Школа как источник стресса

 

Знаете ли вы, что задача школы – помочь родителям подготовить ребенка к взрослой жизни. На школьные годы приходится активное развитие личности ребенка, развитие самооценки, самостоятельности и  уверенности в своих силах, умения учиться новому и общаться с людьми.  

 Личность развивается благодаря преодолению сложностей, и выдерживанию психоэмоционального напряжения, связанного со стремлением преодолеть стрессовую ситуацию и добиться успеха. Рассматривая стресс с позитивного ракурса можно сказать что стресс как одна из ступенек взросления.

Поэтому рассказывая про источники школьного стресса в этой статье мы обозначим    позитивный прогноз преодоления ситуации и как может помочь взрослый.

Общая структура преодоления стрессовой ситуации выглядит так:

    Независимо от возраста, важна вера в себя и надежда на то, что вы справитесь.
  • Определение источника стресса.
  • Фантазия о том, какой результат хотите получить после преодоления ситуации.
  • Осознавание чего именно не хватает для успешного преодоления. Поиск этого ресурса..
  • Понимание, может ли ребенок наработать опыт преодоления ситуации сам или нужна помощь взрослого. Иногда ребенку достаточно эмоциональной поддержки от близких, а иногда взрослым необходимо включиться в ситуацию и решать ее на уровне взрослый-взрослый, например поговорить с педагогом.
  • После преодоления ситуации необходимо дать признание ребенку, закрепить его представление о том, что он смог успешно преодолеть сложность и теперь это его опыт в копилке успехов.

А теперь, давайте подробнее разберем несколько классических источников школьного стресса:

 1 ситуация: Адаптация в 1 классе.

Источники стресса связаны с появлением новых требований к ребенку, а значит и новых правил, которым нужно научиться чтобы в рамках этих правил выстраивать отношения с учителем и сверстниками.  Новые правила появляются не только у ребенка, но и у всей семьи – ведь раньше ребенок ходил в сад или был дома, и у взрослых было составлено расписание под дошкольный образ жизни. Теперь ситуация изменилась и взрослым приходится передоговариваться между собой по бытовым вопросам: кто отводит ребенка в школу, кто забирает и как включить все это в график работы взрослых. Поэтому можно сказать, адаптацию к 1 классу проходит вся семья.

Победу нужно готовить, и адаптация в школе – именно тот стресс, к которому можно подготовиться заранее. Для того, чтобы ребенок плавно узнавал о требованиях и правилах в школе, можно отдать его на подготовительные занятия именно в ту школу, в которой родители планируют его обучение.  

Замечательно, если ребенок пойдет в один класс со своим другом или подругой

2 ситуация: Негативная социальная оценка  или сверхпозитивная социальная оценка.  

В школе самым авторитетным взрослым для ребенка становится учитель. Становится более яркой по сравнению с садом,  ситуация оценки действий ребенка со стороны педагога, которая сопровождается прохождением кризиса компетентности-некомпетентности у младшего школьника. Источником стресса в данном случае будут неадекватно завышенные или заниженные требования к ребенку со стороны педагога и как следствие, ребенок может либо постоянно находиться в напряжении и зубрить не ради знаний, а ради того, чтобы оправдывать ожидания взрослого. Негативная оценка опасна чрезмерной снисходительностью по отношению к ребенку, и ребенок эмоционально чувствует, что от него многого и не ждут, а это снижает стремление учиться.

Стабилизироваться в данной стрессовой ситуации ребенку помогают родители. Именно родители знают своего ребенка лучше всего и понимают на что он способен и могут оценивать ребенка адекватно и наладить контакт с педагогом на уровне взрослый-взрослый. Таким образом, ребенок освобождается от клейма «очень способного» или «бестолкового» и получает больше свободы выражать себя через обучение.

3 ситуация: Сложности в общении наиболее болезненно воспринимаются в подростковом возрасте, когда ребенку важно признание сверстников не только за успехи в учебе но и признание и уважение его личности.  Каждая проблемная ситуация в общении является источником стресса, поэтому важно чтобы у подростка был близкий человек, к которому он прислушивается и может рассказать о своей проблеме так, чтобы не попасть в осуждение.  Задача взрослого – поддержать ребенка в его успешности, объяснить что не все так плохо и он обязательно справится с ситуацией. Поддержать ребенка в его убеждениях, помочь порассуждать все именно так как кажется  иди нет, и как можно решить ситуацию позитивно. Хорошо, если есть возможность поддержать ребенка, отправив его на тренинги общения.

4 ситуация: Переход из школы в школу или из класса в класс.  Смена коллектива, места обучения и правил всегда стрессовая ситуация.  Ребенку важно объяснить, что первое время необходимо потратить на ориентировку,  не нужно дружить с первым встречным, важно присмотреться к одноклассникам, понять кто нравится и с кем хотел бы дружить и только после этого делать шаги к сближению. Важно понять какие требования предъявляют педагоги и насколько школьник им соответствует.  Если необходимо, подтянуть знания.

Переход из школы в школу по уровню стресса один из наиболее трудных для школьника.  Здесь необходима помощь взрослого, в том числе психологическая. Если ребенок – младший школьник, хорошо пройти курс иппотерапии. Если ребенок более старшего возраста – родителям следует обратиться к психологу для того, чтобы помочь ребенку выдержать тревожность и неопределенность вхождения в новый коллектив.

 Опубликовано: https://newtonew.com/discussions/school-as-stress-source



Просмотров: 406
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как поддержать ребенка в стрессовой ситуации и помочь ему приобрести полезный опыт
  • Как ребенку помочь учиться? Часть 1. Как встречать ребенка со школы?
  • Первые шаги преодоления стресса: ощущение «здесь-и-теперь»
  • Как поддержать ребенка в стрессовой ситуации
  • Первая влюбленность в школе. Как реагировать родителям, чтобы поддержать ребенка?
  • Критическая ситуация: от стресса до кризиса
  • Напутствие ребенку в школу или Что сказать, если он не хочет учиться
  • Ситуация: живем ради ребенка. Психологический разбор.
  • Особый ребенок. Чтобы эффективно помочь, необходимо вовремя заметить….
  • Если ребенок стал объектом травли в школе: что нужно и чего нельзя делать взрослым
  • Если у ребенка в школе конфликт. Практические советы психолога, если школу пришлось сменить.
  • Влияние отношений к ребенку в семье на готовность ребенка к школе.
  • Исправляем ситуацию,чтобы ребенок не стал сам себе значимым взрослым. ч.2
  • Оценка ситуации экзамена у студентов с различным уровнем экзаменационного стресса
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Как могут родители помочь ребенку после развода
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Развитие и становление ребенка как личности. Часть 2 - Кто такой ребенок?
  • Что делают родители, чтобы ребенок не хотел учиться.
  • Осторожно, опасная ситуация! топ-3 ситуаций, влияющих на характер ребенка
  • Адаптация к школе. Как помочь ребенку?
  • Безопасное снижение стресса у тревожного ребенка и подростка
  • Что делать, если у вас кризис, тяжелая жизненная ситуация. Как самой(ому) себе помочь…
  • Что может быть важно ребенку
  • Значение папы в жизни ребенка. Как заменить ребенку отца?
  • Почему ребенок ругается с учителями? Причины плохого поведения ребенка в школе
  • Нужен ли вам ребенок? Ситуация усыновителя и усыновленного. Убираем наносное
  • Что мне делать, если взрослый ребенок ни учится, ни работает
  • Если ребенку 6 лет- пора в школу?
  • Дешевле обойдется! (Что делать, если ребенок совсем взрослый?)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь