|
Эмоциональный интеллект и эмоциональная компетентность в психотерапии и саморазвитииАвтор статьи: Францев Максим Леонидович
Про эмоциональный интеллект и эмоциональную компетентность написано огромное количество статей и книг — тема сейчас довольно модная. Однако, помимо того, что она модная, она еще и важная. В чем-то даже ключевая — в том плане, что является очень важной для работы с психикой человека как при психотерапии, так и при саморазвитии. Мотивом обращения к психологу чаще всего является какое-то страдание, страдание эмоциональное, большое количество негативных эмоций, переживаемых человеком. Именно негативное эмоциональное состояние, часто хроническое, сопровождаемое иногда тревогой, иногда плохим физическим самочувствием, иногда чем-то еще заставляет приходить к психологу с целью, чтобы он помог что-то с этим сделать, помог избавиться от этого негативного состояния. Зачастую человек, обращающийся к терапевту, даже не осознает этих эмоций. Ему просто плохо, а при разборе того, что именно плохо и выясняется, что человек испытывает массу негативных эмоций. Что Вы чувствуете? Один из самых частых вопросов психолога. Именно с этого обычно начинается работа — с описания своей ситуации и своих переживаний по поводу этой ситуации. Эмоциональная компетентность заключается именно в умении распознавать свои эмоции, а затем уже — работой над ними. Управлении своими (при развитости навыка — и чужими) эмоциями. Понятие эмоционального интеллекта (ЭИ) появилось не так давно — в 1990-е годы, и было разработано американскими психологами Петером Саловеем и Джоном Майером. ЭИ включает способность понимать эмоции у себя и у других, а также эмоционально адаптироваться к изменяющейся окружающей среде и изменяющимся требованиям. Можно почитать работы этих авторов, а также многих их последователей, однако нас сейчас интересует конкретный аспект этой проблемы — именно развитие эмоциональной компетентности человека, обратившегося к психологу, как способу избавления от страдания (точнее - снижения уровня страдания, так как полностью избавиться от любого страдания невозможно). Итак, клиент обращается к психотерапевту по поводу какого-то своего состояния, которое ему не нравится, которое заставляет его страдать. Это может быть депрессивное состояние, повышенная тревожность, переживание безысходности, апатия, нежелание ничего делать и т.д. В этом состоянии, если начать его разбирать — очень много всего. Здесь какие-то мысли о собственной, например, неуспешности, никчемности (если мы говорим о депрессивном состоянии) — ничего у меня не получится, ничего хорошего у меня в жизни больше не будет... Зачастую это какие-то соматические проявления: боли в различных частях тела, давление и т.д. Ну, и та составляющая, которая нас сейчас интересует — эмоции. Большой спектр переживаемых ими эмоций люди обычно расценивают как негативные: грусть, печаль, уныние, апатия, стыд, вина и т.д. Первый этап при такой работе (и, одновременно — повышение уровня своей эмоциональной компетентности) — умение эти эмоции распознавать. Человек учится распознавать эти эмоции и называть их. Может быть, покажется удивительным, но даже простой факт называния переживаемой сейчас эмоции уже имеет терапевтический эффект. Клиент понимает, что ему сейчас не просто плохо, а как именно и почему. Какие именно эмоции заставляют его чувствовать себя несчастным, отверженным и т.д. И это про эмоциональную компетентность. Очень интересен здесь следующий момент. В тот момент, когда мы определяем и называем эмоцию, мы, как бы, отделяем ее от себя, рассматриваем ее со стороны. Называя и классифицируя эмоцию, мы делаем ее объектом своего изучения и, тем самым, снижаем интенсивность самой этой эмоции, ослабляем силу аффекта. Эмоция, в тот момент, когда мы начинаем про нее рассказывать, становится информацией, с которой мы можем работать. Затем уже, работая в том или ином подходе, психолог может предложить понять клиенту — почему в данной типической ситуации он начинает испытывать именно такие эмоции, когда в детстве он этому научился. Почему, например, если другой человек не поддерживает с ним общение, он испытывает обиду и злость — возможно есть какие-то эпизоды в детстве, когда, при игнорировании со стороны матери, именно проявление этих эмоций заставляло ее снова вернуться к нему и т.д. Следующим этапом может стать сам принцип деления эмоций на позитивные и негативные. Изучение - как и для чего мы использовали в детстве свои аффекты, от чего мы защищались, какие наши эмоциональные проявления родителями и ближним окружением фрустрировались, подавлялись, как получилось, что свои, зачастую вполне нужные и необходимые нам эмоциональные реакции, мы теперь подавляем. Но об этом в следующей статье. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|