|
Школа как источник стрессаАвтор статьи: Девятка Анна Владимировна
Знаете ли вы, что задача школы – помочь родителям подготовить ребенка к взрослой жизни. На школьные годы приходится активное развитие личности ребенка, развитие самооценки, самостоятельности и уверенности в своих силах, умения учиться новому и общаться с людьми. Личность развивается благодаря преодолению сложностей, и выдерживанию психоэмоционального напряжения, связанного со стремлением преодолеть стрессовую ситуацию и добиться успеха. Рассматривая стресс с позитивного ракурса можно сказать что стресс как одна из ступенек взросления. Поэтому рассказывая про источники школьного стресса в этой статье мы обозначим позитивный прогноз преодоления ситуации и как может помочь взрослый. Общая структура преодоления стрессовой ситуации выглядит так:
А теперь, давайте подробнее разберем несколько классических источников школьного стресса: 1 ситуация: Адаптация в 1 классе. Источники стресса связаны с появлением новых требований к ребенку, а значит и новых правил, которым нужно научиться чтобы в рамках этих правил выстраивать отношения с учителем и сверстниками. Новые правила появляются не только у ребенка, но и у всей семьи – ведь раньше ребенок ходил в сад или был дома, и у взрослых было составлено расписание под дошкольный образ жизни. Теперь ситуация изменилась и взрослым приходится передоговариваться между собой по бытовым вопросам: кто отводит ребенка в школу, кто забирает и как включить все это в график работы взрослых. Поэтому можно сказать, адаптацию к 1 классу проходит вся семья. Победу нужно готовить, и адаптация в школе – именно тот стресс, к которому можно подготовиться заранее. Для того, чтобы ребенок плавно узнавал о требованиях и правилах в школе, можно отдать его на подготовительные занятия именно в ту школу, в которой родители планируют его обучение. Замечательно, если ребенок пойдет в один класс со своим другом или подругой 2 ситуация: Негативная социальная оценка или сверхпозитивная социальная оценка. В школе самым авторитетным взрослым для ребенка становится учитель. Становится более яркой по сравнению с садом, ситуация оценки действий ребенка со стороны педагога, которая сопровождается прохождением кризиса компетентности-некомпетентности у младшего школьника. Источником стресса в данном случае будут неадекватно завышенные или заниженные требования к ребенку со стороны педагога и как следствие, ребенок может либо постоянно находиться в напряжении и зубрить не ради знаний, а ради того, чтобы оправдывать ожидания взрослого. Негативная оценка опасна чрезмерной снисходительностью по отношению к ребенку, и ребенок эмоционально чувствует, что от него многого и не ждут, а это снижает стремление учиться. Стабилизироваться в данной стрессовой ситуации ребенку помогают родители. Именно родители знают своего ребенка лучше всего и понимают на что он способен и могут оценивать ребенка адекватно и наладить контакт с педагогом на уровне взрослый-взрослый. Таким образом, ребенок освобождается от клейма «очень способного» или «бестолкового» и получает больше свободы выражать себя через обучение. 3 ситуация: Сложности в общении наиболее болезненно воспринимаются в подростковом возрасте, когда ребенку важно признание сверстников не только за успехи в учебе но и признание и уважение его личности. Каждая проблемная ситуация в общении является источником стресса, поэтому важно чтобы у подростка был близкий человек, к которому он прислушивается и может рассказать о своей проблеме так, чтобы не попасть в осуждение. Задача взрослого – поддержать ребенка в его успешности, объяснить что не все так плохо и он обязательно справится с ситуацией. Поддержать ребенка в его убеждениях, помочь порассуждать все именно так как кажется иди нет, и как можно решить ситуацию позитивно. Хорошо, если есть возможность поддержать ребенка, отправив его на тренинги общения. 4 ситуация: Переход из школы в школу или из класса в класс. Смена коллектива, места обучения и правил всегда стрессовая ситуация. Ребенку важно объяснить, что первое время необходимо потратить на ориентировку, не нужно дружить с первым встречным, важно присмотреться к одноклассникам, понять кто нравится и с кем хотел бы дружить и только после этого делать шаги к сближению. Важно понять какие требования предъявляют педагоги и насколько школьник им соответствует. Если необходимо, подтянуть знания. Переход из школы в школу по уровню стресса один из наиболее трудных для школьника. Здесь необходима помощь взрослого, в том числе психологическая. Если ребенок – младший школьник, хорошо пройти курс иппотерапии. Если ребенок более старшего возраста – родителям следует обратиться к психологу для того, чтобы помочь ребенку выдержать тревожность и неопределенность вхождения в новый коллектив. Опубликовано: https://newtonew.com/discussions/school-as-stress-source Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|