Доверять ли чувствам?

ДОВЕРЯТЬ ЛИ ЧУВСТВАМ?

 Если кратко: проверяй!

 Поговорим о природе чувств и эмоций (под чувствами я буду понимать телесное отражение, под эмоцией – оценку восприятия, например, обида в груди – как чувство, обида – поступили несправедливо – как эмоцию).

 Где рождаются чувства? Нет, не в сердце. Конечно, в головном мозге, за это отвечают подкорковые ядра лимбической системы и ассоциативные зоны коры. Если упростить, то лимбика больше за чувства, кора больше за эмоции.

 Чувства могут реагировать непосредственно на ситуацию через органы чувств и сравнение с предыдущим опытом, т.е. через память. Самый простой пример, конечно, холод, голод, боль. Через них мы сперва и видим мир, ещё будучи в утробе матери, да первые месяцы жизни собственно тоже.

 На основании простых чувств формируются простые паттерны поведения: стремиться туда, где хорошо, и избегать того, что плохо. Собственно, даже бактерия так делает и без нервной системы.

 Осознаются нами чувства физическими эквивалентами, ощущениями в теле, физиологическими реакциями, народные поговорки, метафоры все об этом: мурашки по коже, бабочки в животе, душа в пятки ушла, защемило в груди, голова кругом и т.д.

 Причём, у некоторых людей на этом процесс осознавания заканчивается, им трудно вербализировать чувство, дать ему оценку (т.е. рассказать об эмоции). В крайнем проявлении, это называется алексетимией. Алексетимия признана многими специалистами как фактор психосоматики, потому что как я писал, чувство всё равно выразится, и если не сознательно или в действие, то физиологически, а в крайних степенях – болезнью.

 Процесс когнитивной бессознательной оценки ситуации превращает чувство в эмоцию. Этот процесс происходит в рамках воспитания. Ребёнок учится, принимает решения, делает выводы.

 По сути, ребёнку взрослые начинают показывать и рассказывать, как нужно оценивать происходящие события. Порой это выглядит даже немного комично, когда родитель маленькому (порой грудному/) ребёнку вопрошает искренне удивлённо "а тебе не стыдно?", "не позорь маму", "совсем страха нет" и т.д.

 Да, конечно, взрослые люди уже и не помнят, как они были свободны от всего этого. Нам кажется, что эмоции были всегда с нами. Но это не так. Достаточно понаблюдать за детьми.

 Итак, ребёнка обучают оценивать ситуации, оценивать события и оценивать чувства. Но сам ребёнок на этапе имеет именно базовые чувства (холод, голод, боль) и его первые оценки такие же общие – безопасно или небезопасно. Из таких общих категорий рождают такие же общие социальные категории – плохо или хорошо, правильно или неправильно. Такой тип мышления психологи называют эмоциональным, мышление широкими категориями.

 Такая смесь (обращение к чувствам жизнедеятельности и широкие категории), видимо были крайне выгодны человеку на ранних этапах развития и эволюции. Это формирует социально выраженную и стойкую привязку к близкому социуму, группе, стае, общине. Это делает группу более общной и проще защищаться от врагов из вне, упрощает процесс воспитания.

 Но то, что выгодно, группе, не всегда выгодно индивидууму. Представьте, если установку "не говори с незнакомцами" человек воспринимает буквально, как программу поведения. В подростковом и взрослом состоянии это уже не защищает, но вызывает проблемы, трудности в общении. Ведь, если даже в деревне или селе, ты знаешь половину людей вокруг, все свои, то в городе, напротив, большая часть людей это именно незнакомцы.

 Вторая проблема эмоционального воспитания это передача от поколения к поколению жизненных стратегий. А они не все адекватные. Как минимум потому что времена меняются. А нередко, принимаются и откровенно негативные стратегии ("мой отец пил и бил и мать, и ничего", "мама прожила с отцом всю жизнь, пусть и со скандлами и унижениями, ну и так сделаю", "предприниматели это жулики, а мы бедные, но зато честные").

 

Всё это лежит в рамках бессознательного эмоционального мышления.

 И возвращаясь к первому вопросу. Так стоит ли слушать чувства? Конечно, стоит, но именно с целью проверки их на адекватность. Это механизм осознания и переоценки. Если вы сразу превращаете чувство в действие, то, к сожалению, и ошибки будут чаще.

 Что делать на практике? Вы можете воспользоваться такой тактикой диагностики.

 1.Вы замечаете чувство в теле.

2.Выясните а что это за чувство, как вы оцениваете происходящее.

 - страх – ситуация небезопасна

- вина – вы поступили несправедливо, плохо, в этой ситуации

- обида – с вами поступили несправедливо

- стыд – вы неадекватны в ситуации, с вами что-то не так

- грусть – вы потеряли что-то или кого-то

- гнев – вам больно, ситуация безвыходна

- одиночество – у вас нет значимых отношений

- скука – нет значимых изменений в жизни

 Спросите себя, насколько это верно для вас, насколько это логично в вашей ситуации и насколько это полезно для вас.

