"Оставь надежду всяк сюда входящий" (надпись на воротах ада).
Подростки. Работать с ними интересно. Я всегда с радостью иду на наши встречи и занятия, какими бы сложными они не были. И одновременно с этим чувством эмоционального подъема, когда на встрече звучит семейная история, я испытываю огромное чувство сожаления об упущенном времени и возможностях. Вот жил себе ребенок, все шло абы как, и тут привели его в кабинет психолога со словами: "Вот вам. А давайте-ка порешаем проблемы". И внутри меня, всякий раз, звучит один вопрос: а что мешало прийти раньше? Когда еще было время, а значит, и больше возможностей, и работать легче, развивать и помогать в самовосприятии, установлении контактов. Если провести такой мини-экскурс в развитие человека, то одним из важнейших факторов в развитии и становлении личности является нервная система, которая, собственно, формируется до 14 лет. Да, дальше идут мелкие дополнения и надстройки до 21 года, но основа - до 14. Представьте капитальный дом. Его построили: заложили фундамент, возвели стены, провели коммуникации, вставили окна,... Все. Он готов. Дальше мы можем только стены перекрашивать и ванны-раковины менять, ну может где арочку еще добавить. Но изменить конфигурацию здания - нет. Тоже самое и с нервной системой. Сформировалась она у нас худо ли, бедно ли к 14 годам, выстроилась, практически закрепилась, и все... С 15 лет мы имеем дело со структурами которые не изменить кардинально (это фундамент и стены), а только скорректировать, принять и смириться с теми или иными особенностями ребенка. Собственно, с чем в основном я и работаю: с формированием адекватной реакции и принятия родителями своего ребенка-подростка и с корректировкой личностных структур и паттернов поведения ребенка, с возможностью быть в контакте с собой, людьми и миром. Подростковому возрасту посвящено множество литературы, как одному из основополагающих этапов в нашем развитии. Это время принятия важных жизненных решений. Множество выборов, перед которыми стоит ребенок: моральных, этических, социальных, личных, бытовых. На эти выборы влияют индивидуально-типологические особенности подростка, способы взаимодействия в семье и так называемые, внешние стрессоры. И тут как повезет, ваш ребенок может идти по "светлой и ровной дороге", руководствуясь теми правилами, нормами и принципами, которые вы в него заложили, а может и ошибиться, двигаясь на поводу гормонов, эмоций, личностных особенностей, компании и окружения - и тогда важно подхватить и поддержать подростка в этот не простой период, подставить ему плечо, очертить границы. Это время - "лакмусовая бумажка" отношений в семье и с подростком. Самая популярная фраза родителей: "никогда проблем не было. Все нормально. Слушалась/слушался. И как гром с ради ясного неба. Стал/а неуправляемый, дерзит, учиться не хочет,..." И скрытый запрос: "Сделайте так, чтобы стало как раньше". Нет. Не выйдет. Как раньше не получится. Послушный ребенок - удобный ребенок. На него и внимания особо не обращаешь. Поскольку, не нужно это, не требуется и достаточно вопросов бытового уровня про "что поел, как в школе, уроки сделал, куда пошел". Но послушный ребенок остался в прошлом - давайте будем учиться жить с тем, кто рядом с вами сейчас)))
Почему я вынесла в заголовок надпись над вратами ада? Потому что в подростковой терапии не знаешь какой будет результат. Ты можешь строить планы, готовить пакеты методик, прописывать структуру занятия, но когда в кабинет заходит подросток, который от встречи к встрече меняется, потому что вы видитесь раз в неделю или раз в две недели, а это время его жизни наполнено различными событиями и он приходит к тебе другой. Новый. В ином состоянии. И я работаю с тем, кто ко мне пришел. Т ч надежд не строю, и планов нет никаких... Есть результаты. Моя личная статистика и обратная связь, которая радует, вдохновляет и греет. И если вы замечаете, что ваш ребенок потерял интерес к учебе, часто заболевает (вирусными инфекциями, диатезом, дерматитом, ангинами и т.д.), ничего не хочет (апатия), у него сложности в отношениях со сверстниками и/или одноклассниками, он замкнут, зажат, не идет на контакт, тревожен, есть трудности самовосприятия, адекватного оценивания своих возможностей, лжёт, проявляет немотивированную агрессию, проблемы в питании,... - это повод обратиться к психологу. Не упускайте время. Помогите своему ребенку. Поддержите его.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.