Попытайтесь его услышать.

ПОПЫТАЙТЕСЬ ЕГО УСЛЫШАТЬ

Попытайтесь его услышать

В день, когда ребенок (особенно, если он старший или единственный) впервые идет в школу, у семьи начинается новый этап. И очень частый его спутник – выраженная тревога: и у родителей, и у ребенка. А на мрачном тревожном фоне характер катастрофы начинают приобретать даже мелочи: например, замечание учителя или плохая отметка. При этом важные вещи могут остаться без внимания. Сегодня мы беседуем с семейным психологом, арт-терапевтом Натальей Михайловной МАЛЫШЕВОЙ о периоде адаптации к школе, сопутствующих ей трудностях и способах их преодоления.

 – Наталья Михайловна, вкратце, что такое арт-терапия, и как она может помочь решить проблемы, связанные со школьной адаптацией?

Арт-терапия – направление в психологии, задача которого помочь развитию и исцелению через творческую деятельность. И речь не только о детях, но и о взрослых. Особенность арт-терапии в том, что она позволяет раскрыться в безопасности. Не очень-то это просто – сформулировать даже для себя свои внутренние проблемы и конфликты, а еще тяжелее проговорить их в беседе даже с очень хорошим психотерапевтом. С помощью методов арт-терапии человек позволяет себе раскрыться, начинает понимать, что с ним происходит, осознавать, куда ему нужно двигаться.

Если мы говорим об адаптации ребенка к школе, то тревожность, сопровождающая этот процесс, формируется в первую очередь у родителей. Я всегда говорю: у тревожной мамы – тревожный малыш. И помогать в такой ситуации нужно и родителю, и ребенку. К примеру, есть в арт-терапии приём создания истории, когда ребенок вместе с родителями придумывает сюжет, где главный герой очень похож на него самого. И через этого персонажа ребенок может проговорить те страхи и переживания, что ему не по силам озвучить в обычном разговоре с родителями.

– Ну, если речь о детках шести-семи лет, какие истории они могут сочинить, если далеко не все из них владеют достаточно развитым речевым запасом? Кроме того, родителям еще нужно потрудиться над интерпретацией образов и персонажей, что тоже непросто. Какие-то рекомендации можно дать в помощь?

Создание истории – задание не только для ребенка, но и для родителей. Они придумывают ее вместе, поэтому в данном случае важна помощь взрослого и опора на его лексикон. А что касается, сложностей интерпретации… Видите ли, это не тестовое задание, где есть четкие ответы. И даже не всегда при осмысливании этой истории можно ориентироваться на общие шаблоны, например, цветовые. Бывает, в историях или детских рисунках идет преобладание черного цвета, но это далеко не всегда говорит о подавленности или депрессии. Может, у ребенка любимый герой – Бэтмен или ему нравится черно-белая манера комиксов. Это очень тонкая игра, и ориентироваться в ней надо на собственное чутье.

Был у меня в практике случай, когда мальчик, учась в первом классе, каждый день уходил из школы. Мама его приводила, урок заканчивался, он выходил из класса и шел домой. И так каждый день. Естественно, все были в панике: и родители, и педагог, и администрация школы.

Они пришли ко мне с мамой, и мы, втроем, вместе начали придумывать сказку о Колобке, который укатывался не от бабушки с дедушкой, а из школы. И всё узнали – зачем и почему. В том, что делает ребенок – всегда есть смысл. И бывает, чтобы понять его, можно не прибегать к различным ухищрениям – достаточно спросить и услышать.

Есть, например, игра «Разведчики». Она помогает сориентироваться в разных ситуациях очень застенчивым и стеснительным детям. Далеко не каждый первоклашка может свободно и спокойно попроситься в туалет на уроке. Это нам кажется, что тут ничего сложного. Поднять руку и произнести: «Можно выйти?», всего и делов. Но для ребенка это может стать серьезной проблемой. И вот мы с ребенком в игре «Разведчики» воображаем себя этакими секретными агентами, чертим план: тут у нас класс, здесь – туалет, там –

столовая, рисуем маршрут, проговаривая те фразы, которые должны помочь ребенку.

Или игра в создание страны. Многие дети осваивают ее самостоятельно, интуитивно, рисуя материки, которых нет, и страны, существующие только в их воображении. Когда это происходит на занятии по арт-терапии, мы проговариваем, что есть в этой воображаемой стране: какие горы, какие реки и кто там живет. Причем всё это рассматривается не как часть географии, а как переживания. И сразу становится понятно, чем ребенок дышит, как ему живется, чего он боится или избегает.

– Не все родители понимают, насколько труден для ребенка период адаптации к школе, и не все достаточно внимательно относятся к состоянию ребенка в это время. Многие обращают внимание на замечания и оценки, хотя не везде они сейчас в начальной школе есть, но каким-то образом успехи оцениваются всё равно. Понятно, что неудач избежать невозможно. Но как всё-таки родителям на них реагировать и как общаться с ребенком на эту тему?

 

Надо уметь услышать ребенка. В нашей повседневной жизни он что-то говорит обычно, но его речь проходит фоном, мы его не слышим. У нас менталитет такой: мы «заточены» на оценки, на хорошую успеваемость, а ведь куда важнее, чтобы ребенок был принят своим классом, чтобы он был не одинок в школе. Но как мы об этом узнаем? Только через беседу.

И ребенок должен чувствовать, что мы любим его не за оценки, а потому что это наш сын, что бы ни случилось. Когда мы провожаем его в школу, часто говорим: «Веди себя хорошо, не балуйся», и произносим это таким строгим тоном, будто бы от этого «не балуйся» зависит наше отношение к нему. Не это нужно транслировать, а приятие и любовь.

Я считаю, что в системе взаимоотношений школы и семьи родители всегда, в любом случае должны стоять рядом со своим сыном или дочерью на позиции: «мы вместе, мы семья» и решать проблемы, исходя из нее. Другое дело, что для молодой семьи, отправляющей в школу первого ребенка, – это очень серьезное испытание, своего рода рубеж. Потому что они отдают своё дитя в мир, а мир будет судить, хороши родители или нет, по успехам и поведению их ребенка. Для таких неуверенных в себе молодых мам и пап очень важно, насколько хорошо ребенок учится, а каждая низкая оценка или негативное замечание прямо бьют по их репутации. Им так кажется.

Ко мне очень часто приходят родители со скрытым запросом: «Скажите нам, что мы хорошие!». Важно уметь говорить это себе самим и понимать, что от оценки окружающих в их жизни практически ничего не изменится. Куда важнее, насколько их ребенок комфортно себя ощущает, как его принимают в классе, есть ли у него друзья-приятели.

– А если ребенка в классе не принимают?

Надо выяснить, почему это происходит. Возможно, недостаточно мотивации к учебе. Для родителей обычно важнее интеллектуальная готовность к школе, чем психологическая. А в нее и закладывается то, насколько ребенок хочет идти в школу. Во многом, кстати говоря, мотивация ребенка формируется в семье. Если два-три поколения насмерть запуганы предстоящей учебой и нервно занимаются сборами в школу, если они напряжены и беспокоятся, насколько хорошо ребенок будет «представлять» там их семейство, мотивация у ребенка не сформируется.

Чтобы сгладить общий тревожный фон, можно устроить вечер воспоминаний с бабушками и дедушками, поговорить об их школьных годах, вспомнить смешные и хорошие события. Рассказать о дружбе, возникшей у членов семьи в период обучения в школе, истории есть практически в каждой семье. Сказать ребенку: «А ты знаешь, что дядя Петя и дядя Ваня, с которыми папа дружит и ходит на рыбалку, познакомились в первом классе?» Можно сделать на компьютере фотоколлаж: вот семилетняя мама идет в первый класс, а вот в первый класс идет ее сын.

– А если ребенок попадает в сильный класс, где учитель гонит вперед и вперед, требования высокие, нагрузка большая, а ребенок чувствует себя слабым? Как помочь ему в такой ситуации, если не рассматривать вариант перехода в другую школу?

Задача родителей в такой ситуации – поддержать самооценку ребенка. Где-то же ребенок успешен, в чем-то талантлив, в любом случае. Может, он рисует хорошо. Или поёт. Или спортом занимается. Вообще, важно и во внеурочное время организовать ему среду, где он сможет проявить себя, но важно и продемонстрировать свои таланты в классе. А для этого надо найти контакт с педагогом. Прийти, по-честному сказать: у нас вот тут и тут проблемы, помогите. Дайте ребенку возможность показать себя на каком-нибудь школьном мероприятии. Даже если он изредка будет оказываться в центре внимания класса, получать порцию восхищения, это уже будет очень неплохо.

Главное – не учеба. Особенно важно это понимать в подростковом возрасте. Если ты плохо учишься, это не значит, что ты плохой человек. Неравноценные понятия, понимаете? А родители долбят с первого класса: ты должен учиться хорошо. Но неужели мы все учились хорошо? Внимательнее относитесь к тому, что вы говорите своим детям. Потом наши сентенции будут звучать в головах взрослых детей. Кто формирует их внутренние голоса? Мы, родители.

– В первом классе многие мамы и папы огромное количество времени тратят на выполнение домашних заданий. Буквально до ночи сидят с ребенком, при этом мало задумываясь, в каком состоянии он завтра пойдет в школу и как он себя чувствует. Главное, чтобы все было выучено, написано и посчитано. Понятно, что это нехорошо для ребенка, да и родителям вряд ли так уж нравится, но что в такой ситуации делать?

А почему он сам не делает уроки? Так уж много задают или он ленится и растягивает выполнение домашних заданий? Тут такие варианты: либо он сам по себе медлительный, а мы его гоним, и в заданном темпе он работать не может. Либо он чего-то не понимает, либо ему что-то не нравится. Ну, или конфликт с учителем.

Многие родители берут отпуск, когда ребенок идет в первый класс, как раз для того, чтобы научить его учиться. И в самом начале надо спросить ребенка: как ты хочешь делать уроки? Сам или со мной? Хочешь, чтобы я с тобой рядом посидела? И в любом случае, если вы вместе делаете уроки, по два часа биться над математикой, например, не нужно. У ребенка же мозг закипит! Позанимались 20 – 25 минут, сделайте переменку.

– А вот как учителя расположить к сотрудничеству?

С ним тоже надо разговаривать. Часто всё губят недомолвки: я что-то думаю про нее, она что-то думает про меня. Нужно встречаться, педагоги очень часто идут на помощь, и я как психолог, тоже, бывает, созваниваюсь с учителями детей, с которыми работаю, и предлагаю побеседовать, и нахожу какие-то точки соприкосновения Любопытно, что педагоги обычно в беседе со мной начинают оправдываться: нет-нет, он хороший мальчик или хорошая девочка.

Раньше учитель был второй мамой. Сейчас все поняли, что мама должна быть одна. И теперь учитель на уроке должен детей не столько научать, сколько удивлять. Если в начале урока учитель не захватит внимание класса, оно рассыпается, как бусинки. И, конечно, нынешнему педагогу надо быть во всеоружии, надо быть в тренде: знать всех мультяшных героев, игры, в которые дети играют. Это сложно. Но в первом классе детям еще очень хочется играть. И если в детском саду всё строилось на игровой деятельности, то теперь они «взрослые». Но пусть игра останется хотя бы дома. Речь идет о творческой игровой деятельности, которая может помочь детям. Например, рисование, лепка или составление коллажей. Еще, к примеру, можно драться с родителями сложенными газетами – это не больно, но позволяет отработать агрессию, «выпустить пар». Важный момент: у ребенка обязательно должно быть свободное время, от 2 до 4 часов в день. Но 4 часа – это уже роскошь, редко встречается.

 

– Сейчас дети почти всё свободное время заняты гаджетами и компьютерами. Как вы считаете, какое влияние это оказывает на развитие детей? И как их ограничивать, или, может быть, не надо ограничивать: игр – море, многие проходят по категории развивающие…

Да, развивающих программ – море, и они очень интересные. Но у ребенка, который много времени проводит у компьютера или со смартфоном, мышление изменяется по клиповому типу: одна картинка сменяет другую, а подумать он не успевает. И потом, а когда ребенок остается наедине с собой? Когда у него появляются свои собственные мысли и рассуждения?

Опасны игры от первого лица, в стиле «action», где ребенок вживляется в персонажа, а это игры в основном агрессивные, и могут плохо сказаться на состоянии и развитии ребенка. Безусловно, агрессия формируется у любого человека, даже маленького, и с ней надо что-то делать. Но лучше пусть он побегает, попрыгает, покричит или попоет после школы. Понаблюдайте. Если ребенок выбегает с уроков на взводе и совершенно не устал, ему надо позаниматься физической деятельностью. А если он идет еле-еле, вздыхает и роняет портфель, ему надо полежать в тишине, может, поспать часок. Надо чувствовать своего ребенка.

– Чтобы чувствовать ребенка, надо сначала себя как-то научить чувствовать. Осознавать своё состояние и свои потребности. А с этим у большинства родителей тоже проблемы.

Да, верно. Особенно проблемно создание эмоционального принятия. Те родители, которые сейчас ведут детей в школу – это «дети перестройки». Им не досталось тепла и заботы родителей, они выросли бойцами «всё сами, всё сами».

– А каких детей воспитывают эти «бойцы»?

Они хотели бы вырастить таких людей, какими являются сами. При этом они зачастую обесценивают поколение своих родителей. Но кто их воспитывал на самом деле? Большей частью дедушки и бабушки, а это совсем другое поколение, родившееся в сороковые-пятидесятые. Оно тоже замученное тяжелой жизнью, но более душевное. И вот сейчас активные родители зачастую имеют очень душевных детей, совсем не бойцовского духа.

– Но в отличие от поколения родителей семидесятых, нынешние мамы и папы – очень детоцентричны. Но, желая своим детям счастья, концентрируясь на обеспечении их потребностей, угадывании их желаний, может, эти родители что-то делают не так? Хотелось бы понять – что.

Ребенку очень тяжело быть драгоценностью. Как мы относимся к драгоценности? Мы ее холим и лелеем, и любуемся ею. И, возможно, порой предъявляем некоторые завышенные требования…

– От драгоценности требуется статичность. Она не двигается, не изменяется и не растет. Дети – наоборот. Поэтому «драгоценность» ежедневно разбивается вдребезги и заново в сознании родителя создается. А потом наступает момент, когда родитель уже не может ее «склеить», создать ее в своем сознании заново. Потому что ребенок меняется и совершенно не считается со статичными представлениями о прекрасном. А разрыв между реальным и идеальным становится настолько огромным, что не выдерживают отношения родителя и ребенка, и образуется конфликт, выйти из которого без потерь – невозможно. Но где остановиться, пока он не набрал критическую массу?

Я скажу со стороны ребенка: если мама в чем-то убеждена (пусть и бессознательно), ребенок согласится. А остановиться надо там, где получится. Где произойдет осознание того, что происходит.

Еще у ребенка вследствие такого трепетного отношения родителей, как правило, отсутствуют домашние обязанности. Для чего они нужны? В первую очередь для воспитания волевых качеств. А они закладываются в семье. И если есть обязанности по дому, например, уборка в своей комнате или мытье посуды, за выполнением которых следует похвала за его вклад и труд – ребенок формирует позицию «я должен» и «я могу». Здоровая позиция, и она поможет ему не только в учебе, но и в жизни.

Бывает так, что ребенок впитывает обожание и считает его нормой. Когда он просто по факту у родителей молодец. А потом он выходит в школу, в социум, где его далеко не все готовы обожать, у него возникает фрустрация. Он не может с ней справиться и даже не всегда может ее озвучить. Но на этой почве возникает много всего нехорошего, в том числе психосоматические заболевания.

Нынешний ребенок – душевный, кажется, он родился – и у него сразу осмысленные глаза. Сейчас они очень быстро всему учатся, и в плане поглощения информации идут семимильными шагами.

– Но они же не читают. Это поколение, которое не любит читать! Мы любили книги, у нас других вариантов не было. А у этих детей – огромное информационное поле, у них больше возможностей. При этом они не читают, не умеют переводить текст в образы.

Да, это дети с развитым клиповым мышлением. Для них главное – картинка. И при этом очень страдает воображение. Задача родителей – ограничить информационное поле в пользу творческих занятий. Например, хорошо стимулирует развитие фантазии рисование абстракций. Как их рисовать? А как угодно. Любые каракули ребенок изобразил, а теперь пусть попробует придумать к ним образы. Это очень диагностично, и для родителей тоже. У нас, в арт-терапевтической студии, мы занимаемся не только рисованием, но и лепкой. Глина, например, самый благодарный материал для отработки агрессии: ее можно бросить, по ней можно ударить, и из нее можно сделать что-то новое.

–  Когда к вам чаще всего обращаются за помощью в преодолении сложностей адаптации к школе?

Обычно по итогам первой четверти, когда уже определился ряд проблем. Реже – в самом начале учебного года, если сразу выявляется какое-то явное нарушение. Как в истории с «Колобком», например. И первое, с чего я начинаю, проигрывание различных проблемных ситуаций. И в ходе игры они уже не кажутся настолько драматичными… Но самое главное, что можно сказать любому родителю вне зависимости от того, как он относится к психотерапии в целом и арт-терапии в частности: примите во внимание то, что говорит ваш ребенок. Попытайтесь его услышать…

Беседовала Евгения Истомина

Седьмой день

Контактная информация семейного психолога, арт-терапевта Натальи МАЛЫШЕВОЙ^

г. Новокузнецк, ул. Пирогова, 9, оф. 208. Тел.: 8-903-046-3004; 8-913-321-9525.

http://www.psyoffice.ru/nmalysheva13/

 



Источник: Седьмой день

 



Просмотров: 317
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Если ваш ребенок в этом году идет в школу
  • Если у ребенка в школе конфликт. Практические советы психолога, если школу пришлось сменить.
  • « Ваш ребенок идет в первый класс. Чем может помочь психолог».
  • Для родителей: 1.Достоинство ребенка и отношения в школе 2.Если с ним никто не дружит.
  • Если ребенок не может постоять за себя.
  • Если ребенок не может себя заставить
  • Когда ребенок очень подвижный
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Если ребенок стал объектом травли в школе: что нужно и чего нельзя делать взрослым
  • Что делать, если ребенок не хочет учиться или учебная мотивация в начальной школе
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Почему ребенок ругается с учителями? Причины плохого поведения ребенка в школе
  • Как решить водить ребенка в кружок или нет, когда ребенок не хочет?
  • Насилие в школе. Ребенок-жертва и ребенок-агрессор. Роль учителей и родителей.
  • Как вырастить ребенка удачником, когда ты сам ребенок СССР?
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • 10 дельных советов для построения счастливых отношений с мужьями, даже если сейчас все очень «сложно».
  • Что делать, если ребенок пытается ударить, укусить,схватить родителей
  • Когда ребенок не может постоять за себя
  • Если ребенок не хочет идти в школу...
  • Когда Внутренний ребенок может помочь. Алгоритм работы с Внутренним ребенком.
  • Что делать, если маленький ребенок пытается ударить, схватить, укусить родителей
  • Почему ваш мужчина может продолжать мастурбировать и смотреть порно, даже если у него уже есть Вы
  • Что делать, если ребенок не воспринимает родителей как авторитет?
  • Когда учеба в радость, или что можно сделать уже сегодня, чтобы завтра дети сами захотели пойти в школу
  • Чего не надо делать, когда Вы злитесь на ребенка?
  • Надо ли заставлять ребенка ходить на занятия (кружки), если он не хочет?
  • Если очень хочется, то можно ;-)
  • «Я очень люблю своего ребенка, но иногда мне кажется, я бы его просто убила!».



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь