Детский энурез: причины и варианты работы.

 

Энурез — ночное непроизвольное, неконтролируемое мочеиспускание — явление весьма распространенное среди детей старшего дошкольного, младшего школьного и даже подросткового возраста. При этом дети могут мочиться как во время дневного, так и ночного сна.
 Энурез может быть первичным — когда ребенок продолжает мочиться в постель, без какого-либо стабильного (более 3 мес.) «сухого» периода, достигнув 5-летнего возраста (возраст, когда ребенку доступен контроль над этим процессом), и вторичным, когда после более-менее длительного "сухого" периода развивается недержание мочи. Различают так же дневной энурез — непроизвольное мочеиспускание во время бодрствования. Последним, по статистике, больше страдают девочки, ночным — мальчики.

 

Причины энуреза.

 

  1. Медицинские факторы

 

1) Наличие заболеваний

Сюда относятся различные нарушения в работе нервной и эндокринной систем, заболевания почек и мочевого пузыря. Важно подтвердить или опровергнуть наличие данного фактора, повлиявшего на возникновение энуреза, пройдя медицинское обследование.

2) Наследственный фактор

Дети, чьи родители страдали энурезом, составляют 75% из общего числа болеющих. Дети, у которых только один родитель страдал энурезом, - 45%.

3) Умственная отсталость.

Эту причину выделяют, поскольку дети, умственное развитие которых ниже 5 лет, так же могут оказаться неспособны контролировать процесс мочеиспускания.

 

  1. Социально-психологические факторы

 

Сюда входят различные типы дисгармоничного семейного воспитания, нездоровая обстановка в семье, различные стрессы, перенесенные ребенком. Если это конкретизировать, то вот что получается:

4) Недостаток родительской любви и внимания

Родители могут уделять ребенку слишком мало внимания по разным причинам: кто-то просто не способен на то, чтобы проявлять чувства к ребенку, кто-то слишком сильно занят на работе, а кто-то просто считает, что не следует "баловать" ребенка, особенно мальчика, слишком много ласкать его. Так, ребенок может неосознанно «выбрать» энурез как способ получить то самое жизненно необходимое внимание родителя. И очень действенный способ: ведь вы никуда не денетесь, все равно будете вставать и менять простынь.

5) Ревность по отношению к сиблингам (братьям и сестрам)

Это практически «классика жанра». Ребенок жил-себе жил...Ну, кое-как делил внимание родителей с работой, домашними делами...А тут появляется еще кто-то и этого внимания становится и того меньше! И не просто меньше, а по одному только писку этого крошечного человечка сбегается вся семья! Так дело не пойдет...и ребенок снова неосознанно «выбирает» энурез, начинает болеть, чтобы получить то драгоценное внимание, которое раньше было всецело его.

6) Протест или реакция на новые условия

Вполне здоровый ребенок может начать мочиться от того, что пришлось сменить детский сад/школу, переехать в другое место и пр.

7) Чрезмерный контроль

Энурез в данном случае может выступать в качестве протестной реакции, направленной на сильные ограничения и рамки, в которые поставлен ребенок: «Туда не ходи», «Этого не делай», «Нет, сделать надо как я сказала, у тебя неправильно» и т.д.

8) Негативные установки

Чрезмерно щепетильное отношения к гигиене и рассказы как могут навредить микробы из общественного туалета могут довести слишком впечатлительного ребенка до того, что он будет терпеть до дома (и не дотерпеть), чтобы не заболеть чем-то смертельным и ужасным.

9) Разный темперамент родителя и ребенка
Подвижная, активная мать (холерик) зачастую испытывает раздражение оттого, что ее ребенок чересчур медлителен. Она начинает упрекать его в неподвижности, вялости. Точно такую же картину можно наблюдать и в другом случае, когда мать-флегматик всеми силами пытается ограничить подвижность своего ребенка, заставить его спокойно играть в песочнице вместо того, чтобы постоянно бегать и кричать. 
Не пытайтесь "переломить" темперамент ребенка — он дан ему от природы! Подобные метолы воспитания ведут к нарушениям психики!

10) Наличие деструктивной и невыраженной эмоции (например, страх или гнев)

К примеру, ребенок может просто бояться встать ночью с постели, потому что «за углом его ждет Бармалей». Сильные переживания ребенка ведут к еще большему развитию заболевания. В данном случае уместна работа, направленная на «высвобождение»/отработку пагубной эмоции и формирование навыка выражать свои эмоции социально приемлемым способом.

11) Слишком раннее или, наоборот, позднее приучение к горшку

Все хорошо в свое время! Слишком ранние попытки приучения к горшку могут спровоцировать невроз, а слишком долгое нахождение в памперсах снизит общую чувствительность ребенка, обратная связь от тела будет затруднена — и это плохо не только для гигиены, но и для будущего обучения ребенка!

 

В практике достаточно редко можно выделить какую-либо определенную причину возникновения этого заболевания. Чаше всего причины действуют в совокупности. Так что каждый случай уникален. Именно поэтому работа с данной проблемой осуществляется только в индивидуальном порядке. Групповых занятий по борьбе с энурезом не бывает.

 

Варианты работы с энурезом/ виды терапии

  1. Медикаментозная терапия (при наличии заболевания) — врачебный контроль

  2. Психотерапия, психологическая коррекция, сопровождение детского или семейного психолога:

1) Поведенческая терапия

- Использование различных сигнальных устройств (специальные будильники)

- Тренировка мочевого пузыря

2) Работа с эмоциональной сферой ребенка

3) Работа с помощью метафор, сказкотерапия

В целом, эффективен любой вид терапии, который практикует психолог.

 

Выбор метода зависит от характерологических и индивидуальных особенностей ребенка. Например, с ребенком 10 лет, страдающим ночным энурезом, который не тревожится относительно собственного заболевания и не стремится выздороветь, нужно работать на формирование ответственности и мотивации к лечению, а не читать сказки про то как «облачко доносит всю свою водичку до нужной грядки».

 

Таким образом, в основе работы с энурезом лежит:

  • исключение/подтверждение медицинского диагноза

  • внимательный и тщательный сбор анамнеза семьи и ребенка

  • разносторонняя психологическая диагностика

  • выбор терапии (медикаментозная, поведенческая, семейная и т. д.)

 

Важные вопросы при сборе анамнеза:

 

  • Как проявляется болезнь? (частота/периодичность/сопутствующие обстоятельства)

  • Как проявляется в других условиях? (гости, отпуск, дача)

  • Был ли энурез у родителей?

  • Как реагируете на мокрую простынь?

  • Как ведут себя другие члены семьи?

  • Каковы результаты медицинского обследования? (что было сделано, какие рекомендации)

  • Какие события происходили в жизни ребенка, когда это началось? (переезд, рождение брата/сестры, появление нового/потеря члена семьи, смена детского сада, школы, случаи длительной разлуки с матерью и т. д.)

  • Система социального контроля (запреты, наказания, поощрения)? И др.

 

Общие рекомендации для родителей.

 

  1. Никогда не ругайте ребенка за ночное недержание мочи! Не высказывайте ему своего раздражения — это только усилит заболевание.

  • Демонстрировать яркие, положительные реакции и шутить тоже не стоит. Поскольку если цель ребенка привлечение внимания, получение ласки и одобрения от значимого взрослого (мать, отец, любимая бабушка и др.), то подобная реакция только закрепит у ребенка такой способ ее получения.

  • Оставлять ребенка мокрым в качестве "наказания" так же недопустимо!

  • Реакция должна быть нейтральной: молча встали и убрали мокрую постель.

  • Пройдите комплексное медицинское обследование (детский нефролог, эндокринолог, невропатолог)

  • Необходимо создать вокруг ребенка спокойную атмосферу. Обратитесь к семейному или детскому психологу

  • Для того чтобы ночной сон не был слишком глубоким, следите за тем, чтобы ребенок не испытывал эмоциональных перегрузок в течение дня (прекрасное средство, способное понизить дневную возбудимость — длительные прогулки перед сном, прослушивание успокаивающей музыки (классическая музыка, звуки природы — шум моря, леса и т. д.), принятие ванны перед сном с аромамаслами — хвоя, цитрус)

  • Чтобы достигнуть положительных результатов в лечении, очень важно, чтобы стремление было обоюдным. Иначе говоря, ребенок должен понимать всю важность и ответственность занятий, стремиться к излечению и верить в успех. Психологическая установка на успех в данном случае имеет очень важное значение. Беспомощный, не верящий в свои силы ребенок едва ли способен преодолеть болезнь.

  • Для того чтобы повысить его уверенность в собственных силах, чаще хвалите его, не бойтесь доверять ему ответственные дела (даже не по возрасту), не заостряйте внимания на недостатках, концентрируя его на достоинствах ребенка. Пусть ребенок станет вашим незаменимым помощником. Обязательно поручайте ребенку ухаживать за домашними животными, помогать престарелым членам семьи. 
Все указанные меры должны быть направлены на формирование исключительно важной подсознательной установки: если я могу помочь другим, значит, я могу помочь и себе.

  •  

    Примеры сказок для детей, страдающих энурезом:

     

              Слоненок Сэмми на пожаре (Миллс Дж., Кроули Р. Терапевтические метафоры для детей и «внутреннего ребенка»)

              Короткие терапевтические истории с косвенным воздействием (Ткач Р. Сказкотерапия детских проблем)

              Энурез. История про Энни, часть 1. (Бретт Д. Жила-была девочка, похожая на тебя...)

              Энурез. История про Энни, дополнение к части 1. (Бретт Д. Жила-была девочка, похожая на тебя...)

              Энурез. История про Энни, часть 2. (Бретт Д. Жила-была девочка, похожая на тебя...)

              Энурез. История про Энни, дополнение к части 2. (Бретт Д. Жила-была девочка, похожая на тебя...) 



    Просмотров: 394
    Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




    Другие новости по теме:

  • Если у вашего ребенка энурез?
  • Энурез или что делать, если мой ребенок писает в постель
  • Энурез или когда ребенок «плавает в постели»
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • Энурез у ребенка
  • У моего ребенка энурез
  • Энурез – как еще плачет тело ребенка?
  • Психологическая проблема ребенка как симптом "заболевания" всей семьи.
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Детский энурез. Что выбрать родителям- мокрую постель или решение конфликта взрослых?
  • Меня били и ничего: в каком случае физические наказания ребенка могут привести к тяжелым последствиям.
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • Ребенок для матери или мать для ребенка?
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • Что могут сделать родители, чтобы ребенок учился с интересом
  • Как вырастить ребенка удачником, когда ты сам ребенок СССР?
  • Как решить водить ребенка в кружок или нет, когда ребенок не хочет?
  • Что делать, чтобы ребенка (да и родителей) не переполняли лишние эмоции?
  • Развитие и становление ребенка как личности. Часть 2 - Кто такой ребенок?
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Если мать и ребенок слишком привязаны друг к другу
  • Психологическая реакция родителей на появление в семье особого ребенка
  • Почему ребенок ругается с учителями? Причины плохого поведения ребенка в школе
  • "Волшебная кнопка" у ребенка: как говорить, чтобы слышал?
  • Как лучше понять ребенка? Определяем темперамент и ведущий анализатор у себя и своего ребенка.
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • "Когда же, наконец, у тебя будет ребенок?"
  • Ребенок - "кумир семьи". или Когда взрослеют дети?
  • Когда Внутренний ребенок может помочь. Алгоритм работы с Внутренним ребенком.
  • Психологическая травма у ребенка. Что могут родители



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь