Дети очень любят (стремятся) обниматься. Им важен тактильный контакт. Я всегда замечаю это, когда прихожу работать в начальные классы. Они так радостно меня встречают: бегут обниматься и тут же наперебой задают разные вопросы, рассказывают что-то о себе, тут же показывают свои сокровища, игрушки или то, чему они научились недавно. Общаясь со взрослыми людьми, постепенно отвыкаешь от такой интенсивности чувств. Я задумалась, откуда у детей такая открытость и стремление к телесному контакту: отизбытка эмоций или от недостатка любви?
С одной стороны дети хотят внимания, хотят, чтобы их заметили. Быть увиденным – значит подтвердить свое существование. Они добиваются этого разными способами, кто как умеет, как приспособился: кто-то тянет руку, а кто-то будет бегать по классу, отвлекая преподавателя на себя, и даже вызывая раздражение. Недавно мне гадали. Есть такая игра-оригами. На бумаге, сложенной в виде раскрывающегося цветка, записываются варианты ответов. На перемене я задавала вопросы, и один мальчик постоянно сообщал один и тот же ответ оракула: «Вы самая прекрасная!» Даже, если там было написано что-то другое. Мальчик настолько сильно хотел нравиться, что мне стало неловко. Отчего в шесть-восемь лет так ярко это проявляется? Ребенок идет в школу, и родители начинают смотреть скорее в дневник и тетрадки, все меньше замечая его самого. Общение дома становится более формальным. Мама и папа все больше требуют и на первый план выходят достижения, труд, отметки. В ответ на это у младшего школьникаповышается тревожность. Детям сложно разобраться в этой новой для них системе оценок, сложно понять «Хорош ли я? Все ли со мной в порядке?» В этой ситуации им все еще (или снова) очень нужна поддержка. Нужен кто-то, кто бы сказал: «Я с тобой. Все хорошо». Объятия - это самый быстрый способ сообщить об этом. Грудничков много носят на руках. Потом дети становятся старше, и постепенно телесного контакта становится меньше. А в некоторых семьях к школе его и вовсе нет. В третьем классе со мной училась девочка. Я приходила к ней в гости и часто видела, как она подходила к отцу, обнимала его и спрашивала: «Папа, ты со мной играешь?» У этой девочки была строгая мама…. Она много работала и была все время уставшей и недовольной, часто срывала свою злость и раздражение на дочь и придиралась к мелочам. К такой маме было страшно подходить. Сейчас мне понятно, что девочка сильно страдала от дефицита тепла и ласки и снижала свою тревожность, обращаясь к отцу. В ее вопросе звучало «Ты меня любишь?» С другой стороны открытость и непосредственность детей позволяет им интенсивно делиться. Руки являются продолжением сердца – через объятия мы передаем свои чувства другим людям. А ведь действительно, говорят, чем больше делишься, тем больше получаешь. Всем известный закон давать – брать. Здесь важно соблюдать равновесие. Обнимашки приятны. Так почему же с возрастом люди переходят на более отстраненное, формальное общение? Обниматься – страшно. Страшно нарушить границу. Мы боимся, что нас отвергнут, как возможно в детстве. Но тот, кто не боится вступать в отношения, получает бонус в виде положительных эмоций. Чтобы сделать первый шаг достаточно спросить человека: «Можно ли вас обнять?» Бывает и наоборот, некоторые люди чрезмерно навязчивы и беспардонно нарушают наши границы. Что же делать в этой ситуации? Совершенно нормально, если обнимания с кем-то не очень вам приятны, или вы не хотите, чтобы вас обнимали слишком настойчиво. Ведь у людей разная чувствительность. Конечно, не стоит терпеть и дожидаться, когда это закончится. Лучше сообщить об этом человеку, сказать о том, что такая интенсивность вас смущает, и достаточно чуть-чуть. Сейчас обнимашки – модная тема, и все за объятиями отправляются кто куда. Кто-то на телесный тренинг, кто-то на массаж, а кто-то на восточные практики. От нехватки тепла и телесного контакта, люди становятся последователями Ошо и других восточных направлений. Конечно, это только один из мотивов, но довольно внушительный и часто неосознаваемый. И порой, многим необходимо учиться тому, чтобы проявлять свои чувства, и совершать определенные практики на раскрытие сердца. Ведь если человеку сложно выразить любовь или благодарность, то гнев или обиду он также, скорее всего, оставляет внутри себя. Естественно, это будет мешатьустановлению близких отношений. Как правило, дети еще не боятся нарушить границы и выразить свое расположение к человеку с помощью объятий. Кто-то от избытка, а кто-то добирает то, чего ему не хватает. Очень здоровый способ. Ведь телесный контакт необходим людям. С большой группой младших школьников работать энергетически очень затратно – они шумные, непоседливые и часто неусидчивые, баланс восстанавливается с лихвой. Такие яркие эмоции радости действительно становятся важным ресурсом в моей работе. Сегодня грустили вместе, что было последнее занятие.
Обнимайтесь чаще со своими детьми и друг с другом!
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.