Эмоциональная компетентность

  С самого детства нас приучают к тому, чтобы мы развивали свой интеллект. Люди с высоким IQ очень гордятся этим. И по праву! Но даже интеллектуально развитые люди, очень часто затрудняются ответить на вопрос: «Какое чувство вы испытываете?» Умение разобраться со своими чувствами, или понять, что на душе у другого человека часто называют эмоциональной компетентностью.

 

Эмоциональная компетентность

Почему же так важно развивать не только IQ, но и эмоциональную компетентность? 

Психический образ как представление о предмете или о человеке состоит из двух составляющих: представления об объекте и эмоциональной нагрузки.

Представление об объекте. Например, представление об автомобиле включает его внешнюю форму и некоторую информацию о способе его действия и назначения. Это значит, что для представления о каком-либо объекте нужны умственные способности. Чем выше интеллект, больше объем знаний, тем точнее, правильнее у человека представления об объекте.

Правильность представлений ничего общего не имеет с чувствами человека по отношению к данному объекту.

Эмоциональная нагрузка. Психические образы, управляющие нашим поведением, нагружены эмоциями. Каждому владельцу знакомы самые разнообразные чувства, которые он испытывает к своему автомобилю в различных ситуациях. Что уж говорить об образах людей. Образы тех, кого мы любим, как правило, нагружены нежными и благожелательными чувствами, кого ненавидим – деструктивными, яростными, неблагожелательными.

Что за чувство вы испытываете в конкретный момент времени по отношению к конкретному объекту или человеку?

Словом «чувство» мы часто обозначаем и ощущения, и эмоции. Ощущение возникает в теле, оно локально. Например, тепло, холод, тяжесть, напряжение, которые мы испытываем в различных частях тела. Эмоция не локальна. Часто мы говорим об эмоции как о том, что у нас «на душе»: радость, удовольствие, печаль,страдание, озабоченность, огорчение, тревога, уныние, грусть, недовольство…

Эмоциональная нагрузка придает образу энергию, но иногда лишает нас возможности поступать в соответствии с принципом реальности. Это случается, когда происходит отрыв эмоции от представления. Эмоция может «прилепиться» к другому похожему образу. Тогда подлинная сущность человека оказывает на его образ разве лишь косвенное влияние. Например, встретив мужчину чем-то похожего на  «первую любовь», женщина «переносит» на него самые теплые чувства. Хотя, возможно, этот человек совершенно не достоин такого к себе отношения. Таким образом, не понимая природы своих собственных чувств, женщина попадает в «искаженную реальность». Тогда ее поведение может привести к непредсказуемым последствиям.

Похожим образом мы «переносим», например, свои чувства к отцу, на мужа, или еще на какого-то человека. Это может быть любовь, ненависть, а часто и то и другое вместе. А потом удивляемся, что отношения с этим человеком не складываются. Именно поэтому, так важно развивать  эмоциональную компетентность. Умея хорошо воспринимать себя, можно распознать чувство даже тогда, когда оно только еще возникает. Зная свои чувства и умея описать их словами, вы сможете эффективнее строить отношения и принимать правильные решения в конкретной жизненной ситуации.

Как правило, люди легко меняют одни образы, но неспособны изменить другие. Особенно трудно изменить образы своего «Я» и  образы самых близких людей: родителей, образ собственного тела, образ мира, когда умирает любимый человек.

Изменить свои представления – образы нелегко и мучительно. Мозг при этом испытывает колоссальное перенапряжение, так как требуется произвести перестройку привычных нейронных связей. Это похоже на то, как «перезагружается» компьютер. Нужно «поднять» все файлы, все программы и проверить, есть ли необходимость вносить в них изменения. И, если изменения необходимы, то какие?

Хотя человек со временем может сам менять свои образы, ему не нравится, когда другие пытаются его переубедить, прежде чем он к этому готов. Чем больше нас убеждают, что наши любимые не совсем таковы, как мы их себе выдумали, тем ожесточеннее мы спорим. Часто мы предпочитаем чувствовать и жить в соответствии со своими «старыми» шаблонами.

Адаптация образа к реальности зависит от способности человека изменять образы, приспосабливая их к новой действительности. Если способность к адаптации плохо развита, это лишает нас возможности вести себя в соответствии с принципом реальности. Например, женщина преклонного возраста все еще видит себя очаровательной и юной. Она ведет себя в соответствии с этим образом, что для окружающих выглядит нелепо.

Чем выше эмоциональная компетентность, тем осознаннее эмоциональная нагрузка образа и способность к его адаптации.

Один из эффективных способов развития эмоциональной компетентности – участие в системных расстановках в качестве «заместителей». «Заместитель» - это тот, кто помогает делать расстановку, находясь в роли одного из членов системы клиента. Участвуя в расстановке другого человека, «заместитель» испытывает самые разнообразные эмоции и ощущения. «Заместители» описывают воспринимаемые ими чувства, эмоции, телесные ощущения, происходящие с ними процессы. Эти процессы прекрасный опыт в осознании чувств и развитии эмоциональной компетентности.

Подробнее о системных расстановках вы можете узнать на сайте psych66.ru



Просмотров: 287
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Если вы часто подавляете свои эмоции и боитесь, что о вас подумают плохо.
  • Об опоре на себя, свои ощущения и чувства
  • Умеете ли вы выражать свои эмоции? Чувства без чувств
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Как изменить картину мира? Образы и логика
  • Психология для жизни. Цикл статей про эмоции и чувства человека. Обида.
  • Психология для жизни. Цикл статей про эмоции и чувства человека. Обида и Прощение.
  • Эмоциональная компетентность студентов и их персональная компетентность во времени
  • Сам себя достал! Как речь человека, произнесённая даже внутри себя, может создавать ему же проблемы.
  • Когда женщина может и должна позволить себе негативные эмоции
  • Чувства, эмоции, настроение, ощущения. Ликбез для начинающего клиента.
  • Как наши идеальные образы влияют на способность любить
  • Как наши идеальные образы влияют на способность любить - 2
  • Эмоциональный интеллект и эмоциональная компетентность.
  • Ощущения. Эмоции. Чувства. Часть №5 "Трансформация эмоций и подмена чувств"
  • Что делать, когда эмоции разрывают человека изнутри?
  • Чувства, эмоции, ощущения
  • Ощущения, эмоции, чувства
  • Мужские сексуальные расстройства и методы работы с ними. Образы себя. Мужская сексуальность
  • Эмоциональный интеллект и эмоциональная компетентность в психотерапии и саморазвитии
  • Подростки: образ тела и представления о сексуальности
  • Только тогда, когда принесешь в жертву самого себя, только тогда
  • Эмоции, чувства, ощущения, настроения и аффекты. В чем же разница?
  • Насколько я принимаю свои эмоции и чувства?
  • Ощущения. Эмоции. Чувства. Часть №3 "Эмоции"
  • Ощущения. Эмоции. Чувства. Часть №4 "Чувства"
  • Эмоциональная компетентность и стиль родительского отношения отцов мальчиков и девочек
  • Возможности медитаций на образы арканов ТАРО.
  • Почему важно принимать и проживать любые эмоции и чувства
  • Образ разочарованного человека, давно изжил себя.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь