|
Попытайтесь его услышать.Автор статьи: Малышева Наталья Михайловна
ПОПЫТАЙТЕСЬ ЕГО УСЛЫШАТЬ В день, когда ребенок (особенно, если он старший или единственный) впервые идет в школу, у семьи начинается новый этап. И очень частый его спутник – выраженная тревога: и у родителей, и у ребенка. А на мрачном тревожном фоне характер катастрофы начинают приобретать даже мелочи: например, замечание учителя или плохая отметка. При этом важные вещи могут остаться без внимания. Сегодня мы беседуем с семейным психологом, арт-терапевтом Натальей Михайловной МАЛЫШЕВОЙ о периоде адаптации к школе, сопутствующих ей трудностях и способах их преодоления. – Наталья Михайловна, вкратце, что такое арт-терапия, и как она может помочь решить проблемы, связанные со школьной адаптацией? – Арт-терапия – направление в психологии, задача которого помочь развитию и исцелению через творческую деятельность. И речь не только о детях, но и о взрослых. Особенность арт-терапии в том, что она позволяет раскрыться в безопасности. Не очень-то это просто – сформулировать даже для себя свои внутренние проблемы и конфликты, а еще тяжелее проговорить их в беседе даже с очень хорошим психотерапевтом. С помощью методов арт-терапии человек позволяет себе раскрыться, начинает понимать, что с ним происходит, осознавать, куда ему нужно двигаться. Если мы говорим об адаптации ребенка к школе, то тревожность, сопровождающая этот процесс, формируется в первую очередь у родителей. Я всегда говорю: у тревожной мамы – тревожный малыш. И помогать в такой ситуации нужно и родителю, и ребенку. К примеру, есть в арт-терапии приём создания истории, когда ребенок вместе с родителями придумывает сюжет, где главный герой очень похож на него самого. И через этого персонажа ребенок может проговорить те страхи и переживания, что ему не по силам озвучить в обычном разговоре с родителями. – Ну, если речь о детках шести-семи лет, какие истории они могут сочинить, если далеко не все из них владеют достаточно развитым речевым запасом? Кроме того, родителям еще нужно потрудиться над интерпретацией образов и персонажей, что тоже непросто. Какие-то рекомендации можно дать в помощь? – Создание истории – задание не только для ребенка, но и для родителей. Они придумывают ее вместе, поэтому в данном случае важна помощь взрослого и опора на его лексикон. А что касается, сложностей интерпретации… Видите ли, это не тестовое задание, где есть четкие ответы. И даже не всегда при осмысливании этой истории можно ориентироваться на общие шаблоны, например, цветовые. Бывает, в историях или детских рисунках идет преобладание черного цвета, но это далеко не всегда говорит о подавленности или депрессии. Может, у ребенка любимый герой – Бэтмен или ему нравится черно-белая манера комиксов. Это очень тонкая игра, и ориентироваться в ней надо на собственное чутье. Был у меня в практике случай, когда мальчик, учась в первом классе, каждый день уходил из школы. Мама его приводила, урок заканчивался, он выходил из класса и шел домой. И так каждый день. Естественно, все были в панике: и родители, и педагог, и администрация школы. Они пришли ко мне с мамой, и мы, втроем, вместе начали придумывать сказку о Колобке, который укатывался не от бабушки с дедушкой, а из школы. И всё узнали – зачем и почему. В том, что делает ребенок – всегда есть смысл. И бывает, чтобы понять его, можно не прибегать к различным ухищрениям – достаточно спросить и услышать. Есть, например, игра «Разведчики». Она помогает сориентироваться в разных ситуациях очень застенчивым и стеснительным детям. Далеко не каждый первоклашка может свободно и спокойно попроситься в туалет на уроке. Это нам кажется, что тут ничего сложного. Поднять руку и произнести: «Можно выйти?», всего и делов. Но для ребенка это может стать серьезной проблемой. И вот мы с ребенком в игре «Разведчики» воображаем себя этакими секретными агентами, чертим план: тут у нас класс, здесь – туалет, там – столовая, рисуем маршрут, проговаривая те фразы, которые должны помочь ребенку. Или игра в создание страны. Многие дети осваивают ее самостоятельно, интуитивно, рисуя материки, которых нет, и страны, существующие только в их воображении. Когда это происходит на занятии по арт-терапии, мы проговариваем, что есть в этой воображаемой стране: какие горы, какие реки и кто там живет. Причем всё это рассматривается не как часть географии, а как переживания. И сразу становится понятно, чем ребенок дышит, как ему живется, чего он боится или избегает. – Не все родители понимают, насколько труден для ребенка период адаптации к школе, и не все достаточно внимательно относятся к состоянию ребенка в это время. Многие обращают внимание на замечания и оценки, хотя не везде они сейчас в начальной школе есть, но каким-то образом успехи оцениваются всё равно. Понятно, что неудач избежать невозможно. Но как всё-таки родителям на них реагировать и как общаться с ребенком на эту тему?
– Надо уметь услышать ребенка. В нашей повседневной жизни он что-то говорит обычно, но его речь проходит фоном, мы его не слышим. У нас менталитет такой: мы «заточены» на оценки, на хорошую успеваемость, а ведь куда важнее, чтобы ребенок был принят своим классом, чтобы он был не одинок в школе. Но как мы об этом узнаем? Только через беседу. И ребенок должен чувствовать, что мы любим его не за оценки, а потому что это наш сын, что бы ни случилось. Когда мы провожаем его в школу, часто говорим: «Веди себя хорошо, не балуйся», и произносим это таким строгим тоном, будто бы от этого «не балуйся» зависит наше отношение к нему. Не это нужно транслировать, а приятие и любовь. Я считаю, что в системе взаимоотношений школы и семьи родители всегда, в любом случае должны стоять рядом со своим сыном или дочерью на позиции: «мы вместе, мы семья» и решать проблемы, исходя из нее. Другое дело, что для молодой семьи, отправляющей в школу первого ребенка, – это очень серьезное испытание, своего рода рубеж. Потому что они отдают своё дитя в мир, а мир будет судить, хороши родители или нет, по успехам и поведению их ребенка. Для таких неуверенных в себе молодых мам и пап очень важно, насколько хорошо ребенок учится, а каждая низкая оценка или негативное замечание прямо бьют по их репутации. Им так кажется. Ко мне очень часто приходят родители со скрытым запросом: «Скажите нам, что мы хорошие!». Важно уметь говорить это себе самим и понимать, что от оценки окружающих в их жизни практически ничего не изменится. Куда важнее, насколько их ребенок комфортно себя ощущает, как его принимают в классе, есть ли у него друзья-приятели. – А если ребенка в классе не принимают? – Надо выяснить, почему это происходит. Возможно, недостаточно мотивации к учебе. Для родителей обычно важнее интеллектуальная готовность к школе, чем психологическая. А в нее и закладывается то, насколько ребенок хочет идти в школу. Во многом, кстати говоря, мотивация ребенка формируется в семье. Если два-три поколения насмерть запуганы предстоящей учебой и нервно занимаются сборами в школу, если они напряжены и беспокоятся, насколько хорошо ребенок будет «представлять» там их семейство, мотивация у ребенка не сформируется. Чтобы сгладить общий тревожный фон, можно устроить вечер воспоминаний с бабушками и дедушками, поговорить об их школьных годах, вспомнить смешные и хорошие события. Рассказать о дружбе, возникшей у членов семьи в период обучения в школе, истории есть практически в каждой семье. Сказать ребенку: «А ты знаешь, что дядя Петя и дядя Ваня, с которыми папа дружит и ходит на рыбалку, познакомились в первом классе?» Можно сделать на компьютере фотоколлаж: вот семилетняя мама идет в первый класс, а вот в первый класс идет ее сын. – А если ребенок попадает в сильный класс, где учитель гонит вперед и вперед, требования высокие, нагрузка большая, а ребенок чувствует себя слабым? Как помочь ему в такой ситуации, если не рассматривать вариант перехода в другую школу? – Задача родителей в такой ситуации – поддержать самооценку ребенка. Где-то же ребенок успешен, в чем-то талантлив, в любом случае. Может, он рисует хорошо. Или поёт. Или спортом занимается. Вообще, важно и во внеурочное время организовать ему среду, где он сможет проявить себя, но важно и продемонстрировать свои таланты в классе. А для этого надо найти контакт с педагогом. Прийти, по-честному сказать: у нас вот тут и тут проблемы, помогите. Дайте ребенку возможность показать себя на каком-нибудь школьном мероприятии. Даже если он изредка будет оказываться в центре внимания класса, получать порцию восхищения, это уже будет очень неплохо. Главное – не учеба. Особенно важно это понимать в подростковом возрасте. Если ты плохо учишься, это не значит, что ты плохой человек. Неравноценные понятия, понимаете? А родители долбят с первого класса: ты должен учиться хорошо. Но неужели мы все учились хорошо? Внимательнее относитесь к тому, что вы говорите своим детям. Потом наши сентенции будут звучать в головах взрослых детей. Кто формирует их внутренние голоса? Мы, родители. – В первом классе многие мамы и папы огромное количество времени тратят на выполнение домашних заданий. Буквально до ночи сидят с ребенком, при этом мало задумываясь, в каком состоянии он завтра пойдет в школу и как он себя чувствует. Главное, чтобы все было выучено, написано и посчитано. Понятно, что это нехорошо для ребенка, да и родителям вряд ли так уж нравится, но что в такой ситуации делать? – А почему он сам не делает уроки? Так уж много задают или он ленится и растягивает выполнение домашних заданий? Тут такие варианты: либо он сам по себе медлительный, а мы его гоним, и в заданном темпе он работать не может. Либо он чего-то не понимает, либо ему что-то не нравится. Ну, или конфликт с учителем. Многие родители берут отпуск, когда ребенок идет в первый класс, как раз для того, чтобы научить его учиться. И в самом начале надо спросить ребенка: как ты хочешь делать уроки? Сам или со мной? Хочешь, чтобы я с тобой рядом посидела? И в любом случае, если вы вместе делаете уроки, по два часа биться над математикой, например, не нужно. У ребенка же мозг закипит! Позанимались 20 – 25 минут, сделайте переменку. – А вот как учителя расположить к сотрудничеству? – С ним тоже надо разговаривать. Часто всё губят недомолвки: я что-то думаю про нее, она что-то думает про меня. Нужно встречаться, педагоги очень часто идут на помощь, и я как психолог, тоже, бывает, созваниваюсь с учителями детей, с которыми работаю, и предлагаю побеседовать, и нахожу какие-то точки соприкосновения Любопытно, что педагоги обычно в беседе со мной начинают оправдываться: нет-нет, он хороший мальчик или хорошая девочка. Раньше учитель был второй мамой. Сейчас все поняли, что мама должна быть одна. И теперь учитель на уроке должен детей не столько научать, сколько удивлять. Если в начале урока учитель не захватит внимание класса, оно рассыпается, как бусинки. И, конечно, нынешнему педагогу надо быть во всеоружии, надо быть в тренде: знать всех мультяшных героев, игры, в которые дети играют. Это сложно. Но в первом классе детям еще очень хочется играть. И если в детском саду всё строилось на игровой деятельности, то теперь они «взрослые». Но пусть игра останется хотя бы дома. Речь идет о творческой игровой деятельности, которая может помочь детям. Например, рисование, лепка или составление коллажей. Еще, к примеру, можно драться с родителями сложенными газетами – это не больно, но позволяет отработать агрессию, «выпустить пар». Важный момент: у ребенка обязательно должно быть свободное время, от 2 до 4 часов в день. Но 4 часа – это уже роскошь, редко встречается.
– Сейчас дети почти всё свободное время заняты гаджетами и компьютерами. Как вы считаете, какое влияние это оказывает на развитие детей? И как их ограничивать, или, может быть, не надо ограничивать: игр – море, многие проходят по категории развивающие… – Да, развивающих программ – море, и они очень интересные. Но у ребенка, который много времени проводит у компьютера или со смартфоном, мышление изменяется по клиповому типу: одна картинка сменяет другую, а подумать он не успевает. И потом, а когда ребенок остается наедине с собой? Когда у него появляются свои собственные мысли и рассуждения? Опасны игры от первого лица, в стиле «action», где ребенок вживляется в персонажа, а это игры в основном агрессивные, и могут плохо сказаться на состоянии и развитии ребенка. Безусловно, агрессия формируется у любого человека, даже маленького, и с ней надо что-то делать. Но лучше пусть он побегает, попрыгает, покричит или попоет после школы. Понаблюдайте. Если ребенок выбегает с уроков на взводе и совершенно не устал, ему надо позаниматься физической деятельностью. А если он идет еле-еле, вздыхает и роняет портфель, ему надо полежать в тишине, может, поспать часок. Надо чувствовать своего ребенка. – Чтобы чувствовать ребенка, надо сначала себя как-то научить чувствовать. Осознавать своё состояние и свои потребности. А с этим у большинства родителей тоже проблемы. – Да, верно. Особенно проблемно создание эмоционального принятия. Те родители, которые сейчас ведут детей в школу – это «дети перестройки». Им не досталось тепла и заботы родителей, они выросли бойцами «всё сами, всё сами». – А каких детей воспитывают эти «бойцы»? – Они хотели бы вырастить таких людей, какими являются сами. При этом они зачастую обесценивают поколение своих родителей. Но кто их воспитывал на самом деле? Большей частью дедушки и бабушки, а это совсем другое поколение, родившееся в сороковые-пятидесятые. Оно тоже замученное тяжелой жизнью, но более душевное. И вот сейчас активные родители зачастую имеют очень душевных детей, совсем не бойцовского духа. – Но в отличие от поколения родителей семидесятых, нынешние мамы и папы – очень детоцентричны. Но, желая своим детям счастья, концентрируясь на обеспечении их потребностей, угадывании их желаний, может, эти родители что-то делают не так? Хотелось бы понять – что. – Ребенку очень тяжело быть драгоценностью. Как мы относимся к драгоценности? Мы ее холим и лелеем, и любуемся ею. И, возможно, порой предъявляем некоторые завышенные требования… – От драгоценности требуется статичность. Она не двигается, не изменяется и не растет. Дети – наоборот. Поэтому «драгоценность» ежедневно разбивается вдребезги и заново в сознании родителя создается. А потом наступает момент, когда родитель уже не может ее «склеить», создать ее в своем сознании заново. Потому что ребенок меняется и совершенно не считается со статичными представлениями о прекрасном. А разрыв между реальным и идеальным становится настолько огромным, что не выдерживают отношения родителя и ребенка, и образуется конфликт, выйти из которого без потерь – невозможно. Но где остановиться, пока он не набрал критическую массу? – Я скажу со стороны ребенка: если мама в чем-то убеждена (пусть и бессознательно), ребенок согласится. А остановиться надо там, где получится. Где произойдет осознание того, что происходит. Еще у ребенка вследствие такого трепетного отношения родителей, как правило, отсутствуют домашние обязанности. Для чего они нужны? В первую очередь для воспитания волевых качеств. А они закладываются в семье. И если есть обязанности по дому, например, уборка в своей комнате или мытье посуды, за выполнением которых следует похвала за его вклад и труд – ребенок формирует позицию «я должен» и «я могу». Здоровая позиция, и она поможет ему не только в учебе, но и в жизни. Бывает так, что ребенок впитывает обожание и считает его нормой. Когда он просто по факту у родителей молодец. А потом он выходит в школу, в социум, где его далеко не все готовы обожать, у него возникает фрустрация. Он не может с ней справиться и даже не всегда может ее озвучить. Но на этой почве возникает много всего нехорошего, в том числе психосоматические заболевания. Нынешний ребенок – душевный, кажется, он родился – и у него сразу осмысленные глаза. Сейчас они очень быстро всему учатся, и в плане поглощения информации идут семимильными шагами. – Но они же не читают. Это поколение, которое не любит читать! Мы любили книги, у нас других вариантов не было. А у этих детей – огромное информационное поле, у них больше возможностей. При этом они не читают, не умеют переводить текст в образы. – Да, это дети с развитым клиповым мышлением. Для них главное – картинка. И при этом очень страдает воображение. Задача родителей – ограничить информационное поле в пользу творческих занятий. Например, хорошо стимулирует развитие фантазии рисование абстракций. Как их рисовать? А как угодно. Любые каракули ребенок изобразил, а теперь пусть попробует придумать к ним образы. Это очень диагностично, и для родителей тоже. У нас, в арт-терапевтической студии, мы занимаемся не только рисованием, но и лепкой. Глина, например, самый благодарный материал для отработки агрессии: ее можно бросить, по ней можно ударить, и из нее можно сделать что-то новое. – Когда к вам чаще всего обращаются за помощью в преодолении сложностей адаптации к школе? – Обычно по итогам первой четверти, когда уже определился ряд проблем. Реже – в самом начале учебного года, если сразу выявляется какое-то явное нарушение. Как в истории с «Колобком», например. И первое, с чего я начинаю, проигрывание различных проблемных ситуаций. И в ходе игры они уже не кажутся настолько драматичными… Но самое главное, что можно сказать любому родителю вне зависимости от того, как он относится к психотерапии в целом и арт-терапии в частности: примите во внимание то, что говорит ваш ребенок. Попытайтесь его услышать… Беседовала Евгения Истомина Седьмой день Контактная информация семейного психолога, арт-терапевта Натальи МАЛЫШЕВОЙ^ г. Новокузнецк, ул. Пирогова, 9, оф. 208. Тел.: 8-903-046-3004; 8-913-321-9525. http://www.psyoffice.ru/nmalysheva13/
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|