Структура личности

Представьте себе структуру личности в виде трех концентрических окружностей. Внутри будет находиться "Я" как набор инстинктов и рефлексов. В первый год человек получает первый опыт ответственности и отдельности, с первым вздохом, инстинктивно ребенок понимает, что за поддержание своей жизни он отвечает сам, и этот опыт с годами развивается.

Потом он начинает ходить, в начале идентифицируясь со взрослым, а затем постепенно понимая, что он отдельный, что мама - это "не я". Здесь закладывается опыт отношений и формируется психотическое ядро личности (первый внутренний круг). 

Отношения складываются с ближайшим окружением, с мамой, папой и другими близкими взрослыми, происходит распределение ролей и функций между всеми членами семьи. Здесь формируются принципы и ценности, а для этого важны ясные правила,  важно получить опыт однозначности, деления мира на черное и белое, на добро и зло, на ясные функции и роли каждого члена семьи. Практически любой пятилетний ребенок знает "что такое хорошо и что такое плохо" потому что к этому времени он уже прослушал ряд сказок и потому что у него в голове сформировалась более менее устойчивая картина мира. Усложняться она будет существенно позже, а пока важно понимать в чем отличия между мужчиной и женщиной, между детьми и зрослыми и так далее. Поэтому если взрослые сами хорошо понимают ценность своих гендерных функций, то этот опыт важно передавать детям. Мама может для мальчика "сдаться", разрешить частично принимать решения в повседневной жизни, передав ему тем самым возможность принимать решения и опыт доверия женщины, папа может поддерживать здоровую конкуренцию (без унижений и жестокости). Дочерью папа может восхититься, передав ей опыт мужской нежности. Если на этом этапе ребенок получает серьезную психологическую  травму в виде насилия или чрезмерной жестокости, то выбраться оттуда очень сложно. 

Дальше формируется пограничный слой личности, в котором формируются самооценка, собственная позиция, предпочтения, самоуважение, появляется опыт близости со сверстниками (дружба), расширяется круг интересов ребенка. В тяжелых жизненных условиях формирование этого слоя может быть нарушено, и тогда человеку, уже взрослому может быть трудно справляться с собственными эмоциями, отстаивать собственное мнение, разграничивать себя и другого в отношениях (весь мир - это я, а я - это весь мир). Таким людям сложно быть многогранными, они показывают миру только одну свою сторону, они легко соскальзывают в мистический опыт, им сложно принимать ответственность за свою жизнь, скорее они будут ее перекладывать на кого угодно - бога, партнера, родителей. Ощущение рядом с таким человеком странное, как будто вас пытаются втянуть в другую жизнь, и это так и есть, ведь поскольку у них нет понимания границ собственной личности, то и про другого они не очень задумываются. При этом начинать отстаивать свои границы может означать для них то, что вы их отвергаете, и тогда они попадают в свою травму, обиду и оттуда выбраться им непросто. 

Здоровым можно назвать последний слой личности, в котором для человека свойственны сомнения, однако он имеет собственную позицию, умеет фокусироваться на задачах и их решении, хорошо ориентируется в своих реакциях и чувствах. Этот человек ясный в общении, с ним можно сотрудничать и быть разным в контакте с ним: не только веселым, но и печальным, раздраженным. 

При психологической травме, в состоянии сильного горя или острого стресса человек может "провалиться" в предыдущий, пограничный слой, где ему будет трудно дифференцировать собственные ощущения и необходимо получить помощь и поддержку. Однако с этим можно справиться либо самостоятельно, либо при помощи друга или специалиста. Попасть же в психотический слой, на уровень 5-7-летнего ребенка означает разрушение психики. К счастью, это происходит нечасто, во всяком случае в моей практике, где я имею дело со здоровыми людьми. 



Просмотров: 277
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Правильные отношения? Может "да", а может "нет", у каждого свой взгляд.
  • Так ли гуманно Добро? (опыт психологической поддержки "злым" существам)
  • Опыт регрессии в прошлую по запросу "Хочу понять, что меня держит в этом городе"
  • "Мандрагора" - от слова "мандраж". Опыт избавления от панических атак.
  • Может ли страдание быть "нормальным" и "патологическим"?
  • "Самоубийство на почве измены"- опыт регрессии в прошлую жизнь
  • Урок жизни № 1: "Завтра может и не быть..."
  • Быть мальчиком "хорошо" или "плохо"? Первая возможная травма маленького мальчика.
  • Опыт дискриминации. Что мы выносим из него и что он может дать?
  • "Папа может" или Роль отца в развитии ребенка!
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Может ли человек сам "вытащить" себя из депрессии?
  • Опыт расстановок на фигурках. "Время найти Себя".
  • Мой опыт в психотерапии взаимодействия: "Помоги себе сам"
  • "Хорошая жена может наскучить. Хороший муж может встать поперек горла". Это как?
  • Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда
  • Почему в гештальт-терапии не может быть "сопротивления"
  • Когда женщина "звучит", она не может быть в одиночестве
  • Опыт долгосрочной работы с ребенком, имеющим диагноз " аутизм".
  • Почти идеальный гештальт (опыт занятий "терапия небом")
  • Самая "мистическая" часть Психотерапии Переживанием: Первичный Опыт
  • Упражнение "Дружил бы я с самим собой". Опыт консультирования.
  • Практический опыт и наработки по методике О.А.Ореховой"Домики."
  • Методика А. Ленца "Социальная Сеть" опыт организации.
  • Опыт применения авторской методики "Супервизия в песочнице" в работе супервизора.
  • Опыт расстановок на фигурках. "О Силе и Слабости".
  • " Популярная психология " Как перестать пить (мой опыт)
  • Опыт использования в работе с подростками МАК "Сага"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь