Подростковая агрессия. Почему и что делать

9 августа в Березовском произошла трагедия, которая потрясла Урал. Четверо подростков жестоко избили 20-летнего инвалида Дмитрия Рудакова, который впоследствии умер от травм. Подозреваемым от 14 до 16 лет, с ними была также 13-летняя девочка, которая, по версии следствия, снимала убийство на камеру. Убийство вызвало мощный общественный резонанс, жители требовали строго наказать тинейджеров. Однако решить проблему подростковой преступности это не поможет. DK.RU попросил разобраться в происходящем психотерапевта Рамилю Аксенову.

— Это событие нужно воспринимать как сигнал, что в нашем обществе что-то очень сильно идет не так. Подростки ищут себя и свое место в мире доступными им способами, агрессия была и будет всегда. Как правило, поступки подростков импульсивны, порой даже возмутительны, но не переходят рамки общественной нормы. Любой взрослый за фразой «трудный подросток» может вспомнить себя, своих детей или знакомых. 

Агрессия в человеке заложена на уровне биохимии — это естественная реакция организма. Она может быть приемлемой, конструктивной, проявляясь в стремлении к достижению цели, к творчеству, в доведении дела до конца, в контроле происходящего. Но есть и деструктивные формы, в том числе аутоагрессия — агрессия, направленная на самого себя. Например, алкоголизм и наркомания — это способ оглушить себя, отделиться от мира, с которым не можешь справиться. Ненависть, страх, неприятие проявляются как самоповреждающие формы.

Деструктивное агрессивное поведение подростка — маркер неблагополучия: его, семьи и общества. Подросток сформирован средой, в которой он рос, и его агрессия — прямое следствие этой среды.  

Чаще всего деструктивно ведут себя десоциализированные дети. В основном они живут во враждебном окружении, и для них это приемлемая форма поведения: их бьют, а они бьют кого-то другого в ответ, чтобы самоутвердиться. Кроме того, иные социальные навыки развиты у них, как правило, слабо. Либо это дети, родители которых очень много работали и обеспечили им все материальное, но не человеческий контакт и возможность диалога, не дали ему ориентиров в мире. А подросткам очень важно это получить. Поэтому, кстати, они часто выкладывают в соцсети свои фотографии, чтобы по количеству лайков удостовериться, что с ними все в порядке.

С 10 до 16 лет человеку приходится многое пережить и определиться: кто я, какой я, каково мое место в обществе? Научиться самопрезентации, определить свои жизненные цели и стремления, подготовиться к полноценному отделению от родительской семьи. Чтобы реализовать это, подростку нужны поддержка родителей, обратная связь, информация об окружающем мире, ориентиры. Общение со сверстниками не менее важно: так подростки сверяют, что происходит, какова среда, какое место я занимаю, чего можно достичь? 

 

Ни один занятый ребенок, у которого есть возможности для развития, самореализации и получения обратной связи о его успешности, не пойдет бить тех, кто слабее — этого нет в его картине мира. 

Убийство — агрессия в крайней форме. Как агрессивное поведение от жестокого, но не несущего тяжкого вреда здоровью, может доходить до непоправимого? Здесь есть несколько факторов и важна эскалация конфликта.

Важная особенность ситуации в Березовском — подростки были в группе. Если бы тинейджер столкнулся с жертвой один на один, то, скорее всего, прошел бы мимо. Но в толпе подростки провоцируют и поддерживают друг друга, смотрят на ситуацию как приемлемую: «Раз это уже можно, я сделаю еще больше». В момент эмоционального нарастания происходит обезличивание жертвы — падает адекватность восприятия, появляется образ врага, которого надо победить, показать себя сильнее и способным на большее... 

Кого на самом деле избивали дети, кого видели перед собой и кому они мстили — большой вопрос.

Болезненный для каждого момент в том, что жертвой в этой ситуации может стать фактически любой, кто слабее: ребенок, старик, десоциализированный элемент.

Еще один важный аспект трагедии — девочка снимала все происходящее на видео. Дети и подростки зачастую не соотносят реальный мир и мир в гаджетах, в интернете. Встречались даже ситуации, когда сверстники травили ребенка в соцсетях, а в реальной жизни они нормально общались. Когда девочка смотрела на происходящее через экран телефона, вполне вероятно, что для нее это было нереальным, как кино. Это дети просмотров и лайков — девочка потом даже выложила видео в соцсети.

Сейчас ищут, кто виноват и что с этим делать — извечные вопросы. Но что сейчас делать с этими подростками? Посадить всех детей с отклонениями в поведении — в подростковом возрасте они моментально впитают культуру криминальной среды и вольются в преступный мир. Отбирать детей и формировать из них «молодую армию» — человечество такое уже проходило. Вменить школе обязанность исправлять подростков? У учителей есть обязанность — они должны учить. Привлекать к воспитанию представителей религии? Вопросов больше, нежели ответов, четко определенного ответственного здесь нет.

Часто мы как взрослые, как общество равнодушны и невнимательны к подросткам — а бывает, что боимся их и не умеем с ними взаимодействовать. Поэтому они развиваются как могут.

У всех нас есть только одно решение — признать проблему. В обществе есть дети, которые не знают, чем себя занять, у них нет жизненных ориентиров. И эта общая проблема, которую решать нужно всем вместе. Не нужно ждать убийств — нужна постоянная профилактическая работа через отношение всех и каждого. Любой из нас может обратить внимание на знакомого подростка, который тусуется в торговом центре, но вместо того чтобы осудить его: «Ты плохой!», проявить участие и спросить: «Ты здесь тусуешься, тебе здесь нормально? Ты такую жизнь хочешь для себя?». 

Подросткам бессмысленно говорить, что нельзя делать — они очень хотят услышать, что нужно делать, им не хватает жизненного опыта.

Услышав вопрос, они задумаются над тем, что они сейчас делают, да даже «как и каким я выгляжу»,  к чему это приведет и, возможно, найдут что-то более полезное для себя. Не стесняйтесь подавать пример поведения, иначе они будут копировать ваше безразличие. 

Основной заказчик воспитания  детей — общество, мы все. Каждый из нас хочет жить в безопасном месте, в здоровой атмосфере. Изменить ситуацию можно только с помощью множества мелких шагов. Необходимо, чтобы каждый из нас ответил на вопрос: что он может сделать, чтобы подобное больше не повторилось?

Нужно простое человеческое участие. Причина выплеска подростковой агрессии — в непонимании, как реализовать свои потребности, как найти свое место в жизни. 

С рождения ребенку нужен интеллектуальный, эмоциональный и телесный контакт — это и есть воспитание. Если мы им его не дадим, они сами себе его найдут, в той или иной форме. Займите детей, пока они не заняли себя сами. 



Просмотров: 408
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Что такое конфликт? Как его избежать и всегда ли это нужно делать?
  • Воспитание детей. Как мы это говорим и как они это слышат. Две крайности
  • Почему нет денег и что делать, чтобы они были.
  • Все ваши воспоминания ЛОЖНЫ! Что с ними делать, если они мешают жить?
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Ершистые подростки. Против чего они протестуют и что с этим делать?
  • Что такое ограничивающие убеждения и как они мешают любить себя?
  • Счастливые мамы – это и счастливые дети, даже если они растут без пап!
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Подростковая агрессия: что нужно сделать, чтобы наши дети стали добрее?
  • Что такое цели и для чего они нужны?
  • О чем молчат подростки... Часть 4: о том, что они испытывают чувства.
  • Травмы. Как они были в моей практике. Чем они отличаются, как влияют на мою работу и поведение клиентов.
  • Ни один мужчина не перевернет ваш мир, если вы сами не в состоянии это сделать для себя!
  • Как это любить себя и что это дает?
  • Что есть сон, а что реальность, и есть ли между ними грань?.... А может все наоборот и спим мы наяву?
  • «Я такой какой есть. И не изменюсь!» — о мужской иллюзии, что их примут такими, какие они есть.
  • Как нужно формулировать «денежные» цели, чтобы они сбывались
  • Все, что у нас есть, - это отношения
  • Что такое чувства, почему они важны, и зачем мы блокируем себя и свою жизнь?
  • Что делать, если муж пьет. 3 шага, как изменить для себя ситуацию
  • Страхи, почему они есть и как с ними быть.
  • Что происходит на семейных консультациях и для чего они нужны?
  • Кризис 3-х лет: что это такое и как вести себя родителям?
  • Что делать, если ни на что нет сил, кроме как лежать и корить себя за непродуктивность.
  • Я почему-то не чувствую, что меня любят. Кто мне скажет – как это полюбить себя?
  • Что такое бессознательные фантазии и как они проявляются в повседневной жизни



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь