Вам, наверное, приходилось когда-нибудь спрашивать детей, хотят ли они в первый класс. Вне зависимости от желаний, переходя порог школы, большинство из них понимает, что в их жизни закончилась одна эпоха и начинается следующая. Действительно, изменения кардинальны. Дети становятся более самостоятельными, но и требуют от них большего. Часто родители и педагоги интересуются: как лучше оформить среду для более успешного обучения. Они стремятся любыми способами помочь ребёнку хорошо учиться. А игра? Если раньше детей поощряли к играм, то в школьном возрасте большинство взрослых, как сговорившись, начинают их воспринимать как бесполезную трату времени.
Вспоминаю свою начальную школу. Мне очень повезло: в нашем классе, в самом его конце, было свободное пространство (кажется, там даже лежал ковёр), где мы, уставшие от длительного сидения на одном месте, могли поиграть, вволю побаловаться, побегать. Моя школа была довольно лояльна к детским играм. Многие мои знакомые рассказывают о другом… от них, первоклассников, требовали, чтобы они на переменах спокойно ходили по коридорам, как взрослые. Активные игры пресекались словами «Вы не на физкультуре!», «Это неприлично!».
Интересное дело получается: дошкольник играет, все его поощряют к этому, но вот он идёт в первый класс, и происходит резкая перемена: игру считают только развлечением, как будто с началом обучения заканчивается детство.
Если посмотреть повнимательнее, можно заметить, как меняются игры у детей. Простые, с точки зрения взрослых, развлечения выполняют много необходимых для развития функций. Младший школьный возраст интересен тем, что в это время ребёнок начинает ощущать своё тело как целостную систему, которая движется в трёхмерном пространстве. Он словно исследует опытным путём сочленения своего тела, гибкость позвоночника, растяжку скелетной и гладкой мускулатуры.
Психологи проводили специальные исследования. Детям давались контуры человеческой фигуры, куда они врисовывали «внутренности». В дошкольном возрасте дети рисуют то, о существовании чего знают, например, кости. Но у них нет понимания взаимосвязи. Рисунки младших школьников как раз отражают осознание цельности человеческого организма.
(слева – характерный рисунок для дошкольника, справа – для ученика начальных классов)
Школьникам интересно взаимодействие с пространством, поиск нового способа использования привычных вещей. Возможность сесть не за стол, а на стол даёт новые ощущения, знания. Простая отработка какого-либо движения быстро надоест младшему школьнику. Это малышам важно освоение двигательных навыков как таковых – например, подъёма и спуска по лесенке. Детям старше нужны разнообразные игровые цель, по отношению к которым навыки являются только средством.
Дети развивают двигательный, пространственный интеллект, учатся соотносить размеры своего тела с окружающим: другими людьми, вещами. Ограничение такой возможности приводит к различным проблемам в дальнейшем. Часто это – неуверенность в действиях, отсутствие творчества, смелости действовать.
Возможно, вам знакомы люди, которых называют «слон в посудной лавке». Они постоянно что-то ломают, разбивают из-за своей неловкости. В транспорте то заденут кого, то толкнут случайно. В детстве по каким-то причинам им не хватило развития именно в пространственно-двигательной сфере. У них плохо сформирован образ своего тела. Если они не чувствуют собственных границ, страшно представить, как подобные люди, к примеру, водят автомобиль! Ведь при вождении необходимо «ощущать» форму и размер своей машины, а это куда сложнее.
Но и это ещё не всё. В нашем информационном мире приходится большая нагрузка на левое полушарие мозга, а правое очень часто недополучает в своём развитии. Правое полушарие связано с творчеством, неречевым интеллектом; оно отвечает за «интеллект тела». Если мозг развивается негармонично, перегруженное левое полушарие хуже работает, возникают проблемы на физическом, интеллектуальном, эмоциональном уровне.
Порой, идя по улице, мы видим, как дети (подростки, взрослые) ломают что-то – деревья, ограды. Одни одёргивают их, другие проходят мимо. Всё равно запреты вряд ли помогут. Желание разрушать естественно – вспомним малышей: с каким удовольствием и азартом они ломают песочные куличики, башни из конструктора! Но подобное поведение во взрослом возрасте - это выражение агрессии на окружающую среду, с которой не удалось наладить уважительно-творческих отношений. Когда-то им, наверное, запрещали использовать окружающие предметы кроме их прямого назначения.
Говорят, в каждом уставшем от жизни взрослом живёт ребёнок, разучившийся играть. Кажется, это так, ведь детям редко бывает скучно: даже в самом обычном месте они найдут, чем заняться. На пустой остановке будут разглядывать камушки в асфальте, из обыкновенной табуретки сделают домик для плюшевого мишки, гору для орла, трон для себя. Школьники – те же дети, которые с удовольствием учатся тому, что порой кажется очевидным. Учатся сами, в игре, создавая для окружающего мира правила и привычки, скрытые от взрослых, неожиданно открывают собственные таланты, которые родители и педагоги могли не разглядеть.