|
Сказкотерапевтическая помощь для детей и их родителейАвтор статьи: Степанова Оксана Владиславовна
Сказкотерапевтическая помощь в решении психологических проблем у детей дошкольного возраста. Детская жадность. автор О.В. Степанова Кто из нас не помнит детскую дразнилку: «Жадина-говядина, соленый огурец…». Так что же такое жадность? Давайте поразмышляем на эту тему. Каждый ребенок жадничает по-своему, и причины у него на это свои. Чаще всего, жадность результат тех или иных психологических проблем. Пока не будут решены проблемы, не исчезнет и жадность. В каждом человеке должны быть развиты как бережливость, так и щедрость. Любая крайность порождает эгоизм. Как говорится: «истина где-то посередине». Как же важно научить ребенка чувствовать этот баланс и чувство меры. Здорово, если ваш малыш может поделиться с другими ребятами. И в то же время ответить отказом, сказав твердо «нет», объяснив, что это его любимая игрушка, с ней он будет играть сам. Чаще всего дети начинают воспринимать себя, как самостоятельную независимую личность в возрасте трех лет. Они учатся выражать все свои желания словесно, и учится управлять ими. Это очень трудно. Если вашему ребенку трудно делится, не спешите называть его жадиной. Как ты лодку назовешь, помните? Лучше помочь ему вовремя. Поэтому так важна помощь взрослых. Именно они рассказывают детям о правилах: как можно, чего делать нельзя, а что надо. Нельзя брать чужое без разрешения. Всегда спрашивай разрешения у хозяина игрушки: «Можно взять поиграть твою игрушку?». Научите детей совершать временный обмен. «Давай я дам тебе поиграть свою машинку, а ты мне дашь покатать свой мотоцикл». Так дети усваивают, что предложенные варианты гораздо удобнее и приятнее. Если ребенок делится игрушками с несколькими друзьями и не допускает остальных, скорее всего речь здесь идет не о жадности. Мы ведь тоже не дадим почитать книгу из своей библиотеки мало знакомому человеку, а близкому другу с удовольствием. Объясняйте своим детям, как и когда важно поделиться, а в каких случаях можно отказать, сказав твердое «нет» (речь идет о грубом нарушении границ, манипуляции и т.п.). Еще раз хочется напомнить, что добрую службу здесь окажет сказкотерапия. Чудесные произведения «Кошкин дом» авт. С.Я. Маршак, «Мы делили апельсин» авт. Л. Зубкова, «Синие листья» авт. В.А. Осеева, «До первого дождя» авт. В.А. Осеева, «Сказка про жадного Андрюшу» авт. О.В. Степанова, будут добрыми помощниками для профилактики и лечения жадности. А также сказки вашего собственного сочинения, которые вы можете сочинять и рассказывать ребенку по мере необходимости. И не забудьте главное правило: дети учатся жадности или щедрости в первую очередь в семье.
Сказка про жадного Андрюшу. Жил-был в одном городе мальчик Андрюша. И вот наступило то время, когда мальчику пришла пора идти в детский сад. Все там было в диковинку Андрюше: новые взрослые – воспитатели, пока незнакомые ему дети, а самое удивительное правила, которые все ребята в группе должны были выполнять. Дома-то Андрюша был один ребенок в семье, он и привык, что многое ему дозволялось, а иногда и прощалось. В садике все было иначе, но потихоньку мальчик привыкал. И вот тут с Андреем произошел один случай, о котором я и хотела вам рассказать. Все дети в группе обожали прогулку. В это время они любили собираться на детской площадке и приносить свои игрушки. Весело им было играть всем вместе. Поиграют они своими игрушками, надоест им, они меняются между собой, и снова с удовольствием играют. А вот Андрюша не такой был. С чужими игрушками мальчику было играть интересно, свои же он никому не давал. Жалко ему было: «Вдруг они запачкают мои игрушки? Или еще того хуже сломают их?». Все чаще дети слышали от Андрейки: «Не тронь! Это мое!», да еще и руками он стал замахиваться на ребят. Мальчики разозлились на него, девочки обиделись, и так постепенно один за другим дети перестали с ним играть. А вскоре перестали его замечать. Весь мир вокруг стал казаться Андрейке серым. Скучно ему стало и стыдно, а как исправить эту ситуацию он не знает. «Эх, превратиться бы в серую мышку, чтобы никто меня и не вспоминал каким жадиной я был». Только подумал, так и случилось. Оказывается, в этот момент мимо их садика волшебник пролетал и нечаянно махнул волшебной палочкой. Перепугался мальчик-мышонок. «Я пошутил», - хотел он закричать, а получилось тихое «пи-пи-пи». И тут, откуда не возьмись, птичка- синичка подлетела к мышонку и защебетала: « Андрюша, я тебя узнала и хочу тебе помочь. Тебе надо с детками помириться - жадничать не годится!». И как только мышонок Андрюша признал свою ошибку и поблагодарил добрую синичку, в тот самый миг стал он опять мальчиком. « Понял я свою ошибку, надо идти ее исправлять», - сказал Андрюша, собрал свои игрушки и уверенным шагом направился к ребятам. Уже через несколько дней у Андрюши в группе появились первые друзья, а воспитательница не могла нарадоваться на его поведение. «Какой добрый и отзывчивый у вас сын!» - говорила она его родителям. А Андрюша в это время смотрел высоко в небо и улыбался порхающей там синичке. Вот такая история!
Вопросы и задания к сказке: 1. Как ты думаешь, почему ребята перестали играть с Андрейкой? 2. Кто помог мышонку вновь стать мальчиком? 3. Хватает ли у тебя смелости признаваться, если ты в чем – то не прав? 4. Выучи с родителями стихотворения 5. «Нехорошая история» авт. Е. Серов У ребят сегодня Рая отобрала самолет, Медвежонка, попугая, паровоз и пароход... А ребята говорят: «Забирай хоть все подряд, Обойдемся мы без мишки, нам не нужен пароход. Поиграем в кошки-мышки: чур я — мышка, чур я — кот...» Все так весело играют, и хохочут, и шумят, А в углу у бедной Раи не идет игра на лад... Не сдержала Рая слез, Рая нос повесила, У нее игрушек — воз, а играть невесело! 6. Прояви фантазию и нарисуй «теплое» слово доброта и «холодное» слово жадность с помощью восковых мелков или красками.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|