|
Чем занимаются на психотерапевтических группах?Автор статьи: Гришина Елена Александровна
На психотерапевтических группах, как и любых других, люди что-то делают вместе – общаются, взаимодействуют, наблюдают друг за другом, реагируют друг на друга, кому-то сочувствуют, к кому-то испытывают симпатию, к кому-то – неприязнь, говорят о своем опыте и своих чувствах. Но в отличие от таких групп, как учебные, рабочие, спортивные, туристические и т.д., в психотерапевтических группах именно общение и взаимодействие и есть то, ради чего собирается группа – люди приходят обсуждать и прорабатывать свои индивидуальные проблемы через взаимодействие с другими людьми. Способы такой проработки и организации общения зависит от направления психотерапии, которого придерживается ведущий; в каждом виде групповой работы есть свои особенности. Чаще всего люди обращаются с запросами, связанными с трудностями в общении или его недостатком и однообразием; сложными ситуациями на работе, в семье, в личной жизни; личными, возрастными или профессиональными кризисами – словом, с любыми проблемами, которые беспокоят человека, мешают его развитию, не дают радоваться жизни и чувствовать себя счастливым. Можно придти на группу и для того, чтобы получить жизненный опыт или поделиться собственным опытом, расширить круг общения с близкими по духу людьми, интересно провести время, узнать что-то новое о себе и о других. Психотерапевтическая группа представляет собой оптимальную модель для совершенствования коммуникативных навыков: в кругу заинтересованных людей со сходными задачами и в безопасном психологическом пространстве, обеспечиваемом квалифицированным психологом, участники группы учатся понимать друг друга, не давая при этом оценок и советов; узнавать себя в другом; уделять внимание своим желаниям и чувствам; более четко видеть свои цели; делиться переживаниями; высказывать свое мнение и отношение, не раня других; извлекать уроки из ситуаций и обстоятельств своей жизни; расширять стратегии своего поведения и общаться по-новому. В зависимости от теоретической ориентации ведущего и вытекающих из этого различий в способах взаимодействия и методах проработки проблем можно выделить следующие основные виды групп:
Участники такой группы собираются для того, чтобы говорить об актуальных переживаниях, учиться самораскрытию, пребывать в состоянии «здесь-и-сейчас» и в результате по-настоящему встретиться с собой и другими людьми – т.е. общаться искренне и глубоко, «душа с душою», без необходимости оправдываться, защищаться или нападать друг на друга.
Основной метод работы такой группы – драматическая импровизация, т.е. разыгрывание ситуации или состояния одного из участников, глубоко погружающее его самого и всю группу в эту ситуацию. Заново проживая событие и изменяя его в своем воображении, играя роли в импровизациях других участников, сопереживая им в качестве зрителей, члены группы получают новый опыт, новые возможности и доступ к своим ресурсам.
В парах, подгруппах или сопереживая одному из участников, работающему с ведущим на «горячем стуле», члены группы учится отбрасывать условности жизни и слушать свой истинный голос, отличать реальные факты от своих представлений о них, смотреть на ситуацию в настоящем, а не оценивать ее с позиций прошлого или будущего.
В такой группе ведущий не дает заданий, не формулирует четких инструкций и указаний, почти не вмешивается в групповое обсуждение – в этой неструктурированной и неопределенной ситуации естественным образом рождается новое сообщество, в котором, как и в реальной жизни, начинают формироваться свои нормы и правила, распределяются роли, складываются отношения – словом, у группы начинается своя уникальная жизнь.
Согласно теории транзактного анализа Эрика Берна, каждый человек интегрирует в себе три эго-состояния (т.е. состояния сознания или способа понимания): взрослого, родителя и ребенка. То, как человек ведется себя и общается с другими, зависит от актуального в данный момент эго-состояния. Участники группы учатся понимать свои эго-состояния, анализировать схемы поведения и взаимодействия и даже изменять сценарии своей жизни.
Занятия танцами, рисованием, лепкой, другими видами искусства способствуют глубокому погружению участников группы в свой внутренний мир, общению с ним на символическом уровне, новому пониманию смыслов происходящего с ними.
Пользуясь случаем, хочу пригласить читающих эту статью в еженедельную долговременную психодраматическую группу "Игры, в которые играют люди", стартовавшую 15 марта. В группе пока 7 участников (плюс двое ведущих) и еще есть возможность присоединиться. Группа очень дружная, сбалансированная, с мощной энергетикой. Особенность и преимущество этой конкретной группы – почти равное количество мужчин и женщин, и в этом ее особая сила. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|