Семейное образование – размышления психолога.

Меня попросили дать комментарий о семейном образовании для интернет журнала.

Хочу поделиться своими размышлениями и с читателями моего сайта.

Когда семья задумывается о семейном образовании для своих детей, как правило, для этого есть причины – у каждой семьи свои. Если этих причин нет, то чаще всего дети просто идут в школу, самую обычную во дворе или специализированную, с углубленным изучением каких-либо предметов.
Причины, которые могут побудить родителей перевести ребенка на семейное образование могут быть связаны со здоровьем ребенка, его психо-эмоциональным состоянием, личностными особенностями, традициями и привычками семьи, которые не согласуются с тем, что предлагает массовая школа и другими вещами, которые могут оказаться принципиальными при выборе формата обучения.

Семейное образование некоторым детям практически идеально подходит, а некоторым не подходит совершенно. Не считаю, что переходить на такую форму обучения нужно в каком-то определённом возрасте. Есть родители, которые в первом классе переводят ребёнка на семейное образование, есть те, кто изначально не отдаёт детей в образовательное учреждение и выбирает семейное обучение. Кто-то переходит на такой формат в середине учебного года, кто-то – в старших классах. А кто-то никогда даже не смотрит в сторону семейного образования. Всё индивидуально.

Семейное образование  размышления психолога

Здесь в первую очередь нужно смотреть, какой ребёнок, какова ситуация в семье, социальная ситуация, в которой растет и развивается ребенок. Важна совокупность факторов, которая может повлиять на решение родителей.
Одним из таких факторов могут быть личностные особенности ребёнка и особенности здоровья. Есть дети, которые с трудом переносят обучение в большом коллективе. Возбудимая и быстро истощающаяся нервная система, склонность к перевозбуждению, а затем утомлению и истощению, может быть предпосылкой для возникновения сложностей в обучении в школе. Для ребенка это является избыточной нагрузкой, он может отвлекаться, терять внимание, быть неусидчивым. 30 человек в классе, замкнутое пространство, фоновый шум и при этом необходимость концентрироваться на усвоении нового для себя материала, планомерно и регулярно выполняя рутинные задания. Для некоторых ребят всё это тяжело, поэтому им может больше подойти семейное образование – индивидуальный формат или малые группы.

Помимо личностных есть ещё несколько факторов, которые надо учитывать при выборе образования. Их можно разделить на возможности семьи (широкий кругозор родителей и хороший отклик у ребёнка на индивидуальный формат) и ограничения, которые вынуждают перейти на семейный формат обучения (стрессовая ситуация в школе).
В современной школе остается такое явление, как буллинг (травля). Если ребёнок попал в затяжную ситуацию насилия или стресса, возможным выходом будет переход на семейное образование. При этом стресс может быть связан не только с травлей, могут быть и другие причины.
Семейное образование также возможный выход, если ребёнку тяжело добираться до школы. К примеру, если он живёт в сельской местности или от дома до школы долгая дорога, а родители не могут сами его возить, но при этом способны обеспечить ему качественное образование дома, своими силами или с привлечением специалистов, интернет технологий.
Семейное обучение вовсе не обязательно означает, что у ребёнка будут проблемы с коммуникацией со сверстниками. Общаться в детьми он может в спортивных секциях и кружках, дружить с детьми друзей родителей. Более того, такой вариант может даже больше подходить ребёнку в некоторых случаях. Плюс семейного образования для некоторых детей в том, что у него есть место для дела (организованное дома пространство для обучения), и есть место для общения и развлечения (кружки, клубы по интересам). Здесь, опять же, всё индивидуально и зависит от ресурсов семьи. К примеру, в семье полярников, которые находятся в командировке за тысячу километров от города, ребёнок сможет общаться с ребятами только в соцсетях, скайпе и т.д. Это вынужденное ограничение общения. Дети, которые живут в городе, могут удовлетворять потребность в общении множеством способов. Создать обогащённую для коммуникации среду для ребёнка не сложно. В то же время многое зависит от потребностей детей. Кто-то сильно нуждается в постоянном общении, а кто-то не очень, им хорошо дома за каким-то занятием (чтение книг, рисование, конструирование и т.д.)
Нужно также понимать, что проблемы в коммуникациях решаются не количеством контактов, а их качеством. То есть в школе ребёнок попадает в коллектив, который он не выбирал, он вынужден много часов общаться с определёнными людьми, находиться с ними в одном помещении. У школьника почти нет возможности регулировать окружение и дистанцию в общении со сверстниками. Получается, что с одной стороны школа даёт навык коммуникации, с другой стороны – не факт, что именно этот опыт будет определяющим для ребёнка.
Если при семейном образовании всё идёт гармонично, в соответствии с личными особенностями ребёнка, форма обучения вряд ли скажется как-то в будущем. Возможно, человек вырастет и будет бОльшим индивидуалистом, чем другие дети. То есть для него будет логичнее находиться в индивидуальной среде, самому выбирать что-то, ориентироваться на свои интересы. Но сейчас в обществе в целом есть тенденция к индивидуализации. Это реакция на то, что долгие годы в стране был усиленный курс на принадлежность к коллективу – сейчас маятник качнулся в другую сторону.

В любом случае, решение принимает семья и каждая семья делает это, опираясь на свое представление о том, что будет лучше для их ребенка.

 

 

Психолог, семейный психолог Надежда Керова

Записаться ко мне на онлайн - консультацию можно по этой ссылке:    https://www.psyoffice.ru/kerova/#consultation                                        

На очную консультацию по телефону     +7 963-01-85-375

Перепечатка статей в интернете разрешается только с указанием авторства и ссылкой на сайт, где статья напечатана.



Просмотров: 466
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Психологические особенности родителей и семьи, которые воспитывают ребёнка с ДЦП
  • Почему я выбираю семейное образование?
  • Почему ваш мужчина может продолжать мастурбировать и смотреть порно, даже если у него уже есть Вы
  • Психолог нужен только слабым людям, которые не могут справиться со своими проблемами сами?
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Надо заставить ребёнка учиться! Пусть ребёнок лучше умрёт, чем тройки будет в школе получать!
  • Активное рисование: Образование ЕСТЬ, денег НЕТ, что делать?
  • "Семейное захватничество": родители, которые "убивают" своих детей
  • Семейное воспитание и нарушения пищевого поведения. Есть ли выход?
  • Как именно деньги могут испортить отношения: «Может быть, тебе поискать более высокую зарплату?»
  • Что есть сон, а что реальность, и есть ли между ними грань?.... А может все наоборот и спим мы наяву?
  • Два человека, которые не имеют ничего общего: могут ли они быть вместе?
  • Подсознание есть. Его не может не быть.
  • Зачем мне психотерапия, если есть тренинги, которые обещают результат за 1-3 дня?
  • Желание! Желания есть – их не может не быть!
  • Семейное НЛП. Как убеждения успешных людей могут улучшить вашу семейную жизнь.
  • Подросток в неполной семье. Проблемы, которые могут подстерегать.
  • Вагинизм. Когда причины могут быть совсем необычными. Решение проблемы
  • Ребёнок отказывается есть. Нужно ли заставлять его есть?
  • Проблемы современной семьи и семейное консультирование
  • Как быть если отношения есть, а секса нет и даже не хочется?
  • Родители - боги, которые могут убить нас? Просто мысли...
  • Пять фраз, которые могут сделать вашего ребенка несчастным
  • Только у счастливой мамы могут быть счастливые дети!
  • Так не может больше продолжаться. Есть ли выход?
  • 5 пунктов, которые укажут, что в отношениях есть проблемы
  • Если есть вопрос, то будет и ответ.
  • Хаос рождает только хаос. 10 причин, которые могут привести к депрессии.
  • Родители почитайте детей своих. Семейное консультирование.
  • Лучше книг могут быть только книги.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь