|
Личность психолога как инструмент психотерапииАвтор статьи: Маринина Ольга Николаевна
Важной личностной предпосылкой эффективной работы является стремление самого психолога к самоактуализации и личностному росту. Освоение психокоррекции необходимо начинать с себя, с постоянной работы над развитием гибкости, спонтанности и мужества. Личностный рост предполагает реалистичное отношение к себе, постоянную открытость новому опыту, готовность внутренне изменяться, исследовать и творить себя, брать на себя ответственность за свои решения и действия. Осипова А. А. Общая психокоррекция
Представленный Осиповой небольшой абзац, затерявшийся на просторах ее методического пособия, по моему мнению, должен стать девизом, главным слоганом профессий, ориентированных на личностное взаимодействие с другим человеком, и в первую очередь, это касается профессии психолога. В обучении специалистов психологии почему-то всегда делается акцент на конкретный набор компетенций, которые составляют профессионала в данной сфере, но так ли это важно, если посмотреть? А такие великие умы, как Федор Михайлович Достоевский, Лев Николаевич Толстой, Герман Гессе, Этель Лилиан Войнич и другие потрясающие писатели, разве их нельзя в той или иной мере назвать целителями душ? Они, даже не взаимодействуя напрямую с человеком, делая его лишь соучастником своей истории, спасали от падения многих, возвеличивали и давали надежду. Но обладали ли они теми самыми компетенциями? Это принуждает нас задуматься и взглянуть на проблему квалифицированности психолога совсем с другой стороны. Затрагивая тему личности в данной работе, следует обозначить, что мы понимаем под этим. «Личность развивается в процессе социализации и имеет свой собственный интегральный способ активности – самоопределение. Это сознательная предприимчивость субъекта по формированию, выявлению и отстаиванию собственной позиции в различных ситуациях, не имеющих нормативных решений» [Ольга Иванова «Что такое личность с точки зрения психологической науки]. Подобное рассмотрение данного понятия сразу открывает перед нами две составляющие, которые психолог должен иметь в своем «истинном» наборе компетенций. Во-первых, это самоопределение (формирование, выявление и отстаивание собственной позиции в различных ситуациях). Индивидуальная и групповая психокоррекции направлены на ту или иную степень гармонизации внутриличностных и межличностных отношений. При этом при индивидуальной психотерапии предполагается, что ведущим в психической деятельности является внутриличностный фактор, и именно он определяет особенности психических функций, эмоций и поведения; а при групповой – наоборот, что межличностный фактор определяет всю внешнюю и внутреннюю систему человека. Но какими бы не были основания, цель у них одна – научить человека самопознанию и саморегуляции, т.е. привести к формированию некоего целостного внутреннего компонента, который даст человеку свободу: позволит самостоятельно определять себя, выбирать реакции, не подпадать под внешнее воздействие и привязанности, самостоятельно корректировать свою целостную систему. Таким образом, если сам психолог не будет обладать компетенцией «самоопределения», как он сможет научить этому другого? Это будет похоже не более чем на историю о слепом, который ведет другого слепого, пока оба не падают в бездну! Во-вторых, это самоопределение должно быть «эффективным» и в ситуациях, не имеющих нормативных решений. Более того, никаких альтернатив не указано, открывая нам глаза на тот факт, что никаких нормативных решений не существует в принципе. Если психолог не является личностью, он не способен жить в реальности, он лишь существует в каком-то выдуманном проекционном мире. В процессе образования будущим специалистам даются именно такие сухие, пластмассовые заготовки и говорится «есть вот так». Человек, не являющийся личностью, не просто не может оживить эти заготовки и понять, что это лишь контур, который можно раскрасить как угодно, но принимает это в себя в качестве заданных жестких программ. «Постоянная открытость новому опыту, готовность внутренне изменяться», в каждом случае видеть неповторимость и бесконечность переливов клиентских случаев – только подобное отношение может сделать психокоррекционное воздействие эффективным, а жизнь как психолога, так и клиента наполнить смыслом. Следует упомянуть и еще одно важное качество личности как инструмента психолога, вытекающее из двух предыдущих. Современное общество пытается нас воспитать несвободными и одинаковыми, с одними и теми же ценностями, что сегодня одни, а завтра другие, ценностями, которые мы сбираем на земле вместо того, чтобы собирать на небе, как говорится в библии. Человек в таком обществе не может выбраться из этой паутины, потому что с детства привык считать себя жертвой, мухой, ожидающей, когда же ее уже слопают, и не хочет увидеть, что он и есть тот паук, что прядет нить… В таких ситуациях человеку нужна помощь, нужно, чтобы кто-нибудь показал его истинное изображение в зеркале, а это может сделать только тот, кто сам обладает истинным зеркалом. Оказывать правильное убеждение и внушение истинных идей может только тот, кто сам находится уже за границами этой «игры», тот, кто самодостаточен и, как сказано в той же библии, носит в себе целый мир, носит в себе бога. Есть детская песня, в которой все никак не могут выяснить, с чего же начинается родина. Сегодня нам, кажется, можно дать ответ на вопрос: «С чего начинается психолог?» А начинается он с сильной и, в то же время, гибкой личности, с внутреннего света, который не только освещает путь самому психологу, но, как маяк, служит ориентиром заблудшим кораблям людей. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|