|
Ахилессова пята одной русской поэтессыАвтор статьи: Крайцеров Борис Владимирович
Ахилессова пята одной русской поэтессы Еще в 1987 году я написал свою первую работу «Небольшой психопрофилактический практикум». То ли тщеславие автора, то ли желание поделиться с людьми своим опытом, - возможно, и то, и другое побудили меня взяться за перо. Мой труд до сих пор не опубликован. И если на сайте Б17 часто появляются мои публикации, то, признаюсь, достаю частично свой багаж из этого чемодана. Я даже написал тогда следующие строки: « От себя прежнего, действительно, не уйти, но себя можно заново пересмотреть, переосмыслить, переоценить и затем по-новому, уже на более высокой ступени развития осознать себя и к лучшему изменить. Я тогда лечил одну поэтессу. Ее имя не раскрываю. Соблюдение врачебной тайны даже после смерти никто не отменял. И я не собираюсь. Ей было тогда 32 года. Мы добились, как мне казалось, очень длительного и положительного результата. Но жизнь оказалась более сложной и зигзагообразной. Прошло очень много лет. И вот, просматривая труды прошлого, мне захотелось узнать, как она поживает в настоящее время. Ее телефон не отвечал. Я дозвонился до ее близкой приятельницы, тоже литератора. И с прискорбием узнал, что она в возрасте 56 лет покончила жизнь самоубийством. Это произошло еще в 2005 году. Причиной были следующие обстоятельства. После распада Советского Союза среднеазиатские республики обрели независимость. В некоторых из них установились жестокие феодальные порядки. Многие свободомыслящие люди, в том числе ее друзья, были сгноены в тюрьмах. Правитель этой страны претендовал еще на роль Поэта. Газпром намеревался издать его труды, преподнести ему, дабы получить привилегии в торговой сделке. Пахло, как говорят, большими деньгами. Трое литераторов, ее знакомых, рьяно взялись за дело. Наша поэтесса воспротивилась этому. Она говорила: «Негоже ни поэтам, ни мудрецам перед царями лебезить, выгоду вымогаючи». После этого начались дневные, и даже ночные звонки. Один из них, которого она в свое время обожала, человек нервный, излишне эмоциональный, кричал, обзывал, ругался». Другие не кричали, но назойливо ее переубеждали. Она, мол, должна понять, что поступает неправильно. Поэтессу это потрясло. Она была в шоке. Подруга рассказывает: « К тому времени она была уже в полном душевном раздрае. Я видела ее бледную, с трясущими руками. Это было ужасно. Она ведь поэт, человек впечатлительный, невероятно ранимый. И ей казалось, что уже весь мир против нее». И далее: «Она переживала, не могла переключиться на другие мысли. Она говорила и думала только об этом. Как-то спросила: «Если я умру, им станет стыдно?». Подруга ответила: « Если ты умрешь, тебя назовут дурой, скажут, что причина твоего ухода, - личная жизнь, климакс и т.д. Стыдно им не станет, а твоим друзьям будет плохо». И с горечью заключила: «Но, как я потом поняла, мысль у нее уже зрела. Весь мир сузился до этих трех мерзавцев во главе с феодалом- поэтом». А теперь вернемся назад в ее 32-летний возраст. Она ко мне обратилась, как к психотерапевту. Я знал, что она дочь известного писателя. Вот, что она поведала о себе. С детства вращалась в писательской среде. Общалась с Раневской. За худощавую фигуру та в шутку называла ее мадемуазель Модильяни. Его модели были выдержаны в этом стиле. Легко ранимая, ревнивая, мнительная, несколько подозрительная. Эти черты она считает исходными в своем характере. Всегда была недовольна своей внешностью, хотя умом, рассудком, понимала, что оснований для этого нет. Вполне общительная, контактная, в обществе людей почему-то чувствовала себя чужой, «отверженной», не такой, как все. Ощущала себя всегда «в стороне», в какой-то изоляции, одинокой, что ли. Другие люди представлялись ей какими-то сплоченными, дружными. Если она начинала с кем-то дружить, то попадала в зависимое положение, вынуждена была принимать его ритм, его режим, его привычки. Не склонная курить, употреблять алкоголь, она всё же терпела, когда ее буквально окуривали едким дымом. Приходилось и выпивать, хотя после этого чувствовала себя скверно. В настоящее время встречается с женатым человеком. Тяготится этими взаимоотношениями, но не в состоянии ни духовно, ни физически оборвать эту связь. Возникли болезненные расстройства. Появляются сердцебиения, ощущение затрудненного дыхания, ее знобит, она испытывает беспокойство и страх. Вызывает скорую помощь. Работает как-то по инерции, по привычке, без всякого присущего ей в прошлом вдохновения. Трудится без радости, без удовлетворения. В последнее время жизнь стала для нее «мучительно трудна». Очень ранима, часто плачет, кажется себе очень одинокой. Отец давно умер, мать жива, - но теперь все эти переживания более выражены, чем прежде. Плохо спит, сон «мучительный», с кошмарами. Утром встает в тревоге. Недавно соседка обмолвилась, что, мол, женщину красят дети, что «ущербны бездетные женщины». Еще больше ухудшилось настроение, обострились присущие ей мнительность, подозрительность, ранимость. И еще! Обратите внимание! Почувствовала отвращение к себе, к своей внешности, своему телу, своим естественным отправлениям. Не может смотреть на себя в зеркале. «Видит» себя безобразной. Эти мучительные представления о своей внешности,- ее слабое место. Ими она страдает еще с 20-летнего возраста. Теперь появилась еще «мучительная» неуверенность в себе, как в женщине. Последнее время живет в страданиях, в мучениях, так как присущие ей в прошлом «комплексы» удесятерились. Не видит смысла в существовании, в жизненных успехах, в дружеских контактах. Ощущает себя «изгоем», «уродом», «калекой». Мыслей, чтобы «уйти из жизни», нет. В глубине души надеется найти выход, ищет средства к исцелению. В беседе остается естественной, адекватно оценивает свое состояние, как болезненное. Опасается, нет ли у нее серьезного психического заболевания. Я тогда еще не знал такого термина, как разотождествление, по Роберто Ассаджиоли». Но по наитию нашел верный способ психотерапевтического воздействия. Привожу содержание этих установок. Она должна была осмыслить их, вдумчиво повторять, привести в действие. И этим вытеснить и нейтрализовать болезненные переживания: «Я осознаю! До меня дошло! Теперь будто «пелена» спала с моих глаз. Я прозрела духовно. Я поняла, что у меня состояние душевного дискомфорта и неуюта. У меня депрессивное состояние. Настала пора пересмотреть многие свои неправильные взгляды и представления, разобраться, почему у меня появился этот душевный «тупик». Как сбрасывают обветшавшую, поношенную одежду, так надо сбросить с себя однобокие, ничем не обоснованные представления о себе, о своей внешности. Моя внешность не хуже, чем у других, и дело совсем не в ней. Я слишком ранима, слишком уязвима, незащищена. Слишком сильной была моя зависимость от случайно услышанных слов, от мнения людей, подчас для меня мало знакомых. Их разговоры попадали на «благоприятную» почву, - на мою мнительность, на мою подозрительность. Осознать что-либо, понять свои негативные характерологические особенности – это не значит, что с ними надо примириться. Надо их искоренить. Некоторые мои личностные особенности заводили меня в тупик, в противоречивые взаимоотношения. Я попадала в зависимое положение от других людей потому, что полагала, что они более сильные, более цельные, чем я. Теперь я понимаю, что другие люди тоже противоречивы. Я больше не ставлю себя в зависимость от другого человека, от других людей.. Поскольку меня с ними ничего не связывает, то я разрываю ненужные, постылые узы. У меня нет больше зависимости от того, женатого. Я свободна душой и телом. Я сама устрою свою жизнь, сама буду в разумных пределах распоряжаться собой. Пусть я буду одна, но буду находиться в состоянии душевного равновесия и уюта. Моя работа вновь становится для меня привлекательной. Снова наступила моя весна. Пришло вдохновение, я снова пою, пишу стихи. Я вновь и вновь осознаю, что раньше вся эта «суета сует» других людей, их душевная дисгармония, их привычки тяжело отражались на моем душевном состоянии, и так неустойчивом. Теперь я более устойчива, - душевно и телесно. Моя ближайшая задача на пути к исцелению, к моему преображению: не делать из «мухи слона», не искать у себя несуществующих недостатков в своей внешности, не застревать на мнимых «комплексах». Добилась и продолжаю добиваться душевного равновесия, несмотря ни на что! Не ожидая, пока в жизни всё будет благополучно (а полного благополучия ни у кого нет!), не ожидая, пока в моем организме всё отрегулируется, я возвращаю себе хорошее настроение, восстанавливаю свое душевное равновесие. Я справляюсь с преувеличенным, явно гипертрофированным ощущением одиночества. Я могу теперь спокойно оставаться дома, заниматься своими делами. Мне не скучно и не тоскливо. Перестаю быть излишне ранимым человеком, перестала зависеть от мнения других людей. Перестаю оглядываться на то, что сказала или скажет «Марья Алексеевна», подобно тому, как это делали персонажи из «Горя от ума». Я стала, еще раз повторяю, свободной! Преодолеваю в себе тревогу, беспокойство, мнительность, «томление» духа и плоти. В обществе людей не чувствую себя ни в «центре повышенного внимания», ни «отверженной», «посторонней», «чужой». Если мне нужно общаться с людьми, то объединяюсь с ними по принципу взаимного совпадения чувств или интересов. При этом полностью сохраняю свою самостоятельность и независимость. Отдаю себе отчет: самое прочное в отношениях с людьми – это совпадение интересов, устремлений и целей. И взаимное уважение! Итак, я больше не ставлю себя в зависимость от личности другого человека, от колебаний его настроения, от его отношения ко мне. До меня глубоко дошло: осознаю всё это, становлюсь всё больше независимой, свободной от других людей и от своих надуманных «комплексов». Я теперь знаю, что надо делать. Знаю, что колебания в настроении и в самочувствии могут еще повторяться. Такова жизнь! Хорошим настроением надолго запастись нельзя, но при любых колебаниях в своем состоянии всё же не дам выбить себя из жизненной коллеи. Повторяю! Ни внутренние колебания, ни внешние обстоятельства, ни суетливые люди – ничто и никто не сбросит меня с коня, никто не лишит твердой, устойчивой почвы под ногами. Теперь на душе у меня звучит такая мелодия: « Я живу, я дышу, я радуюсь. Да я еще и мыслю!». Заканчился этап моей инфантильности, моей «незрелости» чувств, понятий, суждений. Я перехожу в возраст эмоциональной и интеллектуальной зрелости». Вот основное содержание этого психотерапевтического самовоздействия. Как видите, я не просто вел с ней душеспасительные беседы. Весь текст был напечатан на бумаге. Каждый пункт анализировался, доводился до глубины души. Она должна была многократно читать, осознавать, действовать. Перестраиваться конкретно. Наметить адекватную линию своего поведения. Я твердо знал, что любой депрессии – эндогенной или реактивной - присуща следующая триада: 1) подавленное настроение; 2) ограничение физической активности; и, 3) умственная скованность, сужение мыслительного горизонта. Для этого и понадобилась четко изложенная на бумаге программа действий. Нам, мне и поэтессе, удалось в очень короткий срок добиться положительного результата. Лечение проводилось в частном порядке. И снабдив ее инструкцией по технике безопасности, отпустил ее в свободное плавание. Краткое послесловие Через год я с ней созвонился. Вот что она рассказала: «Внешне у меня ничего не изменилось в жизни, я не замужем, но у меня есть друзья, я легко общаюсь на равных с ними, работаю с подъемом, мне интересно жить. Даже не верится, что раньше могла быть такой уязвимой и мнительной". А еще много лет спустя мы случайно встретились в Центральном доме литераторов. Она меня не узнала. Я напомнил. Она вспомнила. Это была уже солидная дама. Пошутила: "Я теперь мадам Рубенс". Сказала, что по-прежнему не замужем, но что у нее все в порядке. Подарила мне с дарственной надписью книгу своих стихов. Казалось бы, хэппи энд. Но жизнь оказывается куда более сложной штукой. Теперь отдадим себе отчет в отношении сведений – субъективных, полученных от самого индивида, и так называемых объективных данных, сообщенных окружением. Не будем обольщаться. Они столь же субъективны. И мы должны относиться ко всему услышанному с большой осторожностью, отсеивая все наслоения. В данном случае несомненным остается факт, что человек остается уязвимым и подчас одиноким на всю оставшуюся жизнь. Сказывается ахилессова пята. Но так ли это так уж безнадежно? Нет! Еще раз нет! Просто нужна постоянная работа над собой. Хорошо, когда рядом находится человек со зрелой устойчивой психикой. Или если поддерживается постоянный контакт с опытным психотерапевтом. За рубежом даже психологи и психотерапевты имеют своих консультантов в лице своих же коллег. И совершенно естественным является то, что при случайной встрече со знакомыми звучит следующая фраза: «А сегодня я был у своего психолога (психотерапевта)". Люди одиноки. Недавно я узнал из моих контактов с психологами, что существует недавно приобретенное изощренными умами явление (феномен) под названием «тульпа». Если вы помните, я опубликовал статью о раздвоении личности и о множественных личностях, порой живущих в одном и том же теле. И мне сообщили, что существует и такой феномен, как тульпа. Человек совершенно сознательно и целенаправленно вырабатывает у себя зрительно, телесно и эмоционально образ друга, собеседника, советника и даже сексуального партнера. Достигается это многократным повторением игры своего разума при введении себя в состояние измененного сознания. Субъект отщепляется от индивидуального сознания. Становится, чуть ли, не объектом общения, собеседником и даже, повторяю, партнером в половых сношениях. Читатель может узнать об этом явлении более подробно в интернете. Сделайте запрос, что такое тульпа. Приглашаю Вас на мой сайт, который вызывается через Гугл : Doctor- Kraitserov.UMI.RU Там лежат общечеловеческие ценности. Может быть, накопаете для себя что-либо полезное. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|