Дорогие родители, сегодня я хочу с вами поговорить об одном самом известном и распространенном «методе воспитания», а вернее о воздействии на ребенка при помощи определенного вида манипуляций, дабы вызвать в ребенке страх, благодаря которому ребенок подчинился бы родительским требованиям.
Один из самых сильных страхов, который может испытывать ребенок – страх остаться без родительской любви, без их внимания и участия в его жизни, страх быть брошенным, потеряться, остаться один на один с миром без родительской заботы, защиты и попечения.
Мы, родители, когда-то тоже были детьми и очень хорошо помним, как боялись того же. А сейчас, став взрослыми, нередко прибегаем к тому, чтобы вызвать в ребенке эти страхи, полагая, что именно таким образом мы быстрее и качественнее, с меньшими временными затратами добьемся того, чтобы детки стали более покладистыми и послушными. Как мы это делаем? Да очень просто. Ну, например, кто не бросался из нас такими вот, вполне на первый взгляд, «безобидными фразами», как: «я не буду с тобой разговаривать пока ты…», «если будешь так себя вести дальше, то я отдам тебя..» или «будешь так себя вести и дальше, тебя заберет…», «я уйду от тебя, оставайся один, раз ты такой!». Но это еще не все, порой мы можем запросто оставить ребенка в темной комнате за закрытыми дверями и даже его запереть там, в качестве «воспитательного воздействия». Я не говорю, что все из нас это делают, но все это мне рассказали дети, которых родители привели ко мне на консультацию.
Примерно таким вот образом родители пытаются порой воспитывать ребенка. Однако, стоит различать воспитание и манипулирование. Так вот, такие наши «воспитательные приемы» или подобные им, всего лишь наше с вами манипулирование чувствами ребенка, дабы добиться от него желаемого послушания несмотря ни на что.
Часто слышу от родителей жалобы на своих детей, мол, они не знают, как еще бороться с ними, чтобы те стали покладистыми, послушными, чтобы не перечили и поперек не говорили. Понимаете, родители, в чем тут проблема, очень часто добиваясь своего, мы напрочь забываем о том, что ребенок – он живой, со своими хотениями, мнениями и своим, совершенно отличным от нашего настроением. А мы склонны забывать об этом в минуты, когда надо «быстрее, мы не успеваем», «я так устала, ты что не понимаешь» и не только. И вот тогда на помощь приходит манипуляция страхом. В такие минуты нас мало интересуют чувства ребенка, его мнение и желания, нам ведь в эти моменты и не до себя, если честно, не то, что до них…
А задумывались ли вы, к чему приводят такие «меры воспитательного воздействия»?
Ребенок, возможно, и будет слушаться, перестанет «шипеть» и перечить, но только на этот момент, потому, что его послушание будет основано не на нормах морали и нравственности, не на понимание того, что сейчас нужно так поступить по некоторым причинам, а на чувстве страха.
Согласна, порой в спешке и вечной своей замотанности и усталости, нам, уважаемые родители, кажется, что угрозы, запугивания, крик, ругань и стыд проще всего и быстрее всего подействует на ребенка, вместо каких-то там разговоров по душам и попыток понять причины поступка ребенка. А думали ли вы о том, каким вырастит ребенок с помощью таких вот «методов воспитательного воздействия»?
Как установили психологи, ребенок, воспитывающийся на чувстве страха и вины, только озлобляется, это провоцирует его занять позицию обороны, провоцирует его на бунт и ответные действия, на что родители, в свою очередь, начинают сильнее «закручивать гайки», вместо того, чтобы разобраться в причинах такого поведения. Бунт нарастает и провоцирует ребенка отвечать насилием на насилие и образуется самый настоящий порочный круг, который возможно разорвать, только начав сотрудничать с ребенком, учась договариваться с ним, учась понимать его и принимать. Так же ребенок, испытывающий страх от угроз родителей, начинает думать о том, что он плохой и недостоин любви; он растет подозрительным и недоверчивым.
В случае если с ребенком отказываются сотрудничать и его загоняют в жесткие рамки, его развитие ограничивается, он учится разным видам манипуляций, насилия, так же страдает его морально-нравственная основа личности, страдают его принципы и ценности.
Ребенок, воспитывающийся на угрозах, крике, наказании, запугиваниях, вырастет в конечном итоге нерешительным, неуверенным, тревожным, безвольным, несамостоятельным. Такой ребенок не способен принимать решения, ему трудно общаться с людьми в духе сотрудничества, так как он попросту не умеет этого делать. Вернее, мы его с вами не научили это делать, мы его воспитали таким благодаря «методу воспитательного воздействия», о котором я говорила выше.
Из следующей статьи вы узнаете, что и как стоит воспитывать в ребенке, дабы вырос он уверенным в себе, смелым и самостоятельным.
Пячките Дарья Викторовна