|
Королевская дорога:основные теоретические положения работы со снами.Автор статьи: Гундертайло Юлия Даниловна
На востоке наука о сновидениях практически не изменилась за последние тысячелетия. В Индии работа со сновидениями – неотъемлемая часть Ведической Астрологии. В Китае древнейший трактат императора Хуан-Ди «Сонник Желтого Императора», жившего 4,5 тыс. лет назад, до сих пор основа основ толкования сновидений. Тибетские традиции столь же давние и основательные [5]. Развитие западной цивилизации несколько изменило позиции сновидения в жизни людей. Сны считали то посланием богов (в древнем Египте), то дьявольским наваждением (вавилоняне и ассирийцы считали, что плохие сны посылаются демонами и духами умерших). Сны в Египте считалось, могли излечить от болезни, помогали набраться сил, открыть в себе новые способности. В культе богини Исиды была широко распространена практика лечебных сновидений в храме. Подобные способы исцеления использовали и другие народы. Все правители древности держали при себе советников, которые должны были выявлять скрытый смысл ночных видений. Истории, связанные со сновидениями, можно встретить во всех древ-нейших и священных книгах человечества («Эпосе о Гильмаше», Библии, Талмуде, Торе, Коране). Широко цитируется изречение из Торы: «Наша жизнь – это бодрствование во сне». Хрестоматийной стала также цитата из Талмуда: «Сновидение, оставшееся без истолкования, подобно письму, которое не было прочитано». В Священном Коране сон упоминается в девяти местах. В Библии также сновидения занимают значительное место в общении человека и Бога. Судьба Иосифа, как и путь Христа, в точках бифуркации направляется с помощью снов. В книге «Иов» так проясняется назначение сновидений: «Бог говорит однажды и, если того не заметят, в другой раз: во сне, в ночном видении, когда сон находит на людей, во время дремоты на ложе. Тогда Он открывает у человека ухо и запечатлевает Своё наставление, чтобы отвести человека от какого-либо предприятия и удалить от него гордость, чтобы отвести душу его от пропасти и жизнь его от поражения мечём» (Иов.33:14). Древнегреческие философы открыли эпоху рационального изучения сновидений. Артемидор (2 в. н. э) в соннике «Онейрокритика», систематизировал греческие, египетские, восточные толкования символики снов. Платон считал, что во сне выражаются низменные влечения (диалог «О любви»). Аристотель в трактатах «О сне» и «О вещих сновидениях» утверждал, что сновидения – результат специфической деятельности мозга. Диоген полагал сновидения вообще бессмысленными и не имеющими значения. Лукреций Кар в поэме «О природе вещей» утверждал, что сновидения воспроизводят те представления, которые переживались сновидцем в состоянии бодрствования, отражая повседневную реальность в особой манере [2]. В эпоху Просвещения и до 1900 года сны считались физиологическим проявлением телесности, не стоящим научного внимания. З.Фрейд в работе «Толкование сновидений» опровергает эту точку зрения. «Сновидение полноценное психическое явление. Оно осуществление желания. Оно может быть включено в общую цепь понятных нам душевных явлений бодрственной жизни. Оно было построено с помощью чрезвычайно сложной интеллектуальной деятельности», писал в своем произведении Фрейд [4, с.150]. Фун-даментальная работа этого ученого перевернула весь мир викторианской культуры того времени и была по истинному революционной для сознания тысяч людей. Сны получили надежное место в западной культуре и пространство для исследования – адепты психоанализа.
Современная психотерапия является приемником древней культуры практической работы со сновидениями, поэтому психотерапевт нуждается в широких знаниях из области культуры, символики, истории. Сейчас существует целый ряд психологических концепций, организующих практику отработки сна (современный психоанализ, гештальт, онтопсихология и др.). Однако для арт-терапевтической работы наиболее применима концептуальная платформа, предложенная К.Г.Юнгом. «Слово в сновидении не ограничено концептуальными интерпретациями, потому что слово в сновидении – это не концепция. Это образ, прибывший из воображения, и словарное значение, денотация слова – это только часть, то, что хорошо известно», полагает пост¬юнгианец Д. Хиллман [6, с.9]. Таким образом, исследование сновидения с помощью разномодального воплощения мысленных образов в арт-терапии способствует воссоединению разрозненных частей переживания.Так собственно была основана практика терапевтической работы со снами в современном мире. Следующим шагом в этом направлении стали работы К.Г. Юнга [8] и его последователей, которые позволили анализировать глубинные слои сна, связанные с вневременными сюжетами сновидений.
Итак, какие самые важные замечания следует использовать тогда, ко-гда клиент сообщает о своем сне? Модель психики К.Г.Юнга [2, с.78] (выделение уровней бессознательного) позволяет терапевту видеть сновидение как многослойный текст, все элементы которого приобретают иное звучание в разных плоскостях. Благодаря такому широкому виденью, терапевт может подводить клиента к расширению канала осознания реальности и интеграции новых смыслов в образ Я. Сон – это в первую очередь диагностический материал. Как известно, человек воспринимает реальность (как внутреннюю, так и внешнюю) не-сколько ограничено, «не замечая» некоторые процессы и феномены. Из-за этого искажения (его величины) он не может адекватно реагировать на свою жизненную ситуацию, что и порождает психическое напряжение (меньшее или большее). Сновидение же, как зеркало, бесстрастно отображает все элементы реальности. «Здесь мы наталкиваемся на важный в использовании анализа сновидений факт: сон рисует внутреннюю ситуацию, реальность которой сознание вообще не признает или признает неохотно. …То есть я вижу в сновидении диагностически полезный факт» - пишет по этому поводу К.Г.Юнг [7]. Литература:
4. Фрейд З.Толкование сновидений / З.Фрейд. – М.: Азбука-классика, 2009 . – 512 с. 5. Фромм Э. Забытый язык: Введение в понимание снов, волшебных сказок и мифов / Пер. с англ. – Ангарск: АО «Формат», 1994. – 161 с. 7. Юнг К.Г. Практическое использование анализа сновидений / К.Юнг [Электронный ресурс]. – режим доступа: http://www.jungland.ru/Library/ AnalizSnov.htm
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|