Мой опыт работы по методике Ольги Александровны Ореховой начался в 2013 году. Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций интересен и превосходит ожидания родителей. По диагностическим результатам провожу консультации. Данный тест позволяет увидеть эмоциональное отношение ребёнка к миру чувств и духовно-нравственным понятиям, таким как: скромность, честность, любовь, послушание, так и отношение к социальным объектам: дому, родителям, детскому саду или школе, игре, спорту, труду, к самому себе, даже отследить тягу к зависимости от телевизора (компьютера, планшета, телефона), понять страхи ребёнка и возможность психосоматических проявлений. Мне нравится, что есть адаптированные интерпретационные таблицы по Люшеру, позволяющие дать личностную характеристику на ребёнка (см. задание 1- ое). Возможность проанализировать, выбираемый ребенком цвет, и найти взаимосвязь между его чувствами, эмоциями и социальным объектом, окрашенными одним цветом. Например, мальчик семи лет (Семён - так его назовем) выбирает приоритетными цвета синий и жёлтый. Это мы определяем, когда он раскрашивает кирпичики в первом задании. Далее отслеживаем какие домики в личностных блоках (2- е задание) и социальных объектах (3- е задание) окрашены тем же цветом. Сначала рассмотрим синий цвет. Видим, что синий домик - горе (во 2 -ом задании). Далее рассматриваем, социальные объекты (3-е задание), окрашенные в синий цвет - это послушание и собственный домик. Отмечаем, что важным является для ребёнка послушание, окрашенное синим цветом. Получается, что послушание и горе синие. Мы можем предположить, что ребёнок испытывает чувство горевания в связи с требованием родителей к послушанию. В ходе консультации проясняем эти моменты. Здесь же видим, что мальчик раскрашивает и себя синим цветом(послушание, горе, он сам - все раскрашено этим цветом). Размышляем...ребёнок хоть и ставит себя на первое место (приоритетный цвет), но почему-то испытывает горевание. Горе это более глубокое чувство. Сначала он обижается, а перед этим гневается и испытывает антагонизм (см."Барометр поведения"по методу "Единый мозг"). Теперь рассмотрим второй приоритетный цвет- желтый. Им раскрашены домики - счастье, дружба, доброта (во 2-ом задании) и книга (желание учиться, познавать новое), мама и любовь (3-е задание). Мы можем предположить, что мама занимает значимое место в жизни ребёнка, он испытывает к ней любовь, нахождение рядом с ней это счастье. С ней Семен с удовольствием занимается, познает новое. Мальчик учится у неё доброте, либо считает маму доброй и дружелюбной. Важно обращать внимание и на цвета, которые раскрашены последними. Хорошо, если это коричневый и чёрный, а если синий, зелёный, жёлтый, красный... Продолжим рассматривать пример Семёна. Последний кирпичик раскрашен зелёным цветом. Видим, что в личностных блоках (2- е задание) зелёным цветом раскрашены домики: обида и зло, переходим к социальным объектам (3-е задание). Этим цветом раскрашены домики под названием: скромность, будущий малыш и папа. Мы можем предположить, что мальчик обижается, злится на папу. Возможно, папа требует, чтобы сын был более активным и уверенным (не скромным). В ходе консультации проясняем: так ли это? В этот период мальчик будет не готов к рождению брата или сестрёнки, если родители это планируют (домик с будущим малышом окрашен зеленым цветом). Если же мама уже ждёт малыша, то нужно обратить на это внимание и сформировать положительное отношение к будущему малышу. Таким образом ,можно отследить и другие взаимосвязи. Конечно, важно проанализировать, в каком блоке личностного развития есть инверсии и дать рекомендации, они чётко прописаны у автора методики. Рассказать родителям об амбивалентности, если она выявлена. Хочу отметить, что чем больше практики в анализе диагностического материала, выполненного ребенком по методике О.А.Ореховой, тем интереснее и качественнее интерпретации и консультации.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.