  1. Если на какой-то вопрос ответ "НЕТ", вам нужно изменить оценку (это всегда усилие, часто для этого нужна помощь специалиста, это нормально).
  2. Если ответ "ДА" – то следует направить действия на исправление

 - страх – вернуть себе ощущение безопасности, возможно, значительно поменять жизнь (переехать, сменить работу), ведь если опасность реальна, то стоит ли подвергать себя риску.

- вина – восстановите справедливость, порой достаточно простить себя ведь возможно вы слишком строги к себе, если же поступок действительно плохой, всегда можно искупить вину (нередко хватает простого извинения).

- обида – вы можете восстановить справедливости для себя, часто не приносит плоды, но помните, месть никогда не освобождает вас; учитесь прощать других, помните, вы делаете это для себя, чтобы двигаться дальше

- стыд – верните себе честь и уверенность, начните с себя самого, признайте себя, полюбите себя такого, это первый шаг; порой его хватает, и вы понимаете, что для кого-то вы всегда будете не таким как надо, а для какого-то самым лучшим, всё это лишь оценка.

- грусть – верните то, что потеряли, а главное верните себе покой. Отпустите, если надо отпустить. Двигайтесь дальше, ещё столько всего впереди. Человека не заменить, что вы можете воскресить в себе всё то, что так ценили в прошлом (отношения, доверие, любовь, заботу). Дайте лишь себе и миру шанс!

- одиночество – мы социальные существа и нам нужен кто-то рядом, но помните, что рядом всегда кто-то есть. Почувствуйте себя самоцельность и самодостотачной личностью. Найдите друга, с которым мы сможете вместе менять мир к лучшему и получать удовольствие.

- скука – верните значимость своей жизни, помните, жизнь ценна сама по себе. Добавляя цели к своей жизни, вы делаете её более насыщенной. Найдите себя в этой жизни, подумайте над тем, что вы действительно желаете. Составьте план и воплощайте его в жизнь!

 Бывает так, что человеку нужна помощь, чтобы измениться. Не стесняйтесь обращаться к специалистам, это совершенно нормально!

  Начав проверять свои эмоции, вы убедитесь, что часть из них адекватны и полезны, часть ошибочны, даже иррациональны, часть вроде бы и верны, но не прибавляют ни счастья, ни успеха (помните, как в песне).

 Итого: чувства и эмоции есть отражения не реальности, а восприятие этой реальности. Не всегда наше восприятие адекватно и полезно для нас. На этой влияют общественные и личностные убеждения и мировоззрение. А они могут быть ошибочны или просто устаревшие. Поэтому проверяйте свои чувства и эмоции, и меняйте их, если вы решили чувствовать себя по-другому!

 P.S. Оставляйте вопросы и комментарии. Всё-таки это не истина в последней инстанции, а мнение.

P.P.S. Я не писал подробно про проработку, про это будет отдельные посты.



Просмотров: 322
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • Ощущения. Эмоции. Чувства. Часть №5 "Трансформация эмоций и подмена чувств"
  • Если перед Вами стоит выбор кого спасти - себя или ваши отношения - всегда выбирайте себя
  • Позиция "даже если", возвращающая желание жить и бороться за себя
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Обида-Вина. Как перестать "играть в отношения"? Начни с себя или помоги себе сам.
  • Чувство вины и комплекс неудачницы: "Я хорошая, если у меня все плохо"
  • Если вы "выбираете" не замечать, как с вами на самом деле ведет себя ваш партнер
  • Ощущения. Эмоции. Чувства. Часть №4 "Чувства"
  • "Ловушки" любви: «Если ты будешь любить меня, то я не буду чувствовать себя никчемным»
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • Если ваш партнер "не умеет выражать свои эмоции"
  • Как безопасно выразить эмоции, если "адресат" не желает слушать
  • Эмоции и чувства - "краски жизни".
  • Говорить всегда:"Да"! Даже ценой своей жизни? Метофора.
  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"
  • Ощущения. Эмоции. Чувства. Часть №1 "Вводная"
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • Ощущения. Эмоции. Чувства. Часть №3 "Эмоции"
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • "Мы были бы отличной парой, если бы не ТЫ" или "Почему моя жена стала Ведьмой"
  • Если страдание всегда рядом. Как помочь близкому человеку в депрессии? И как поддержать себя?
  • Если супруги называют друг друга "Мама" и "Папа", то...
  • Эмоции, чувства и дети...игра "Звездочет эмоций"
  • Всегда говорю "да" другим и "нет" себе, или, о личных границах.
  • Всегда говори "нет". Часть первая: люди среди людей
  • "Разницы нет никакой между правдой и ложью, если, конечно, и ту и другую раздеть"?
  • Никогда никого не вините в своей жизни, себя тоже. Самые "виновные".
  • Что делать, если у вашей женщины начала часто "болеть голова"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь