Каждый из нас стремиться устроить личную жизнь. Так уж получилось, что природа запрограммировала мужчину и женщину быть вместе. Мы встречаемся, образуем пары, с кем-то дружим, с кем-то вступаем в брак, но так или иначе , феномен женско-мужских отношений занимает в жизни каждого важную позицию. В этот раз поговорим о семье и том, как удовлетворяются потребности людей в ней, осветив некоторые аспекты общения внутри семьи.
Поскольку семья является образованием, стоящим на лестнице потребностей более высшей, чем потребности в еде, пище безопасности и физическом комфорте, после того, как мы удовлетворены в них, мы начинаем задумываться о более высших потребностях – начинаем хотеть хорошей работы, повышения в должности, творческой деятельности, но, как правило, в самую первую очередь стремимся так или иначе устроить свою личную жизнь. Следовательно, семья для каждого из нас — источник удовлетворения более высших потребностей, и следующим шагом в нашей самоактуализации становится поиски пары. Какие факторы влияют на то, кого мы выбираем? Есть факторы базовые, есть и второстепенные, более тонкие и нематериальные, которые, однако, являются регулирующим «маячком», «лакмусовой бумажкой» нашей удовлетворённости браком. То, что потребности имеют иерархический характер, и что когда удовлетворены первые потребности, начинают проявляться вторые, более высшие, более тонкие и более сложные, было отмечено ещё знаменитым психологом Абрахамом Маслоу. Итак, мы удовлетворены в питье, воде, тепле и безопасности, и начинаем задумываться о том, что неплохо бы «обзавестись любимым человеком».
Нетрудно догадаться, что такая потребность – потребность в близости проявляется достаточно в раннем возрасте. У детей она проявляется в виде скуки одиночества или тяги к другим детям. Ведь покажи одному ребёнку, у которого уже есть какие-то коммуникативные навыки, другого, только предоставь такую возможность, он сразу начинает общаться с другим ребёнком и пытается взаимодействовать. Появляются сначала друзья, подруги, а в более позднем периоде детства и юношества – пары. Каким образом происходит отбор? Общаясь с новым для себя человеком, мы продолжаем заниматься тем же, чем и занимались ранее, но смотрим, насколько другой человек может способствовать тому, чтобы мы были удовлетворены в базовых потребностях – безопасность, тепло, комфорт, еда, питьё и поддерживать нас в определённой удовлетворённости этих потребностей. То есть, говоря простым языком, мы смотрим, каким образом другой человек о нас заботится. Это – условие для возникновения и поддержки в более высших потребностях – любви и сопричастности. И, если мы более менее свободны от комплексов, которые разрушают отношения уже на ранней стадии, то у нас возникает чувство любви и чувство привязанности. Что происходит далее: мы смотрим, каким образом новый человек «вписывается» в нашу жизнь, то есть в нашу более «тонкую» систему ценностей. Мы внимательно «изучаем» ценностные ориентации, привычки, комплексы и проблемные точки другого человека, и именно эта область – та самая, которая доставляет особенно много хлопот врачам, психологам, психотерапевтам, социальным педагогам, да и самим участникам отношений при неблагоприятном раскладе, то есть тогда, когда хотя бы один участник семьи болен неврозом или имеет определённую личностную незрелость. Это – та область индивидуальности, которая отвечает за то, в какие «игры» играют люди и по какому «сценарию» живут потом их дети.
В раннем возрасте детские ролевые игры в «дочки-матери» успешно могут формировать такие навыки и умения – формируются базовые понятия о заботе и уходе друг за другом, и дети приобретают специфическое ролевое поведение, свойственной именно женщине или мужчине. Затем с возрастом наступает полная половая идентификация, и игры уже становятся реальностью, или даже порой всей жизнью, формируя в нашей личности «сценарий». Психолог Эрик Берн определил всю нашу жизнь, как проживаемый «сценарий», и то, как мы проживаем её, зависит полностью от того, в какие «игры» мы играли в детстве и под влиянием каких игр, в которые при нас играли взрослые люди, находились. Он выделяет множество разновидностей игр, в которые играют взрослые, называя их частью жизни человека – «полицейские и воры», «обмани меня», «кто сильнее» (варианты – умнее, красивее…), «против кого дружим?», «давай выпьем», и тому подобные. Наверняка, вам знаком тот феномен, что в более зрелом возрасте, чем детском, появляясь в каком-либо новом коллективе (профессиональное сообщество, или просто новая компания), мы наблюдаем игры, в которые играет коллектив. И если эти игры «приходятся нам по вкусу», то мы вписываемся в коллектив, если нет – становимся изгоями. Однако возможен и третий вариант участия в таких играх, о которых я расскажу в следующих статьях.
