|
О психологическом консультировании родителей особенных детейАвтор статьи: Мартьянова Галина Юрьевна
Семья, в которой рождается и воспитывается особенный ребенок, находится в постоянно действующей психотравмирующей ситуации, реагирование на которую сказывается и на каждом члене семьи, и на ее функционировании в целом. Испытанный от установления факта нарушения ребенка шок, родители переживают годами. Травма утраты «нормальности» ребенка – проблема, которая отражается на уровне когнитивного оценивания первоначальной ситуации и пролонгируется эмоционально в последующей жизни. Переживания родителей нарушены и проявляются в негативном спектре. Это и страх и чувство стыда, вины, постоянно действующая тревога; частыми случаями бывает агрессия. Сенсибилизация отрицательных состояний каждого родителя оказывает влияние на все семейные системы, а концентрация неотреагированных эмоций приводят к нервно-психическим перегрузкам, хронической усталости, депрессии, аффектам. Любое изменение в нарушении ребенка при этом выступает стимулом, запускающим дезадаптивные реакции взрослых.Родители могут страдать от страха неизвестности, неуспешности лечения, страха смерти ребенка. Накапливающееся напряжение меняет личностную и родительскую Я-концепцию, деформирует самооценку, вырабатывает пессимистические установки на будущее. Такая ситуация сродни посттравматическому стрессовому расстройству, при котором родитель вновь и вновь возвращается к воспоминаниям о желанности ребенка и полученным результатом (больным ребенком). Подобное противоречие не дает возможности родительским мечтам и ожиданиям воплотиться в реальность, возникает актуализированное ощущение разочарования, неудовлетворенности собственной жизнью. Малая педагогическая и психологическая компетентность родителей, дистантное отношение социума к особенным детям и их семьям, несовершенная система коррекционно-реабилитационных мероприятий не позволяют родителям самостоятельно с момента постановки диагноза ребенку настроить свои эмоции и мысли на новый вариант жизни и с адекватной легкостью приспособиться к ней. Переполненные тревогой и сомнениями родители в состоянии сильного дистресса вряд ли бывают способными погружаться в детские переживания и предупреждать у них возникновение вторичных дефектов. Подобное отражение трудной жизненной ситуации в практической психологии рассматривается как нарушение регуляции своей жизнедеятельности. Именно на коррекцию осознанной саморегуляции, прежде всего, направлена консультативная помощь. Важность и необходимость консультирования родителей постулируется тем, что психологическая помощь проблемному ребенку включает в себя помощь его семье. На законодательном уровне семья определяется как естественная среда жизнеобеспечения детей. Конвенцией о правах ребенка ООН зафиксированы не только права родителей над ребенком, но, прежде всего, ответственность перед ним. В этой связи психологическое консультирование в общей системе психолого-педагогического сопровождения особенных детей предполагает пересекаемые виды, формы, техники работы различных специалистов с всевозможными аспектами проблемности. Консультирование родителей подразумевает опосредованное воздействие на семью как на целостную систему. Этот процесс направлен на исследование трудностей, возникающих в семье в связи с нарушенным поведением детей, на помощь родителям в их осмыслении, а также на выработку и реализацию решений возникших проблем. Современные исследования доказывают, что эффективное консультирование родителей особенного ребенка улучшает его эмоциональный фон, снижает риск травматического стресса у всех членов семьи, вырабатывает успешные адаптационные реакции. Типологически проблемы родителей, которые разрешаются посредством консультирования, делятся на две группы. Первая группа связана с диагнозом ребенка и клинической компетентностью семьи: это проблемы педагогических установок, родительских функций, семейной социализации и т.п. Вторая группа – личностные проблемы родителя, переживающего психотравму, обусловленную рождением и воспитанием особенного ребенка. Соответственно типу проблемы применяют одну из двух моделей помощи. Первая модель – консультативно-рекомендательная – используется как форма диагностической и коррекционной работы, в которой одновременно участвуют и ребенок, и родитель. Консультативно - рекомендательная деятельность строится на основе прицельной диагностики характера и причин переживаемых ребенком трудностей в развитии, и предполагает разработку системы рекомендаций, учет и выполнение которых родителями, при активной позиции самого ребенка, будут способствовать как профилактике, так и преодолению негативных тенденций и трудностей в развитии. Комплексность оказываемой ребенку помощи определяет необходимость расширения консультативных рамок до включения в эту форму специальных техник работы родителя с ребенком и научение его этим техникам. Основные вопросы, решаемые в консультативно-рекомендательной модели, касаются различных форм взаимоотношения с ребенком, определения границ воздействия на него, построения с ним специальных деятельностей, введение или ограничение ответственности, анализа воспитательных возможностей каждого члена семьи, регламентации времени, профессиональных действий, дополнительной помощи (социальной, медицинской) и т.п. Вторая модель – психотерапевтическое консультирование, где специально организованным взаимодействием достигается цель изменения отношения родителя к трудной жизненной ситуации с одновременной или последующей коррекцией системы психической саморегуляции родителя. Здесь решаются проблемы негативного отношения к жизни, хронической усталости, депрессии, нарушенной Я-концепции взрослого, эмоциональных состояний, экзистенциальные проблемы выбора, принятия и другие. Основное проблемное содержание в психотерапевтическом консультировании определяется характером, стажем и уровнями реагирования родителя на трудную жизненную ситуацию. Психотерапевтическое консультирование ориентировано на осознание, переструктурирование, отреагирование, снижение значимости критических аспектов жизненной ситуации. Какая бы модель не реализовалась бы, родители особенных детей должны помнить, что консультативная помощь семье входит в комплекс мероприятий по психолого-педагогическому сопровождению особенных детей и должна быть предоставлена соответствующим специалистом. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|