|
Что именно и какие условия делает терапию терапиейАвтор статьи: Юрий Анатольевич Ионов
№56 | u159797 | Евгений Тихомиров писал(а): http://www.psyoffice.ru/forum/topic.php?id=46066&p=2#66 Жень, вот ты говоришь – «терапевтические отношения»... Да, «терапевтические отношения»... Ты говоришь об отношениях терапевта? Или же о взаимоотношениях? Если о взаимоотношениях, то ведь они как-то должны складываться в ходе какой-то деятельности, верно же? Вот мы беседуем, и наши взаимоотношения формируются, складываются, верно? Или не складываются.., но именно в ходе, в процессе деятельности – общения, коммуникации, и в данном случае, в случае терапии/консультирования – направленной коммуникации, а не просто общения по взаимным интересам. А именно направляемой интересом клиента. Что же направляет коммуникацию в случае терапии в этой паре – клиент и терапевт? Так запрос первого её и направляет, точнее, запрос ещё не направляет, а скорее даже является организующим началом всего процесса, а направляет мотивация клиента, верно? Благодаря ей клиент и обращается к психотерапии/консультированию. Мотивация к тому, чтобы нечто изменить в той ситуации, в связи с которой он претерпевает страдания, или же в себе изменить – свои отношения к той ситуации, к своему её восприятию, пониманию, к самому себе, к себе, пребывающему в той ситуации, вызывающей его страдания... Это и определяет круг беседы – здесь можно о многом говорить: - о самой ситуации, о её восприятии, понимании клиентом; - о причинах её возникновения, развития и поддержания клиентом её в некоем состоянии, о его объяснениях и альтернативных взглядах; - о переживаниях клиента в этой ситуации, в связи с этой ситуацией и переживаниях в связи с этими своими переживаниями (мета-уровень, задающий возможность видеть иначе, чувствовать глубже, полнее, думать яснее и продолжать действовать и действовать иначе и эффективнее); - о возможностях клиента что-то делать, с тем, чтобы ситуацию изменять; - о цели усилий клиента, т.е. о том, к чему он хотел бы прийти, о его стремлениях; - о ресурсах клиента – имеющихся и необходимых для разрешения ситуации; - о надежде клиента, о его возможностях, о его решимости, готовности начать действовать; - о том, кто окружает клиента в этой ситуации и как все эти лица задействованы в этой ситуации... Видишь, круг вопросов огромный... И при этом, этот круг вопросов лишь в модели, предполагающей краткосрочный подход. А если долгосрочный? Там свои темы… И при этом, терапевт может выражать клиенту поддержку, разделяя с ним его переживания, может предлагать иной взгляд на ситуацию, на него самого, помогать осмысливать текущие события, оценивать значение, делиться своими идеями, может опекать, подбадривать, стимулировать, выжидать, сомневаться, конфронтировать, поддерживать, интересоваться, вдохновлять... Всем этим терапевт создаёт терапевтическую среду – атмосферу, в которой обсуждение по этим вопросам будет возможным и полезным. И здесь мы говорим уже об отношениях терапевта и к клиенту, о понимании терапевтом клиента в текущий момент, об отношении терапевта к тому, как он понимает терапию и свои задачи, свою роль, суть своей деятельности и вообще и в текущем моменте терапии. И здесь тоже могут быть разные варианты – кому-то и когда-то, для чего-то требуется, оптимально: - пространство для самовыражения при атмосфере безусловного принятия и мягкой поддержки, бережного участия; - пространство вызова, с выражением терапевтом сомнений и даже провокаций по отношению к тому, что человек делает, конфронтация с тем, как он понимает действительность, явления и связи между ними; - пространство определённости и ясности, даже гарантий, с возможностью опоры на чёткие рекомендации, даже жесткое руководство – что, как и когда делать, когда с объяснениями для чего всё это, а когда и без них, скрытно, тайно, в обход упирающегося сознания; - пространство неопределённости, азарта, вдохновения и творческого поиска, при интересе терапевта о том, как всё может происходить, подбадривание поиска, поддержка открытий, атмосфера вдохновения... Но всегда - интерес терапевта к жизни человека, к его личности, с верой в способности к развитию, преодолению трудностей и тягот, препятствий, с выражением уважения, с обращением к достоинству человека, и так же, интерес к самому себе, находящемуся в поиске наилучших решений в текущем моменте сессии, внимание к процессу и удержание фокуса на целях работы. Вот так примерно идёт этот самый терапевтический час. И тогда он, я думаю, и полезен, и терапевтичен. Материалы, глубже раскрывающие тему отношений психотерапевта к клиенту, к самому себе, к психотерапии в ходе терапии – «Пространство терапевтических отношений» http://www.psyoffice.ru/article/space_of_the_therapeutic_relationship/ «Индивидуальный стиль консультирования (провоцирование-пробуждение)» http://www.psyoffice.ru/article/individual_counseling_style/ Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|