Бывают игры между детьми, бывают игры между детьми и взрослыми, бывают игры между взрослыми. Нетрудно догадаться, что все типы взаимодействий влияют на нас – то, как с нами общались взрослые в детстве, влияет, безусловно, а порой и полностью формирует то, как мы общаемся сейчас со своими детьми, также частично может обуславливать то, как мы взаимодействуем с супругами и другими людьми. Бывает так, что общаясь с новыми детьми, мы усваиваем или открываем новые способы поведения, которые можем воплощать в жизнь, а также то, как мы взаимодействуем с коллегами, может влиять и на наши отношения в семье. Но впрочем, дело не только в том, кто на кого влияет. Наши собственные игры – это не новость. Наши родители и более глубокие родственники тоже играли или играют в игры. Игры, в самом широком смысле слова – это то, как происходит взаимодействие между людьми. Но, как психологу, мне следует выделить скорее желательные и скорее нежелательные разновидности игр. Ведь в случае выбора семейной «игры», очень важно придерживаться врождённых особенностей человека – особенностей его темперамента и типа нервной системы, первичных психических способностей. Иначе самая лучшая игра может стать губительной для человека, сформировав неуверенность на всю оставшуюся жизнь и препятствуя при этом при этом вообще какому-либо успеху, а «игра», первоначально выглядящей в глазах родителей или супругов недостойной, и как следствие, оставшейся без применения, могла бы сыграть решающую роль в формировании семейного успеха, карьеры или здоровья отдельно взятых членов семьи.
С точки зрения гуманистической психологии, здоровая личность — такая личность, которая вышла на уровень удовлетворения всех своих потребностей, включая наивысшие, потребность в самоактуализации. Однако часто наша собственная жизнь складывается так, что бывает, что мы не всех своих потребностей можем удовлетворить. Как удовлетворить то, что мы хотим, чтобы было удовлетворено и как при этом приспосабливаться к окружающей действительности и не терять своей эффективности в жизни – наша «образовательная» по отношению к нашим клиентам и пациентам, задача, как психотерапевтов – номер один.
От того, в какие игры мы играем, происходит то, как складывается наша жизнь. Распределение семейных обязанностей, степень нашего взаимоучастия в жизни семьи, в жизни друг друга формирует то, какими болезнями мы заболеваем или то, какие трудности у нас при этом возникают. При этом, как я уже говорил, наши дети становятся участниками этих игр, и у них формируется собственный «сценарий». Нетрудно при этом догадаться, что наше собственное развитие влияет на то, какими являются наши дети, как они учатся, как взаимодействуют со сверстниками: фактически, в большей части мы обусловлены той средой, в которой живём. Ещё психолог Берес Фридерик Скиннер сказал: «дайте мне десяток детей, я сделаю из них гениев, дайте ещё десяток, и я сделаю из них идиотов». Современные психотерапевты (М.Е. Литвак-яркий пример современного про-психологического мышления), пошли несколько дальше этого утверждения, считая, что «все дети рождаются гениями, но большинство умирают тупицами».
Однако относительно сценариев стоит отметить чрезвычайно важный момент. Если игра может носить характер развивающий, то сценарий - всегда губителен. Губителен хотя бы потому, что всегда предполагает однозначный исход, являясь по сути, жёстким способом реагировать на обстоятельства, вплоть до выбора в своей жизни именно такой позиции, ведущей всенепременно к проблемам в отношениях с другими людьми. Человека обидели – он рыдает, а не анализирует ситуацию. Человек сталкивается с трудностью взаимопонимания – и разрывает отношения, вместо того, чтобы изучать психологию, ходить на встречи с психотерапевтом, находить с партнёром общий язык. Помимо этого, жизнь по сценарию лишает человека спонтанности, лишает его способности удивляться (ведь сценарные реакции на происходящее – они всегда одни и те же!) и, естественно, немного подкованный читатель поймёт, что в этом случае его собственные желания идут в разрез с тем, как он проживает свою жизнь. Даже более того. Человек, живущий по сценарию неизбежно выбирает себе в друзья и спутники жизни именно таких людей, от которых будет всё время страдать и причинять страдания другим. Например, женщина, которой "постоянно" попадаются пьющие мужья. Или мужчина, которому раз от раза встречаются женщины, которые ему изменяютю Вскоре такой человек заболевает сначала «хроническим плохим настроением», в нём развивается самоирония, пассивность, всё больше укрепляется нежелание что-либо менять и обвинять всех и вся, только не свой ум; возможно формируются такие черты характера, как обидчивость, жестокость, эмоциональная холодность, отчёуждённость от мира, в котором он живёт. Ну а затем начинает страдать психосоматическими расстройствами (язва желудка, ишемическая бользень сердца, инфаркт миокарда, частые простудные инфекции. Некоторые психотерапевты считают даже переломы конечностей психосоматическим заболеванием – прим. автора), затем тяжёлыми неизлечимыми заболеваниями. Сценарий всегда ведёт человека к несчастью. Психотерапия не знала ни одного примера, когда живущий по сценарию человек был бы счастлив. А счастье – это полная реализация собственных способностей и развитие их, которое возможно только в случае либо везения, что менее всего вероятно, но более вероятно – гибкость в принятии решений и умение приспосабливаться к ситуации в жизни, не травмируя при этом себя.
Какие бывают сценарии и как они проявляются в стилях поведения родителей? Рассмотрим наиболее важные из них, - это сценарные типы воспитания. Психологи выделяют множество – гиперопека, гипоопека, попустительство, формирование чувства вины, воспитание в условиях гиперответственности, оранжерейный стиль – вот краткий и далеко неполный перечень таких условий, но все эти сценарии при удачном совпадении с темпераментом и типом нервной системы формирует сначала делинквентное, потом девиантное поведение, или психосоматические заболевания, ну и в будущем вашим детям гарантирована неуверенность, нерешительность, экономическая бедность и даже нахождение в низших слоях населения. Комплекс «принца» или «принцессы», «ивана-дурачка», «синей бороды», «гадкого утёнка», «творческого сноба» «гения», "королевы красоты" - также далеко неполный перечень невротических стилей поведения, которые не приводят ни к чему хорошему. Поэтому, дорогие родители, если хотите воспитать преступника или больного, который будет всю жизнь сидеть на вашей шее – играйте в игры своего собственного сценария и, наверное, продолжайте жить, как жили. Заботьтесь о своих детях, не слушая их потребности, вместо того, чтобы развивать в них самостоятельность и автономность, или же проявляйте, наоборот, наплевательство на их интересы, не интересуясь тем, как они живут, или наоборот, всячески контролируя их собственную жизнь и указывая, с кем надо общаться, а с кем нет, проводите с ними массу времени, заставляя их выслушивать, допустим, ваши лекции о морали и нравственности, вместо того, чтобы меняться самим. В нашем современном мире появляются новые подвиды и разновидности сценариев, которые потом заставят вас обратиться либо к врачам, либо к психологам, с порой с каждым случаем всё больше удивляешься, насколько изощрённой и сложной становится та или иная психологическая невротическая игра.
Впрочем, существует множество других методов воспитать несчастного человека, однако все они сводятся к тому или иному виду сценария. Сформировать сценарий достаточно просто – потакать своим собственным комплексам, списывая все нарушения воспитания ребёнка на «генетику», на «плохие задатки», на «здоровье и физиологию», можно и проще – утверждая, что «это не я, это ЖИЗНЬ ТАКАЯ», но лучше всего будет усвоить знания о видах разрушительного семейного поведения, разрушительных семейных ролях и выйти из такого сценария. Это можно только в случаях, если вы получаете соответствующую психологическую подготовку в соответствующих группах личностного роста и тренингах, параллельно почитав соответствующие книги и получив хотя бы небольшое практическое психологическое образование.
Конечно же, не стоит путать те случаи, когда мы, не находясь в сценарии, испытываем некоторые эмоциональные затруднения в случае, когда вынуждены, например, приспосабливаться к мужу, ребёнку, несносной свекрови или тёще, или же, допустим, столкнувшись с несправедливостью по отношению к нашим членам семьи извне. Не все нарушения семейных отношений являются результатом действия сценария – ведь здоровые личности существуют тоже, и существуют так называем в психотерапии, "реактивные расстройства", которые обусловлены не сколько нашей незрелой личностью или невротической чертой, а скорее являются следствием возникновения действительно сложной, и тяжело проживаемой ситуации, как например, потеря или смерть близких людей. Чтобы отличить сценарное поведение, надо понимать одно: сценарий всегда устойчив и славится возникновением в жизни субъекта повторяющихся ситуаций, людей, ролей, в результате которых появляются устойчивые генерализованные негативные суждения о жизни и людях. «Жизнь-страдание», «Cемейная жизнь-это всегда болото», «Все мужчины склонны к изменам», "все женщины едят мозг" - вот краткий пример негативных невротических суждений. Как определить, что суждение – невротическое? Ответ вполне простой: устойчивая отрицательная динамика по отношению к способностям человека, его успешности в жизни, снижение эмоционального позитивного фона, склонности к алкоголизации, развитие пассивности, общий упадок. Невротические суждения всегда сопровождаются пониженной мотивацией в отношении обсуждаемого предмета, снижением уровня энергетики, заниженным настроением и, как правило, меняться человек в лучшую для себя сторону не готов. Поэтому, дорогие мои супруги и члены их семьи: если вы видите подобное поведение среди членов вашей семьи, то знайте: пора к психологу. Только пора в первую очередь именно вам, а не «им»!
Сценарная жизнь всегда касается всех членов семьи, и проникает в каждого так или иначе, и начинать надо с наиболее мотивированного участника этого невротического взаимодействия: ведь невозможно заставить уставшую лошадь двигаться дальше – её надо накормить, напоить и дать отдохнуть, так же человека с заниженной мотивацией невозможно заставить работать над собой, а вы – наверное, в таком случае, единственный участник семейного сценария, который может в ней что-либо изменить, иначе, когда начнутся психосоматические расстройства, помочь будет уже гораздо сложнее, и что немаловажно – дороже, т.к. помимо групп личностного роста, вам придётся платить ещё и за лекарства и превозмогать побочные эффекты от них. Ну, а в отношении детей, - то чем раньше они освоят психологическую культуру, освоив разные стили поведения, чем раньше станут ходить на тренинги, психологические мастерские, читать психологическую литературу, чем раньше научатся идти по своему, а не чужому жизненному пути, тем меньше хлопот в старости будет и вам, т.к. практика показала уже давно, что семьи, не подверженные влиянию «сценария», всегда имеют благополучную атмосферу взаимной заботы и принятия, при этом их члены не страдают психосоматическими заболеваниями, а наоборот, живут своей жизнью и продолжают реализовывать свои способности.
Библиография:
Петруска Кларксон. «Гештальт в действии». Джон Энрайт. «Позиции терапевта-слушателя». Михаил Литвак. «Как узнать и изменить свою судьбу» Михаил Литвак «Если хочешь быть счастливым» Эрик Берн. «Игры, в которые играют люди и люди, которые играют в игры». Сметанников. «Психиатрия». Абрахам Гарольд Маслоу, «Дальние пределы человеческой психики» Хьелл, Зиглер «Теории личности».
Автор – Сергей Ануфриев, практический психолог, специалист по неврачебной индивидуальной, групповой и семейной психотерапии, член Санкт-Петербургского психологического сообщества, сотрудник ИКЦ «Психометрика».
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.