|
Эмоциональная компетентностьАвтор статьи: Козлова Нина Ивановна
С самого детства нас приучают к тому, чтобы мы развивали свой интеллект. Люди с высоким IQ очень гордятся этим. И по праву! Но даже интеллектуально развитые люди, очень часто затрудняются ответить на вопрос: «Какое чувство вы испытываете?» Умение разобраться со своими чувствами, или понять, что на душе у другого человека часто называют эмоциональной компетентностью.
Почему же так важно развивать не только IQ, но и эмоциональную компетентность? Психический образ как представление о предмете или о человеке состоит из двух составляющих: представления об объекте и эмоциональной нагрузки. Представление об объекте. Например, представление об автомобиле включает его внешнюю форму и некоторую информацию о способе его действия и назначения. Это значит, что для представления о каком-либо объекте нужны умственные способности. Чем выше интеллект, больше объем знаний, тем точнее, правильнее у человека представления об объекте. Правильность представлений ничего общего не имеет с чувствами человека по отношению к данному объекту. Эмоциональная нагрузка. Психические образы, управляющие нашим поведением, нагружены эмоциями. Каждому владельцу знакомы самые разнообразные чувства, которые он испытывает к своему автомобилю в различных ситуациях. Что уж говорить об образах людей. Образы тех, кого мы любим, как правило, нагружены нежными и благожелательными чувствами, кого ненавидим – деструктивными, яростными, неблагожелательными. Что за чувство вы испытываете в конкретный момент времени по отношению к конкретному объекту или человеку? Словом «чувство» мы часто обозначаем и ощущения, и эмоции. Ощущение возникает в теле, оно локально. Например, тепло, холод, тяжесть, напряжение, которые мы испытываем в различных частях тела. Эмоция не локальна. Часто мы говорим об эмоции как о том, что у нас «на душе»: радость, удовольствие, печаль,страдание, озабоченность, огорчение, тревога, уныние, грусть, недовольство… Эмоциональная нагрузка придает образу энергию, но иногда лишает нас возможности поступать в соответствии с принципом реальности. Это случается, когда происходит отрыв эмоции от представления. Эмоция может «прилепиться» к другому похожему образу. Тогда подлинная сущность человека оказывает на его образ разве лишь косвенное влияние. Например, встретив мужчину чем-то похожего на «первую любовь», женщина «переносит» на него самые теплые чувства. Хотя, возможно, этот человек совершенно не достоин такого к себе отношения. Таким образом, не понимая природы своих собственных чувств, женщина попадает в «искаженную реальность». Тогда ее поведение может привести к непредсказуемым последствиям. Похожим образом мы «переносим», например, свои чувства к отцу, на мужа, или еще на какого-то человека. Это может быть любовь, ненависть, а часто и то и другое вместе. А потом удивляемся, что отношения с этим человеком не складываются. Именно поэтому, так важно развивать эмоциональную компетентность. Умея хорошо воспринимать себя, можно распознать чувство даже тогда, когда оно только еще возникает. Зная свои чувства и умея описать их словами, вы сможете эффективнее строить отношения и принимать правильные решения в конкретной жизненной ситуации. Как правило, люди легко меняют одни образы, но неспособны изменить другие. Особенно трудно изменить образы своего «Я» и образы самых близких людей: родителей, образ собственного тела, образ мира, когда умирает любимый человек. Изменить свои представления – образы нелегко и мучительно. Мозг при этом испытывает колоссальное перенапряжение, так как требуется произвести перестройку привычных нейронных связей. Это похоже на то, как «перезагружается» компьютер. Нужно «поднять» все файлы, все программы и проверить, есть ли необходимость вносить в них изменения. И, если изменения необходимы, то какие? Хотя человек со временем может сам менять свои образы, ему не нравится, когда другие пытаются его переубедить, прежде чем он к этому готов. Чем больше нас убеждают, что наши любимые не совсем таковы, как мы их себе выдумали, тем ожесточеннее мы спорим. Часто мы предпочитаем чувствовать и жить в соответствии со своими «старыми» шаблонами. Адаптация образа к реальности зависит от способности человека изменять образы, приспосабливая их к новой действительности. Если способность к адаптации плохо развита, это лишает нас возможности вести себя в соответствии с принципом реальности. Например, женщина преклонного возраста все еще видит себя очаровательной и юной. Она ведет себя в соответствии с этим образом, что для окружающих выглядит нелепо. Чем выше эмоциональная компетентность, тем осознаннее эмоциональная нагрузка образа и способность к его адаптации. Один из эффективных способов развития эмоциональной компетентности – участие в системных расстановках в качестве «заместителей». «Заместитель» - это тот, кто помогает делать расстановку, находясь в роли одного из членов системы клиента. Участвуя в расстановке другого человека, «заместитель» испытывает самые разнообразные эмоции и ощущения. «Заместители» описывают воспринимаемые ими чувства, эмоции, телесные ощущения, происходящие с ними процессы. Эти процессы прекрасный опыт в осознании чувств и развитии эмоциональной компетентности. Подробнее о системных расстановках вы можете узнать на сайте psych66.ru Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|