Про границы и агрессию

Автор статьи: Королева Ольга

Пастернак сказал, что опираться можно на то, что сопротивляется.
Интересно получается с детьми, агрессией и границами. 
Если выдаешь агрессию резко, слишком много и не контролируя ее при этом - ребенок, понятное дело, испугается. 
Если выдаешь агрессии недостаточно - ребенку на тебя не опереться и нет чувства безопасности. Потому что агрессия - это, в том числе, и граница. А детям наши границы нужны для безопасности и понимая, чего можно делать, чего нельзя.
Если выдал достаточно - ребенок все равно проверит, точно ли вот этого делать нельзя, или, может, дашь-таки слабину. Опять же, для собственной безопасности: а выдержит ли этот взрослый меня и мои проверки? А можно ли этому взрослому доверять? А защитит ли он(-а), если что, меня от меня самого?
При этом, наблюдая, как взрослый может ставить границу и управлять своей агрессией, и оставаться при этом уважительным, эмоционально доступным для ребенка, не отвергая его, сам ребенок тоже этому постепенно учится. 
Почему детям важно, чтобы им ставили четкие и крепкие границы? Потому что сами они пока не очень это умеют, а без границ детей начинает "разносить" - им не на что опереться. Нет чувства безопасности. Бз чувства безопасности жить не просто. 
Грубо говоря, ребенок провоцирует нас на установление ему границ, чтобы, с одной стороны, чувствовать себя в безопасности внутри этих ограничений: вот есть взрослый, и он достаточно взрослый, чтобы выдерживать мои атаки: он не атакует меня в ответ и остается со мной в эмоциональном контакте. А это значит, что с ним можно расслабиться. С другой стороны, границы нужны, чтобы было чему сопротивляться. И, следовательно, обо что расти.
"Ты мне очень симпатичен, но вот этого делать нельзя, потому что такие у нас правила. Нет, точно нельзя. Нет, вообще никак нельзя, даже тайно". 
И тут основная сложность в чем? В нашем праве говорить другому человеку, даже маленькому, "нет". И чувствовать себя при этом хорошо, не впадать в вину ("как же это я так? запрещаю человеку"), в обиду ("чего он у меня просит, не видит, что ли, что не хочу я разрешать"), в стыд ("я плохой родитель"). Или же - в гнев ("да как ты смеешь меня просить вообще!"), стыжение, обвинение. 
Дети на наше "нет" реагируют по-разному: кто-то спокойно принимает его, кто-то проверяет, насколько это "нет" прочное, кто-то обижается и злится. А кому не обидно, если очень хочется, но - "нет"?!? 
Что тут можно сказать? 
"Я тебя люблю, ты для меня очень важен и ценен. Но все еще - "нет"".

Получилось длинно. Тема важная и интересная. И про нее еще размышлять и размышлять. Наблюдать и наблюдать. Расти и расти.



Просмотров: 332
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • "Замедляться, чтобы чувствовать" или "Что у меня с лицом?"
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • Часть 2. "Ходячие гробики": почему вредно говорить детям "нельзя злиться"
  • "Хочу, чтобы ребенок меня слышал"- что и как говорить?
  • Ребенок не понимает "Нет" и "Нельзя" Вопрос - ответ
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • "Ловушки" любви: «Если ты будешь любить меня, то я не буду чувствовать себя никчемным»
  • Родители и дети. Где "взрослый"? Где "ребенок"?
  • "Лепи меня, как я тебя" - кратко про "феномен Микеланджело"
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • "Дети 90-х" и "сбитые настройки" безопасности
  • "Сделай меня счастливым" или "я спасу тебя"
  • "У меня все хорошо!" или почему нельзя расстраивать маму
  • "Оптимист" и "Пессимист" внутри меня | Ресурсное упражнение
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • Он должен продолжать меня добиваться даже, если я говорю ему "нет"
  • Баланс "можно" и "нельзя"
  • "Я на тебя злюсь" или "Что делать с детской агрессией?"
  • Сколько стоит психолог (или как можно за "поболтать" такие деньги "отваливать")?
  • "Спиной к семье" или "Почему он ушел от меня... в компьютер?"
  • "Я ошибка!", или "Меня не должно было быть!"
  • "Хочу чтобы она меня любила"... или основная потребность мужчины
  • "Я общаюсь только с высокопоставленными людьми" или "Мама, как ты меня достала".
  • Мужская манипуляция: "Ты без меня пропадешь" или "Ты больше никому не нужна"
  • Хватит говорить "у меня все хорошо", если на самом деле это совсем не так
  • И по лужам бегать иногда очень полезно! Как правильно говорить ребенку "нельзя".



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь