|
Как заметить и развить одарённость?Автор статьи: Тихоцкая Алёна Юрьевна
Работая с ребёнком 4 лет, показывала ему фигуры – круг, квадрат, прямоугольник. Осталась одна фигура – это был ромб. Когда спросила, как она называется, ребёнок перевернул её, уверенно и спокойно ответил: «Параллелепипед». Не так давно, на развивающих занятиях для малышей, мальчик двух с половиной лет затеял игру с крокодильчиком и старался покормить его. На вопрос о том, что кушает крокодил, он ответил: «Крокодил – это хищник и питается млекопитающими и рыбами». Бывает иначе – ребёнок не сбивает с толку своими речами, а молча, но необычайно быстро, вдумчиво и увлечённо (полностью погружаясь в действие) строит из подручных материалов корабли, ракеты и даже целые космические станции и так они оказываются схожи с реальными, особенно в некоторых деталях! Мне думается, что и вы не раз сталкивались с такими историями. Есть дети, которые уже с раннего возраста выделяются особыми интеллектуальными или творческими возможностями, высокой познавательной активностью. Они отличаются и хорошей памятью, развитым мышлением, более внимательны. При этом предпочитают общаться с взрослыми (воспитателями, учителями) или более старшими детьми. Как же определить, есть ли одарённость у вашего ребёнка, каким образом развивать её и «не отнять детство»? Диагностика и развитие одарённости вопрос непростой даже для психологической науки. Одарённость - это высокий уровень развития каких-либо способностей, а одарённые дети, соответственно, дети с достаточно высоко развитыми способностями. Виктория Соломоновна Юркевич (отечественный психолог, занимающаяся психологией одарённых детей) в своей книге "Одаренный ребенок: иллюзии и реальность" предлагает отметить знаком «+» те качества, которые нравятся в детях, а знаком «-» то, что не нравится:
Разновидностей одарённостей много (одаренность - giftedness от слова дар - gift). Проявится она и будет ли развита, зависит не столько от ребёнка, сколько сначала от его семьи, а потом и от учителей. Одаренность бывает не только художественная и интеллектуальная. Существует и одаренность в сфере социальных отношений (лидерство), и психомоторная (например, в спорте), и, конечно, творческая - высокая способность к созданию новых идей. Психологи в большинстве единогласны, что впервые одарённость можно заметить у детей 3-4 лет. Вероятно, рассмотреть задатки можно и в младенчестве, но проявления их будут не стабильны. Развитием специальных (наблюдающихся и отчётливо проявляющихся) способностей целесообразно заниматься в сензитивные периоды. Это периоды, в течение которых развитие способностей идет наиболее быстрыми темпами и особенно успешно. Для разных способностей такие периоды различны. Например, наиболее сензитивный период для музыкальных способностей – до трёх лет. Иначе говоря, чтобы у ребёнка были развиты музыкальные способности, нужно, чтобы до трёх лет он жил в музыкально богатой среде - вокруг него должна звучать настоящая музыка, ему должны петь песенки (те же колыбельные). Наиболее бурное овладение ребёнком умственными возможностями начинается примерно с 3-4 лет и длится до 7 лет. Почему же одни дети становятся одарёнными, а другие нет? Главное, что объединяет всех вундеркиндов, и что сильно отличает их от других детей - это умственная активность, потребность в познании. Говоря о том, как же развить способности, самым главным будет то, что деятельность, которой занимается ребёнок, должна быть связана с положительными эмоциями. Иначе говоря, приносить радость, удовольствие. Есть эта радость есть - задатки развиваются, нет радости от умственной деятельности - способностей не будет. От длительных, безрадостных, по принуждению или самопринуждению занятий не будет главного – развития способностей. Связь развития способностей с положительными эмоциями подтверждена сейчас не только в психологических, но и сугубо физиологических экспериментах. Отметим важные моменты в развитии способностей:
Любые дополнительные занятия с точки зрения развития способностей либо бесполезны, либо просто вредны, так как деятельность по принуждению увеличивает отрицательное отношение к ней. Наверное, наблюдали не единожды истории, когда мальчишка-двоечник, которого не усадишь за уроки, становится способным и успешным в будущем, потому что обожает чтение, сидит со сложным конструктором, решает головоломные шахматные задачи - и в этой деятельности счастливо развивает свои способности. Это не значит, конечно, что учение должно быть только радостью. Чем старше ребенок, тем больше элементов обязательности, даже принуждения (лучше самопринуждения) надо вводить в учение. Но начало учения должно обязательно быть приятным, радостным для ребёнка. Иначе ни о каких способностях не приходится говорить. Одарённые дети бывают самые разные. Бывает особая одарённость, которая встречается раз на тысячу, а то и на миллион случаев. Это те вундеркинды, которых даже в школе для одарённых очень мало. Эти дети особые даже на первый взгляд: они по-другому, иногда с большими трудностями общаются, по-другому живут, иногда очень однобоко, только интеллектуальными или творческими интересами. Но есть и другие одаренные: это, что называется, великолепная норма. Всё у такого ребёнка хорошо: мама нормально родила (и до родов у нее все было хорошо); умные родители, обеспечившие нормальное воспитание; отличные учителя. В результате этого обязательно вырастут одарённые дети. Не обязательно чрезвычайно одарённые, а своего рода сверхполноценная норма. Таким образом, для развития способностей есть определённые сензитивные периоды, и в качестве непременного условия - удовольствие от умственной деятельности, ярко-выраженные положительные эмоции от познавательной активности, и ни одна, даже самая развивающая, самая прогрессивная методика не будет полезна, если нет радости в познании. Уважаемые родители, будьте двигателем в развитии способностей вашего ребёнка, создавайте условия, будьте чуткими по отношению к нему, его трудностям, поощряйте достижения и насыщайте среду вокруг него и тогда вы обязательно воспитаете гения. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|