, цель у них одна – научить человека самопознанию и саморегуляции, т.е. привести к формированию некоего целостного внутреннего компонента, который даст человеку свободу: позволит самостоятельно определять себя, выбирать реакции, не подпадать под внешнее воздействие и привязанности, самостоятельно корректировать свою целостную систему. Таким образом, если сам психолог не будет обладать компетенцией «самоопределения», как он сможет научить этому другого? Это будет похоже не более чем на историю о слепом, который ведет другого слепого, пока оба не падают в бездну!

Во-вторых, это самоопределение должно быть «эффективным» и в ситуациях, не имеющих нормативных решений. Более того, никаких альтернатив не указано, открывая нам глаза на тот факт, что никаких нормативных решений не существует в принципе. Если психолог не является личностью, он не способен жить в реальности, он лишь существует в каком-то выдуманном проекционном мире. В процессе образования будущим специалистам даются именно такие сухие, пластмассовые заготовки и говорится «есть вот так». Человек, не являющийся личностью, не просто не может оживить эти заготовки и понять, что это лишь контур, который можно раскрасить как угодно, но принимает это в себя в качестве заданных жестких программ.  «Постоянная открытость новому опыту, готовность внутренне изменяться», в каждом случае видеть неповторимость и бесконечность переливов клиентских случаев – только подобное отношение может сделать психокоррекционное воздействие эффективным, а жизнь как психолога, так и клиента наполнить смыслом.

Следует упомянуть и еще одно важное качество личности как инструмента психолога, вытекающее из двух предыдущих. Современное общество пытается нас воспитать несвободными и одинаковыми, с одними и теми же ценностями, что сегодня одни, а завтра другие, ценностями, которые мы сбираем на земле вместо того, чтобы собирать на небе, как говорится в библии. Человек в таком обществе не может выбраться из этой паутины, потому что с детства привык считать себя жертвой, мухой, ожидающей, когда же ее уже слопают, и не хочет увидеть, что он и есть тот паук, что прядет нить… В таких ситуациях человеку нужна помощь, нужно, чтобы кто-нибудь показал его истинное изображение в зеркале, а это может сделать только тот, кто сам обладает истинным зеркалом. Оказывать правильное убеждение и внушение истинных идей может только тот, кто сам находится уже за границами этой «игры», тот, кто самодостаточен и, как сказано в той же библии, носит в себе целый мир, носит в себе бога.

Есть детская песня, в которой все никак не могут выяснить, с чего же начинается родина. Сегодня нам, кажется, можно дать ответ на вопрос: «С чего начинается психолог?» А начинается он с сильной и, в то же время, гибкой личности, с внутреннего света, который не только освещает путь самому психологу, но, как маяк, служит ориентиром заблудшим кораблям людей.



Просмотров: 402
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • «Делай, что должно и будь, что будет» Или «Как вести себя в трудных жизненных ситуациях».
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Я могу любить себя, но не знаю, как это сделать, потому что боюсь…боюсь, что не получиться!
  • Я почему-то не чувствую, что меня любят. Кто мне скажет – как это полюбить себя?
  • Как это любить себя и что это дает?
  • Мы можем потерять что угодно. Единственное важное что у нас остается - это Я сам.
  • Открытость психолога, что это такое?
  • Кто обзывается – тот сам так называется. Или почему опасно обзывать себя, даже ласково?
  • 5 признаков того, что вы разбогатеете (даже если это пока не так)
  • Постабортный синдром. Что это и кто виноват? А главное, как с этим можно (вы)жить?
  • Другой - не поставщик твоего ресурса. Он лишь показал, что в тебе есть это самое лучшее
  • Как же я себя ощущаю, и на что это похоже? Метафора состояния
  • Совсем невезучий – это тот, за кем удача гонится сама, но догнать его не может
  • Как понять, что это именно Ваш человек
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Существует целых шесть способов разбогатеть. Нужно лишь выбрать тот, который подходит именно Вам!
  • Я хочу лучшего психолога для себя, или Как выбрать психолога. Как понять, что терапевт вам подходит?
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Что такое травма и ресурс, и как это может решить жизненные проблемы?
  • Психолог – это тот, кто выслушает и пожалеет? Восемь мифов о психологах
  • Кризис 3-х лет: что это такое и как вести себя родителям?
  • « Для неё существует только муж – разве это не любовь». Созависимость это не только жены алкоголиков.
  • Что блокирует воздействие феромонов на человека и как это влияет на отношения
  • Шопоголизм – что это такое, почему это бывает и как от этого лечиться?
  • ТИПЫ ГРАНИЦ. [ФИЗИЧЕСКИЕ].П1 «Всё, что отделяет одного человека от другого – это всего лишь кожа...»
  • Как сделать так чтобы у нас все было и нам ничего за это не было.
  • Кто такой маменькин сынок и что делать, если Вы осознали, что Вы – это он?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь