Сердце Морфея или использование сновидений в терапевтической работе.

В этой статье я хочу рассказать о собственном опыте применения сновидений для терапевтической работы с клиентами.

Статья в первую очередь будет полезна психологам,  - тем, что может расширить их видение на работу с клиентами и показать конкретные способы такой работы. Однако, думаю, она может быть полезна и тем, кто интересуется сновидениями в контексте, например, личностного роста.

Дядюшка Фрейд не зря нам сказал: «Сны – это королевская дорога в бессознательное». И, несмотря на наши различные воззрения на природу сновидений, их мотивы, бесспорно то, что они являются продуктом деятельности нашего бессознательного. Что и делает их ценным инструментом при работе с клиентами в процессе психотерапии.

Я последовательно опишу 3 способа использования сновидений, которые применяю сам. Несомненно, есть и другие. Буду рад, если поделитесь своими.

И так, поехали.

Начну, пожалуй, со способа, который не является видом интервенции, и призван помогать процессу терапии. Это наблюдение снов в ключе тех процессов, которые происходят у клиента по ходу терапии. Мы словно открываем потайной коридор, идущий бок о бок с сознательными терапевтическими процессами. И наблюдаем. Наблюдаем – как каждый сеанс, каждая пройденная тема отражаются в сновидениях клиента. Мы не разбираем эти сновидения на сеансах, клиент, к примеру, может их Вам присылать по электронной почте или в мессенджерах. Мы открываемся тем посланиям, которые несут с собой сновидения и вся Вселенная символов, заключённых в ней. Это даёт нам подсказки.

Приведу пример из книги психоаналитика Джеймса Холла «Юнгианское толкование сновидений». Он описывает случай молодого мужчины с шизофренией, у которого перед ухудшением состояния возникали определённые образы (например, животные без кожи). Вовремя среагировав на эти послания, удавалось предотвращать психотические приступы у этого мужчины. Возникает резонный вопрос – как правильно расшифровать послания в сновидениях? Думаю, чёткого ответа на этот вопрос нет. Символы в сновидениях очень субъективны. И даже определённые архетипические образы, о которых писал Юнг и вышеупомянутый Холл, представляют собой лишь некие фреймы – пустые рамки универсального феномена (Архетип Матери, Архетип Воина и прочие), которые каждый человек заполняет сам в соответствии со своими особенностями. Однако, если мы открываемся навстречу бессознательному материалу клиента, позволяем ему вызвать в нас отклик – то с высокой долей вероятности мы можем сделать важный шаг в терапии. И мы можем контролировать эффективность собственных действий, важность той или иной темы, затронутой на терапии. Приведу в завершение этого блока пример собственной «синхронии» с клиентом, которая возникла в один из сеансов. Когда мы беседовали на тему неудавшихся любовных отношений, у меня вдруг возник образ собаки-дворняги на вокзале, которая тычется в прохожих, но не находит отклика ни в ком из них. Спустя несколько сеансов, я работал с клиенткой в формате гипнотического погружения и внезапно вспомнил о собаке. Я предложил клиентке представить собаку и поговорить с ней. Это вызвало сильную эмоциональную реакцию. После трансовой работы, она удивилась, откуда я «это узнал» - и рассказала о том, как часто смотрит в глаза дворняг на автовокзале, куда приезжает. И что ей знакомо это чувство игнорирования. Этот материал впоследствии продвинул нашу работу вперёд. И замечу ещё, что, несмотря на некую мистичность подобного опыта, он случается достаточно часто и попадает в фокус изучения нейробиологов, которые сейчас всё больше узнают о деятельности зеркальных нейронов в нашем мозге, позволяющих существовать эмпатии и другим феноменам «сонастройки» двух и более людей.

Второй способ работы со сновидениями принадлежит Фрицу Перлзу. Предлагая своим клиентам поэкспериментировать, Перлз просил их рассказать то или иное сновидение от лица разных персонажей сновидения, что позволяло расширить осознание посланий, заключенных в сновидении. Человек как бы собирает досье или воссоздаёт целостный контекст, из которого, следом, возникает большее понимание и рождается инсайт. Для того, чтобы клиенты «вживались» в процесс, Перлз просил их двигаться так же, как те или иные персонажи в сновидении, занимать такие же положения в пространстве, танцевать телом «танец того или иного персонажа» сновидения клиента. Результаты очень интересные и дают богатую почву для продвижения в терапии.

Я в своей работе применяю как оригинальный способ анализа сновидений по Фрицу Перлзу, так и тот, что создали мы с коллегой на основе оригинала. Он имеет под собой допущение, что все персонажи сновидения – это разрозненные части личности. Я так же прошу клиента рассказать происходящее в сновидении от лица различных персонажей, при этом, уделяя большое внимание тем чувствам, которые испытывают персонажи. После «первого круга», я прошу соединить тех персонажей, которые испытывают схожие и/или идентичные чувства в «нечто большее». Затем мы делаем ещё несколько кругов объединения. Так мы доходим до двух полюсов актуального внутреннего конфликта и работаем дальше в направлении интеграции конфликтующих частей в единое полотно целостной личности клиента. Работа получается очень увлекательной, при этом, важно выделять для неё достаточно времени. Скорее всего, она займёт весь сеанс длительностью один час.

Последний в списке, но не по эффективности, – это использование контекста сновидений для метафорических работ с наведением транса. Я начал статью с тезиса о том, что сновидения – продукт деятельности бессознательного. И я предполагаю, что раз сны являются продуктом бессознательного, то их контекст – идеален для тонкой трансовой работы с использованием терапевтических метафор. Ведь сон – и есть нечто иное, как метафора.

Общая последовательность работы такая: клиент накануне сеанса присылает мне описание того, что ему снилось. Я позволяю себе открыться этому материалу и спрашиваю себя: как то, что приснилось моему клиенту, может быть связано с процессом терапии и внутренними процессами самого клиента? После этого у меня возникают ассоциации, образы. Замечу, что они могут быть точными, а могут и не «попасть». На самом сеансе я помогаю клиенту войти в трансовое состояние и предлагаю воссоздать определённый контекст из его сновидений, уделяя внимание тому, что он видит, слышит и чувствует. И затем я предлагаю добавить в этот исходный контекст те образы, которые мне пришли и которые несут разрешение как и любая другая терапевтическая метафора. Иногда мы добавляем персонажей, реальных и вымышленных, и заводим диалог с ними. Иногда даже не нужно никого добавлять – диалог и контакт происходит с исходными персонажами сновидения. Это представляет собой проживание сновидения заново, только при моём ведении и с осознанностью, что даёт хорошие результаты при отсутствии сопротивления со стороны клиента. Мы можем и переписать сюжет сна и заново его прожить. Способ очень пластичный и может быть использован для различных целей.

Один из моих клиентов после завершения курса краткосрочной гипнотерапии, рассказал, что именно такая работа, в которой мы с ним использовали материал его сновидения, оказалась для него наиболее результативной в контексте запроса.

Подсознание хорошо воспринимает контекст сновидений как уже готовую терапевтичсекую метафору, что даёт хорошие результаты, особенно, с клиентами, склонными к рационализации, потому что контекст сновидения – та территория, где сознательный анализ и склонность много думать, теряет свою силу. Клиент просто не в состоянии разложить по полочкам то, что проживает в такой работе, ведь зачастую – сновидения многомерны в своей смысловой нагрузке.

Итак, мы с вами рассмотрели три способа использования сновидений в терапевтической работе с клиентами. Это наблюдение сновидений для контроля действий в терапии и большего понимания хода терапевтического процесса. Это анализ сновидений, каким его нам преподнёс великолепный Фриц Перлз. И это использование контекста сновидений для создания терапевтических метафор.

Если Вы знаете и используете другие способы – буду рад их узнать. И надеюсь, эта статья была полезна как коллегам, так и просто всем интересующимся психологией и, в частности, сновидениями. В дальнейшем попробую исследовать ещё одну интересную тему, связанную со сновидениями – осознанные сновидения, их природу и то, как можно их использовать для роста и развития.



Просмотров: 402
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Обманчивая легкость сновидений. Обзор теории развития толкования сновидений
  • Сон Татьяны («Евгений Онегин») и пример его интерпретации как сновидения клиента
  • Техно образы сновидений и их интерпретация в анализе пациентов. Часть 2. Гаджеты в сновидениях.
  • Один пример психологического толкования сновидений. Анализ.
  • Сновидения в психотерапии. Работа со сновидениями в гештальт-подходе
  • Мир сновидений. Рассказ об опыте работы со снами.
  • Толкование сновидений: фантазерство или инструмент работы?
  • Как толковать сновидения (свои или клиента). Рекомендации опытного аналитика В. Лиманцева
  • Роль сновидений в психоаналитической терапии
  • Эссе по работе З. Фрейда «Толкование сновидений»
  • Сновидения в терапии.
  • Женские образы мужских сновидений. Внутренняя женственность.
  • Использование дневника сновидений в трактовке снов
  • Психолгия сновидений: часто задаваемые вопросы. А если я не вижу снов, что это означает?
  • Сновидения - кладезь для личной терапии
  • Круг сновидений в процессуальной работе
  • Что представляют собой сновидения
  • Техно образы сновидений и их интерпретация в анализе пациентов. Часть 1. Металлическая птица.
  • Юнгианское толкование сновидений
  • Юнгианское толкование сновидений
  • Упражнение для анализа сновидений. Пример из жизни.
  • Особенности работы с клиентами-психологами . Как позаботиться о себе, не ранив клиента?
  • Сновидения - Бред?.. или Королевская дорога в Бессознательное?
  • Как видеть хорошие сны? Включаем программу позитивных снов. Тайны и особенности мира сновидений
  • Анализ сновидений
  • Ресурсное состояние клиента в процессе консультативно-терапевтической работы
  • Путешествие в параллельный мир (опыт диагностического использования сновидений)
  • Самостоятельный анализ сновидений
  • Анализ сновидений. Повторяющиеся сны.
  • Юнгианский анализ сновидений



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь