Беспокойные дни.

В моменты социальных кризисов, экономических реформ, политических изменений теряется уверенность в завтрашнем дне, появляется страх перед будущим. Все эти обстоятельства являются благоприятной почвой для роста тревожности как у взрослых, так и у детей. В ходе экспериментальных исследований Всемирной организации здравоохранения установлено, что именно в детстве проблемы психического здоровья имеют более тесную связь с окружающей обстановкой, чем в другие возрастные периоды. Интенсивные страхи, боязливость, устойчивая тревожность у детей - все это частые поводы обращения родителей к психологу. Тревожащиеся без конца взрослые, заражая своей тревогой детей, наносят тем самым серьезные удары ранимому детскому здоровью. В подобной ситуации речь идет уже о целом поколении тревожных людей.

В психологии существует множество различных концепций, которые по-разному подходят к трактовке понятия тревожности, к пониманию того влияния, которое тревожность оказывает на личность. Наибольшие трудности вызывает  тот  факт, что очень часто оказываются смешанными, размытыми границы таких понятий как  «страх» и  «тревожность». Оба понятия нередко употребляются как  взаимозаменяемые. Под тревогой понимается определенное состояние беспокойства, предчувствие опасности. Страх в отличие от тревоги всегда предметен, то есть у него всегда есть объект (обычно дети могут рассказать, чего боятся – темноты, собаки, чудовищ). Именно «безобъектные» формы тревоги являются, по мнению психолога А.М. Прихожан, самыми опасными с точки зрения психического здоровья детей. Страх и тревога, как относительно эпизодические реакции имеют свои аналоги в форме более устойчивых состояний психики: страх - в виде боязни, а тревога - в виде тревожности.

Тревожность – личностная особенность, повышенная склонность испытывать беспокойство по самым разным поводам (или вовсе без них). Если ребенок время от времени испытывает беспокойство в каких-то ситуациях, например перед выступлением на утреннике или в незнакомой обстановке, а иногда в похожих обстоятельствах остается спокойным, то мы можем говорить о тревоге, но не о тревожности. Тревожность как черта характера - это пессимистическая установка на жизнь, когда она представляется как преисполненная угроз и опасностей. Установочное отношение к себе как к слабому, неумелому, несведущему порождает в результате общую установку на неуверенность в себе. Неуверенность и является тем источником, из которого берут начало тревожность и нерешительность.

Что же приводит к повышению уровня тревожности у детей?

Приоритетным фактором, формирующим тревожный тип реагирования у ребенка, является тип внутрисемейных отношений. Для дошкольников наиболее острыми оказываются травмирующие ситуации, связанные с утратой  чувства  защищенности, такие как:

         -  враждебная, жестокая семья;

         -  семья, не обеспечивающая надзора;

         -  эмоционально отвергающая семья;

         -  негармоничная (распадающаяся или распавшаяся)  семья;

         -  чрезмерно требовательная  семья;

         -  появление нового члена семьи (мачеха, отчим, брат, сестра);

         -  противоречивое воспитание.

По мнению американского психолога Карен Хорни, главным злом для ребенка является отсутствие подлинной теплоты и привязанности в отношениях с родителями. Длительный дефицит эмоционального общения даже между одним из взрослых и ребенком порождают неуверенность последнего в  положительном отношении к нему взрослых вообще вызывает ощущение эмоционального неблагополучия и, что особенно важно, чувство тревоги.

Как же определить, обладает ли ребенок высоким уровнем тревожности? Существует ряд поведенческих признаков, на которые стоит обратить внимание. К ним относятся:

-       Практически постоянное мышечное напряжение;

-       Нарушение работоспособности и ухудшение концентрации внимания;

-       Наличие слабой способности контактировать с окружающими;

-       Наличие ритуальных действий;

-       Расстройства сна (нарушения процессов засыпания, просыпания, изменение качества сна);

-       Наличие или появление речевых расстройств (ситуативное заикание, например);

-       Наличие апатии, вялости, безынициативности;

-       Наличие патологических привычек (обгрызание ногтей, сосания пальца и др.);

-       Частая заболеваемость;

-       Отсутствие уверенности в себе, своих силах, ожидание неудач в деятельности.

Тревожность окрашивает в мрачные тона отношение к себе, другим людям и окружающей  действительности. Ребенок уже не только не уверен в себе, но и катастрофически недоверчив ко всем и каждому. Лично для себя тревожный ребенок не ожидает ничего хорошего. Состояния беспокойства (особенно, если преобладает тревожность) могут выражаться в двигательном возбуждении, непоследовательности в поступках, иногда сюда же добавляется чрезмерное любопытство и стремление занять себя любой, даже ненужной, деятельностью. Для подобного состояния характерной чертой является непереносимость ожидания, что выражается в спешке и нетерпении. Типична излишняя обстоятельность разъяснений, многословность. Диапазон форм проявления тревожности достаточно широк, но ряд некоторых специфических характеристик присущ почти всем, варьируются лишь степень их выраженности и интенсивности. К подобным характеристикам можно отнести  чувство собственной незначительности, беспомощности, покинутости, подверженности опасности, нахождения в мире, который открыт обману, нападкам, предательству.

Дети с тревожным типом реагирования очень нуждаются в психолого-педагогической поддержке. Оговоримся сразу, что речь не идет о том, чтобы отучить ребенка испытывать тревогу раз и навсегда. Основная задача – снизить уровень, вернуть положительное отношение к себе, помочь научиться держать тревожность под контролем. Это предотвратит перенапряжение психики, предупредит возникновение психосоматических заболеваний (или поможет в облегчении их симптомов).

Организуя работу с тревожным ребенком, необходимо придерживаться некоторых важных правил:

- Избегайте критики (особенно публичной). Критика лишь усиливает внутреннее напряжение. В таком состоянии ребенок все равно не способен ее учесть и исправить ошибки;

- Не сравнивайте тревожного ребенка с другими. При заниженной самооценке это ведет к появлению и усилению чувства стыда и вины, тем самым увеличивая отрицательное отношение к себе.

- Не привлекайте ребенка к публичности (например, к сольному выступлению в детском празднике) против его воли. Часто при этом руководствуются идеей о том, что таким образом проблема пропадет сама собой, только надо «потренироваться». Увы, чаще всего это приводит лишь к росту тревоги. Ведь, как мы выяснили, тревожность – это личностное свойство, а не нарушение поведения.

Работу с тревожными детьми целесообразно вести по следующим направлениям:

  1. Рассказывайте ребенку о том, что такое тревога. Обсуждайте вместе ситуации, в которых он испытывает беспокойство.
  2. Обучать ребенка способам снятия мышечного напряжения. Знакомьте детей с их телом, формируйте способность регулировать дыхание, показывайте приемы расслабления, релаксации, медитации.
  3. Важной задачей в работе с такими детьми является восстановление их веры в собственные силы, укрепление самооценки, формирование знаний о собственных возможностях. Предлагайте ребенку рассказывать о себе, фразу со слов «Я умею…», заведите альбом достижений и т.д.
  4. Постарайтесь вовлечь в работу родителей. Рассказывайте им о том, что тревожность – не блажь, не каприз. Объясните, что процесс снижения тревоги занимает длительное время и более эффективен при согласованных усилиях педагогов и родителей.

В работе с тревожными детьми допустимо использование самых разнообразных методов:

Упражнений (психогимнастика, пантомима, мышечная тренировка, релаксационные и дыхательные упражнения, другие способы работы с телом).

Игр (обучающие, познавательные, ролевые, игры-драматизации).

Творческих видов деятельности (рисование, создание коллажей, сочинение сказок и историй и др.)

Целесообразнее начинать с индивидуальных занятий, затем переходить к играм в небольшой группе 5-6 чел. Оставляйте выбор вида работы за ребенком, в играх старайтесь избегать соревновательных моментов. При обсуждении результатов творчества воздерживайтесь от оценивания качества исполнения, полезнее высказать то впечатление , которое на вас производит работа.

Следует помнить, что определяющим фактором успешности работы, необходимым ее условием является установление теплых доверительных отношений между педагогом и ребенком.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. - М.: Педагогика,1986

Изард К.Э. Психология эмоций / Перев. с англ. – СПб: Издательство «Питер», 1999

Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми - М., 2000

Пасечник Л.В. Коррекция тревожности и гиперактивности в детском возрасте.- М.: ТЦ «Сфера». - 2007

Фопель К. С головы до пят. Подвижные игры для детей 3-6 лет. — М.: Генезис, 2010.

Чистякова М.И. Психогимнастика  / Под ред. М.И. Буянова .- 2-е изд. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995



Просмотров: 124
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Маски тревожности или под что рядится тревожность у детей
  • Тревожность ребенка. Что это ? И как помочь с ней справится.
  • Социальная тревожность: что это такое и как избавиться от неё?
  • Тревожность - для чего она нам и что с нею делать
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Тревожность - что это такое, причины, следствия и грамотное лечение
  • Как горе-родители формируют тревожность у детей дошкольного возраста
  • Развод – дело родителей, а не детей! Или о том, как разводиться бережно для себя.
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Страхи, тревожность и тревога. Как различить?
  • Что является самым важным для любого человека?
  • Изучение некоторых когнитивных параметров страха и тревожности у детей при посещении стоматолога
  • Что для ребенка является психологической травмой?
  • Повышенная тревожность. Как бороться с тревогой. 6 советов
  • Повышенная тревожность. Что делать?
  • Агрессия и тревожность ребенка в детском доме... психологу в помощь сенсорная комната
  • Агрессия и тревожность: есть ли что-то общее?
  • Расскажите о себе. Что значит семья для Вас?
  • Тревожность у детей
  • 6 важных рекомендаций для родителей о том, как стать другом для своего ребенка.
  • Ребенок боится ЕГЭ/ОГЭ. Снижаем тревожность перед экзаменом 15 важных пунктов.
  • Беспокойство и тревожность как привычка "хорошего человека"
  • Социальная тревожность у детей и подростков.
  • Тревожность и что за ней стоит .
  • Тревога и тревожность. Разделяем понятия
  • Про проекции или как вернуть себе ощущение, что со мной все в порядке?
  • Переживания ребенка при разводе родителей. Что важно знать и как помочь?
  • Тревога, тревожность, стресс: проблема или возможность?
  • Уверенность в себе. Что должен делать хороший родитель для ребенка.
  • Как не поддаваться влиянию? Повышенная тревожность. Как принять себя?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь