|
МАК Упражнение "Часть целого"Автор статьи: Гончар Наталья Станиславовна
Вот уже несколько лет я очень люблю работать с метафорическими ассоциативными картами (МАК), потому что они в короткие сроки позволяют клиенту предъявить представление о себе, а также проявляют отношение к себе или другому. Также я часто использую их для мини-расстановок или построения генограммы при работе с "семейными" запросами. Используя МАК, мне намного легче создать атмосферу доверия и безобидности в своём кабинете. Зрительный образ снижает внутреннюю тревогу клиента и облегчает доступ к безсознательным конфликтам. В случае срабатывания защитных механизмов клиент всегда может сказать «Это не про меня! Это про картинку…» Более смелым клиентам МАК помогают разобраться с психологическими причинами событий, которые приводят в кабинет психолога. При помощи колоды карт можно наметить схему решений и действий для улучшения ситуации или выхода из тупика. Сегодня я представляю Вашему вниманию одно из самых любимых моих упражнений. Я часто использую его на начальных этапах консультирования. Упражнение "Часть целого" Цель: получить целостный (или не очень) субъективный образ ситуации (проблемы) с точки зрения клиента, познакомиться с его личностным мифом о мире и о своём месте в нём. Прояснить актуальные переживания и потребности клиента. Необходимые материалы: колоды МАК ОН, Habitat, Tan Doo и другие, которые вы любите использовать. Карандаши, восковые мелки, бумага формат А4 или А3 Инструкция 1. Предложите клиенту выбрать карту, которая отражает его проблему (работать можно не только с проблемой, но и с ресурсом) 2. Инструкция для клиента: «Разместите карту на листе бумаги так, как вам хочется и где хочется и дорисуйте мир вокруг так как вы его видите, используя восковые мелки или карандаши» (краски я клиенту не предлагаю, что бы не испортить карточку) 3. Обсудите работу клиента. Во время обсуждения важно, что бы клиент использовал первое слово, словосочетание или предложение, которое приходит ему в голову. Также важно описывать свою работу от первого лица в настоящем времени, используя местоимения «я» и «моё» 4. Проясните чувства клиента в процессе рисования и сейчас: как они изменились? Расспросите о рисунке: что дорисовал, какие цвета использовал?
6. Как рисунок клиента и то, что он о нём рассказывает, связано с его реальной жизнью? 7. Это упражнение можно применять при работе с детьми, так как им сложно словами и образами описать карточку. Детям гораздо проще нарисовать картинку с помощь восковых мелков или цветных карандашей и потом рассказать о своём рисунке. Работы моих клиентов, упражнение "Часть целого"
Рис. 1. Клиентка О., 37 лет. Всплыла тема теневой стороны личности. В тот момент она была в точке перехода: в прошлом безмятежное цветочное поле, а в будущем "враждебные вихри". Надежду даёт свеча. Свечой можно немного развеять тьму, осветить свой путь и справиться со страхом. На тот момент свечой для неё стало ощущение нужности для маленькой дочери и пожилой мамы. Рис. 2. Рис. 3. Мои ресурсы. Групповое занятие Литература: Метафорические ассоциативные карты: руководство Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|