По следам моей работы с подростками-суицидентами

Мария Наймушина: "Человеку важнее всего, чтобы услышали то, что у него внутри..."

Наш сегодняшний разговор состоялся с героем прошлогоднего выпуска - Марией Наймушиной, в прошлом - руководителем студии старинного танца "Велада", в настоящем - психологом. И, хотя Мария и не расстается с любимым клубом, сейчас все ее силы уходят на освоение себя в новой ипостаси - Маша работает психологом с подростками, попавшими в трудную жизненную ситуацию. А это и вопросы суицидальной активности, и работа после совершенных попыток,  и различные самоповреждения... Несмотря на то, что испокон веков тему самоубийства превозносили в своих произведениях поэты- романтики и музыканты (вплоть до современных исполнителей), мы прекрасно понимаем, что ничего возвышенного в этой прозе жизни нет. Как предотвратить суицид, каковы его причины и что можно сделать обществу, чтобы их искоренить?

Твои ожидания о работе совпали с действительностью?

Действительность превзошла ожидания в итоге: ощущений, впечатлений и опыта оказалось больше, чем предполагала. Ярче, насыщеннее получилось работать, чем фантазировать.

Какие были страхи перед началом работы?

Страхов было очень много. Во-первых, что придется работать с подростками и детьми. Мне отчего-то казалось, что не получится найти с ними общий язык. Очень удивительная была убежденность, что "у нас разные языки". Во-вторых, вполне предсказуемо - было страшно даже думать про то, что нужно говорить про смерть, суицид и отвечать за детские жизни.
Первый страх не оправдался совсем - оказалось, что дети удивительные, искренние и открытые Люди. Часто очень осторожные, напуганные, но все равно честные и очень тонко чувствующие несправедливость. С подростками временами даже слишком лихо получалось находить общий язык, видимо, какие-то мои внутренние подростковые протесты находили отклик в их переживаниях, или их переживания - в моих.
Безусловно, всегда были и есть случаи, в которых "встретиться" не получалось по разным причинам, но греет то, что таких - меньшинство.
Про смерть. Тот страх, который рисовался перед началом работы, не оправдался. Оказалось, что говорить про нее не так страшно. Сложным оказалось встретиться и соприкоснуться с той болью и одиночеством, которые ведут к мыслям о суициде и не "утонуть" в этом. Тут помогали опыт и практика осознания себя, своей отдельности от клиента, ведь только так психолог может быть полезным. И, конечно же, дорогие коллеги - принимающие, готовые откликнуться, поделиться опытом или просто выслушать.

Про суицид, когда ты только затронула эту тему, я вспомнила, что у меня было подобное состояние. Это была гормональная перестройка, как объяснили потом. Немного жаль, что про это не рассказывают в школах - что-то происходит с организмом и тобой, а ты не понимаешь - что, хочется повеситься. Может, если бы про это рассказывали, было бы меньше прецедентов.

И у меня бывали такие состояния. Сильно печалюсь, правда, что очень важным вещам в школе не учат - как обращаться с собой, своими чувствами, эмоциями. И дети начинают этому учиться у нас в Центре, но только после того, как попробовали расстаться с жизнью.

Что в основном толкает ребят к самоубийству?

Одиночество, изоляция - самый серьезный фактор риска; когда проблемами не с кем поделиться, когда даже самые близкие люди не слышат и не понимают.

Каковы сущностные причины, толкающие людей к суициду, действительно ли они зависят от возраста или коренная причина по сути одна (с небольшими вариантами)?

Причины - разные у каждого, но по большому счету все они - это какие-то невозможности, невыносимые переживания недостижимости чего-либо, ощущение своей бесполезности и неважности.

Самый кризисный подростковый возраст?

По моему опыту это - 13-15 лет. Самые взрослые - 17 лет, потому что мы работаем только с несовершеннолетними, т.е. до 18 лет.

Какой возраст был у самого маленького вашего пациента?

Самый маленьким клиентом был 4-летнй ребенок, но им занималась не я, и работа с этим ребенком была связана совсем не с суицидом; вообще до 10 лет попытки или намерения уйти из жизни - это, скорее, исключение.

У тебя наверняка возникает дружба с пациентами?

Дружба - не то, к чему стоит стремиться в моей работе; скорее это - клиент-терапевтические отношения с ясными обговоренными границами и правилами. Они позволяют оставаться с клиентом на равных, оставляя каждому свою долю ответственности за происходящее в работе. Они исключают оценки, указания и советы. Остается самое важное - человеческое участие и желание помочь.

Маша, я спросила про дружбу с такой мыслью... Не звала ли ты ребят в "Веладу"?

Нет, не звала и не планирую. Такие вещи лучше не пересекать между собой, ну, и я уверена, что ребята сами в состоянии найти дело по душе.

После этой работы изменилось ли твое восприятие жизни?

Восприятие жизни в целом точно могу сказать, что изменилось. Стало проще, четче и ярче. Сейчас я точно больше опираюсь в жизни прежде всего на свои ощущения, лучше чувствую происходящее снаружи и то, как оно отзывается внутри меня. Отказываюсь от второстепенных вещей, иду за своим интересом.

До работы психологом ты работала в банке. Где лучше - там или здесь?

Лучше там, где интересно и комфортно. Сейчас мне совершенно точно лучше.

Я вспомнила, что первый, когда хотела покончить с собой - это когда получила 2 по математике в классе 5-7 (в младшей школе была отличницей). Помню, как на кухне, плача, схватила нож, а потом подумала, что маме будет больно, да и нелепо как-то - уходить из жизни из-за двойки... Как помочь человеку, если ты видишь его пограничное психическое состояние?

Человеку важнее всего, чтобы поняли, услышали то, что у него внутри - а это его чувства, ощущения, эмоции. Поэтому лучше "ложатся" на душу в таких случаях личные чувства к ситуации ( например: "меня пугают мысли о смерти", "мне очень печально от того, что все так"), похожий опыт переживаний или простое возвращение очевидного казалось бы "мне кажется, эта ситуация очень непростая и тяжелая", "вижу, тебе нелегко приходится с этим", и искренняя поддержка про то, что человек важен сам по себе, вне зависимости от его достижений или провалов ("я хочу, чтобы ты жил, потому что ты мне важен", "у меня так много нежности и тепла к тебе", "твое присутствие в этом мире делает мою жизнь полнее", "однажды я тоже думал, что не справлюсь, а сейчас я здесь, с тобой"). Все это "работает" только в случае искренности говорящего и если эти слова правда то, как он считает.

Какие ты можешь дать советы обществу по отношению к своим близким, чтобы те не совершали действий и поступков, с которыми тебе впоследствии нужно работать?

Мой основной совет - прежде всего, быть внимательными к себе. Замечать свои желания и беречь и заботиться о них не меньше, чем о чужих. Учить детей заботиться о себе. Мое искреннее убеждение состоит в том, что пока человек не научиться чувствовать свои потребности, заботиться о себе, ему очень сложно заботиться о ком-то другом, да и не стоит этого делать. Ведь только сам человек знает, что для него будет лучше. Могу посоветовать замечательную книгу для родителей и всех, кому важно быть собой: Ирина Млодик "Книга для неидеальных родителей".
И второй совет, как это ни странно: помнить, что жизнь конечна, что начиная скандал о невымытой посуде, шанса помириться, возможно, уже не будет. Задуматься: "А правда ли для меня так важно сейчас сказать ребенку, какой он ужасный? Или честнее будет просто признаться в том, что мне страшно за его/ее будущее. А насколько ужасно то, что в своем будущем мой ребенок не всегда будет мыть посуду сразу? Важнее ли посуда наших с ним отношений и его будущей жизни?"

По следам моей работы с подростками суицидентами



Просмотров: 321
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • "Работа с МАК". Расклад "Что лучше для меня".
  • "Я общаюсь только с высокопоставленными людьми" или "Мама, как ты меня достала".
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.
  • "Лучше бы ты умерла" или "мама, мне больно, страшно..."
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • "Я ошибка!", или "Меня не должно было быть!"
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • Фантазм "Одна жизнь на двоих" или "Все будет потом!"
  • "Замедляться, чтобы чувствовать" или "Что у меня с лицом?"
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • "Время плакать - сейчас" или "Когда попадают в травму"...
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • "Работа с МАК". Расклад "Сказка моей жизни".
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • "Оптимист" и "Пессимист" внутри меня | Ресурсное упражнение
  • "Ученический суицид: работа "до" и "после".
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • Школьник выбирает профессию и колледж. Лучше "синица в руках", чем "журавль в небе"
  • Когда вы перестанете быть "удобной" для многих вы сразу станете "стервой"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Изменения в процессе работы с психологом: "Плюсы" и "Минусы"
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • Мужская манипуляция: "Ты без меня пропадешь" или "Ты больше никому не нужна"
  • Легко сказать: "вот сейчас как изменюсь, и человек меня полюбит!"...



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь