О психологическом консультировании родителей особенных детей

     Семья, в которой рождается и воспитывается особенный ребенок, находится в постоянно действующей психотравмирующей ситуации, реагирование на которую сказывается и на каждом члене семьи, и на ее функционировании в целом. Испытанный от установления факта нарушения ребенка шок, родители переживают годами. Травма утраты «нормальности» ребенка – проблема, которая отражается на уровне когнитивного оценивания первоначальной ситуации и пролонгируется эмоционально в последующей жизни.

     Переживания родителей нарушены и проявляются в негативном спектре. Это и страх и чувство стыда, вины, постоянно действующая тревога; частыми случаями бывает агрессия. Сенсибилизация отрицательных состояний каждого родителя оказывает влияние на все семейные системы, а концентрация неотреагированных эмоций приводят к нервно-психическим перегрузкам, хронической усталости, депрессии, аффектам. Любое изменение в нарушении ребенка при этом выступает стимулом, запускающим дезадаптивные реакции взрослых.Родители могут страдать от страха неизвестности, неуспешности лечения, страха смерти ребенка. Накапливающееся напряжение меняет личностную и родительскую Я-концепцию, деформирует самооценку, вырабатывает пессимистические установки на будущее.

   Такая ситуация сродни посттравматическому стрессовому расстройству, при котором родитель вновь и вновь возвращается к воспоминаниям о желанности ребенка и полученным результатом (больным ребенком). Подобное противоречие не дает возможности родительским мечтам и ожиданиям воплотиться в реальность, возникает актуализированное ощущение разочарования, неудовлетворенности собственной жизнью.

    Малая педагогическая и психологическая компетентность родителей, дистантное отношение социума к особенным детям и их семьям, несовершенная система коррекционно-реабилитационных мероприятий не позволяют родителям самостоятельно с момента постановки диагноза ребенку настроить свои эмоции и мысли на новый вариант жизни и с адекватной легкостью приспособиться к ней. Переполненные тревогой и сомнениями родители в состоянии сильного дистресса вряд ли бывают способными погружаться в детские переживания и предупреждать у них возникновение вторичных дефектов.

     Подобное отражение трудной жизненной ситуации в практической психологии рассматривается как нарушение регуляции своей жизнедеятельности. Именно на коррекцию осознанной саморегуляции, прежде всего, направлена консультативная помощь. Важность и необходимость консультирования родителей постулируется тем, что психологическая помощь проблемному ребенку включает в себя помощь его семье. На законодательном уровне семья определяется как естественная среда жизнеобеспечения детей. Конвенцией о правах ребенка ООН зафиксированы не только права родителей над ребенком, но, прежде всего, ответственность перед ним. В этой связи психологическое консультирование в общей системе психолого-педагогического сопровождения особенных детей предполагает пересекаемые виды, формы, техники работы различных специалистов с всевозможными аспектами проблемности. Консультирование родителей подразумевает опосредованное воздействие на семью как на целостную систему. Этот процесс направлен на исследование трудностей, возникающих в семье в связи с нарушенным поведением детей, на помощь родителям в их осмыслении, а также на выработку и реализацию решений возникших проблем. Современные исследования доказывают, что эффективное консультирование родителей особенного ребенка улучшает его эмоциональный фон, снижает риск травматического стресса у всех членов семьи, вырабатывает успешные адаптационные реакции.     

   Типологически проблемы родителей, которые разрешаются посредством консультирования, делятся на две группы. Первая группа связана с диагнозом ребенка и клинической компетентностью семьи: это проблемы педагогических установок, родительских функций, семейной социализации и т.п. Вторая группа – личностные проблемы родителя, переживающего психотравму, обусловленную рождением и воспитанием особенного ребенка. Соответственно типу проблемы применяют одну из двух моделей помощи.

      Первая модель – консультативно-рекомендательная – используется как форма диагностической и коррекционной работы, в которой одновременно участвуют и ребенок, и родитель. Консультативно - рекомендательная деятельность строится на основе прицельной диагностики характера и причин переживаемых ребенком трудностей в развитии, и предполагает разработку системы рекомендаций, учет и выполнение которых родителями, при активной позиции самого ребенка, будут способствовать как профилактике, так и преодолению негативных тенденций и трудностей в развитии. Комплексность оказываемой ребенку помощи определяет необходимость расширения консультативных рамок до включения в эту форму специальных техник работы родителя с ребенком и научение его этим техникам.

      Основные вопросы, решаемые в консультативно-рекомендательной модели, касаются различных форм взаимоотношения с ребенком, определения границ воздействия на него, построения с ним специальных деятельностей, введение или ограничение ответственности, анализа воспитательных возможностей каждого члена семьи, регламентации времени, профессиональных действий, дополнительной помощи (социальной, медицинской) и т.п.

   Вторая модель – психотерапевтическое консультирование, где специально организованным взаимодействием достигается цель изменения отношения родителя к трудной жизненной ситуации с одновременной или последующей коррекцией системы психической саморегуляции родителя. Здесь решаются проблемы негативного отношения к жизни, хронической усталости, депрессии, нарушенной Я-концепции взрослого, эмоциональных состояний, экзистенциальные проблемы выбора, принятия и другие. Основное проблемное содержание в психотерапевтическом консультировании определяется характером, стажем и уровнями реагирования родителя на трудную жизненную ситуацию. Психотерапевтическое консультирование ориентировано на осознание, переструктурирование, отреагирование, снижение значимости критических аспектов жизненной ситуации.

      Какая бы модель не реализовалась бы, родители особенных детей должны помнить, что консультативная помощь семье входит в комплекс мероприятий по психолого-педагогическому сопровождению особенных детей и должна быть предоставлена соответствующим специалистом.



Просмотров: 268
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Психологическая помощь женщинам в трудной жизненной ситуации
  • Программа подготовки детей и родителей к возвращению ребенка в кровную семью «Преобразование»
  • Проблемы родителей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
  • Мультимодальная психологическая консультация как помощь в преодолении трудной жизненной ситуации
  • Семейный системный подход:психологическая помощь семьям особенных детей.
  • Семейный системный подход: психологическая помощь семьям особенных детей
  • Психологическая реакция родителей на появление в семье особого ребенка
  • Консультирование по проблемам взаимоотношения детей и родителей. Случай из практики
  • Личностные проблемы родителей, которые мешают вырастить здоровых детей
  • Родителям особенных детей тоже нужна помощь!
  • Семьи с "особым ребенком" - проблемы и консультирование
  • Консультирование родителей детей с особенностями развития
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • Проблемы в семье с рождением ребенка.
  • Участие родителя в психотерапии детей: помощь или преграда?
  • Обратная сторона вины родителей перед ребенком – злость и обида на собственных родителей
  • Умные часы: источник невротизации родителя и способ нарушения границ ребенка
  • Совместная деятельность родителя и ребенка
  • 8 советов для родителей, которые столкнулись с ярким проявлением негативных эмоций своего ребенка.
  • Агрессия ребенка, как отражение детского опыта родителей
  • Сказкотерапевтическая помощь для детей и их родителей
  • Проблемы родителей, воспитывающих детей с СДВГ
  • Психологическая помощь семье с особенным ребенком
  • Роль родителей в жизни ребенка
  • Переживания ребенка при разводе родителей. Что важно знать и как помочь?
  • Проблемы у ребенка – это симптом неблагополучия семьи?
  • Влияние травмы родителя на ребенка.
  • Влияние родителя на жизнь ребенка…
  • Влияние развода родителей на психологическое благополучие ребенка.
  • Для родителей, которые хотят взять ребенка в семью.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь