Как заметить и развить одарённость?

Работая с ребёнком 4 лет, показывала ему фигуры – круг, квадрат, прямоугольник. Осталась одна фигура – это был ромб. Когда спросила, как она называется, ребёнок перевернул её, уверенно и спокойно ответил: «Параллелепипед».

Не так давно, на развивающих занятиях для малышей, мальчик двух с половиной лет затеял игру с крокодильчиком и старался покормить его. На вопрос о том, что кушает крокодил, он ответил: «Крокодил – это хищник и питается млекопитающими и рыбами».

Бывает иначе – ребёнок не сбивает с толку своими речами, а молча, но необычайно быстро, вдумчиво и увлечённо (полностью погружаясь в действие) строит из подручных материалов корабли, ракеты и даже целые космические станции и так они оказываются схожи с реальными, особенно в некоторых деталях!

Мне думается, что и вы не раз сталкивались с такими историями.

Есть дети, которые уже с раннего возраста выделяются особыми интеллектуальными или творческими возможностями, высокой познавательной активностью. Они отличаются и хорошей памятью, развитым мышлением, более внимательны. При этом предпочитают общаться с взрослыми (воспитателями, учителями) или более старшими детьми.   

Как же определить, есть ли одарённость у вашего ребёнка, каким образом развивать её и «не отнять детство»? Диагностика и развитие одарённости вопрос непростой даже для психологической науки.

Одарённость - это высокий уровень развития каких-либо способностей, а одарённые дети, соответственно, дети с достаточно высоко развитыми способностями.

Виктория Соломоновна Юркевич (отечественный психолог,  занимающаяся психологией одарённых детей) в своей книге "Одаренный ребенок: иллюзии и реальность" предлагает отметить знаком «+» те качества, которые нравятся в детях, а знаком «-»  то, что не нравится:

  1. Дисциплинированный.
  2. Неровно успевающий.
  3. Организованный.
  4. Выбивающийся из общего темпа.
  5. Эрудированный.
  6. Странный в поведении, непонятный.
  7. Умеющий поддержать общее дело (коллективист).
  8. Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.
  9. Стабильно успевающий (всегда хорошо учится).
  10. Занятый своими делами (индивидуалист).
  11. Быстро, на лету схватывающий.
  12. Не умеющий общаться, конфликтный.
  13. Общающийся легко, приятный в общении.
  14. Иногда тугодум, не может понять очевидного.
  15. Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли.
  16. Не всегда подчиняющийся большинству или официальному руководству.


Надеюсь, для многих читателей не будет потрясением то, что именно чётные качества чаще всего характеризуют одарённых детей. Правда, одарённых особым образом - творчески.

Разновидностей одарённостей много (одаренность - giftedness от слова дар - gift). Проявится она и будет ли развита, зависит не столько от ребёнка, сколько сначала от его семьи, а потом и от учителей. Одаренность бывает не только художественная и интеллектуальная. Существует и одаренность в сфере социальных отношений (лидерство), и психомоторная (например, в спорте), и, конечно, творческая - высокая способность к созданию новых идей.

Психологи в большинстве единогласны, что впервые одарённость можно заметить у детей 3-4 лет. Вероятно, рассмотреть задатки можно и в младенчестве, но проявления их будут не стабильны.

Развитием специальных (наблюдающихся и отчётливо проявляющихся) способностей целесообразно заниматься в сензитивные периоды. Это периоды, в течение которых развитие способностей идет наиболее быстрыми темпами и особенно успешно. Для разных способностей такие периоды различны. Например, наиболее сензитивный период для  музыкальных способностей – до трёх лет. Иначе говоря, чтобы у ребёнка были развиты музыкальные способности, нужно, чтобы до трёх лет он жил в музыкально богатой среде - вокруг него должна звучать настоящая музыка, ему должны петь песенки (те же колыбельные). Наиболее бурное овладение ребёнком умственными возможностями начинается примерно с 3-4 лет и длится до 7 лет. 

Почему же одни дети становятся одарёнными, а другие нет? Главное, что объединяет всех вундеркиндов, и что сильно отличает их от других детей - это умственная активность, потребность в познании.

Говоря о том, как же развить способности, самым главным будет то, что деятельность, которой занимается ребёнок, должна быть связана с положительными эмоциями. Иначе говоря, приносить радость, удовольствие. Есть эта радость есть - задатки развиваются, нет радости от умственной деятельности - способностей не будет. От длительных, безрадостных, по принуждению или самопринуждению занятий не будет главного – развития способностей. Связь развития способностей с положительными эмоциями подтверждена сейчас не только в психологических, но и сугубо физиологических экспериментах.

Отметим важные моменты в развитии способностей:

  1. Способности развиваются только в любимой деятельности.

Любые дополнительные занятия с точки зрения развития способностей либо бесполезны, либо просто вредны, так как деятельность по принуждению увеличивает отрицательное отношение к ней.

  • Оценки, особенно в начальных классах, сами по себе никак не характеризуют наличие или отсутствие способности. 
  • Наверное, наблюдали не единожды истории, когда мальчишка-двоечник, которого не усадишь за уроки, становится способным и успешным в будущем, потому что обожает чтение, сидит со сложным конструктором, решает головоломные шахматные задачи - и в этой деятельности счастливо развивает свои способности. 

  • Начинать учение ребёнка надо с радости познания. Только на этом фоне можно развить способности.
  • Это не значит, конечно, что учение должно быть только радостью. Чем старше ребенок, тем больше элементов обязательности, даже принуждения (лучше самопринуждения) надо вводить в учение. Но начало учения должно обязательно быть приятным, радостным для ребёнка. Иначе ни о каких способностях не приходится говорить.

  • И, самое главное, способности, к великому сожалению, от природы не даются, их надо развивать; познавательная потребность, наоборот, даётся от природы (хотя её тоже надо развивать), и именно от неё в самой значительной мере зависит развитие способностей.
  • Одарённые дети бывают самые разные. Бывает особая одарённость, которая встречается раз на тысячу, а то и на миллион случаев. Это те вундеркинды, которых даже в школе для одарённых очень мало. Эти дети особые даже на первый взгляд: они по-другому, иногда с большими трудностями общаются, по-другому живут, иногда очень однобоко, только интеллектуальными или творческими интересами. Но есть и другие одаренные: это, что называется, великолепная норма. Всё у такого ребёнка хорошо: мама нормально родила (и до родов у нее все было хорошо); умные родители, обеспечившие нормальное воспитание; отличные учителя. В результате этого обязательно вырастут одарённые дети. Не обязательно чрезвычайно одарённые, а своего рода сверхполноценная норма.

    Таким образом, для развития способностей есть определённые сензитивные периоды, и в качестве непременного условия - удовольствие от умственной деятельности, ярко-выраженные положительные эмоции от познавательной активности, и ни одна, даже самая развивающая, самая прогрессивная методика не будет полезна, если нет радости в познании.

    Уважаемые родители, будьте двигателем в развитии способностей вашего ребёнка, создавайте условия, будьте чуткими по отношению к нему, его трудностям, поощряйте достижения и насыщайте среду вокруг него и тогда вы обязательно воспитаете гения.



    Просмотров: 263
    Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




    Другие новости по теме:

  • 7 фишек раскрытия способностей. Фишка 4. Способности развиваются в деятельности
  • 7 фишек раскрытия способностей при поиске любимой работы. Фишка 3. Развивайте способности
  • Песочная терапия как средство развития творческих способностей у детей с ОВЗ
  • Развитие творческих способностей детей в условиях самоизоляции
  • Лень или отсутствие способностей в чем-либо - наказание или спасение?
  • Игры и задания для развития творческих способностей
  • Развитие коммуникативных способностей посредством риторики
  • Методики для исследования интеллекта и способностей у детей и взрослых.
  • Построение эффективной деловой команды с точки зрения психологических способностей игроков
  • Самоконтроль как сила концентрации или управления собой. Развитие творческих способностей.
  • Супервизия для психолога - развитие профессионализма и способностей с целью улучшения практики
  • Дары фей. Как развить одарённость вашего ребёнка.
  • О профессиональном взрослении: развитии способностей, выборе, чувстве вины и немного о счастье.
  • Надо заставить ребёнка учиться! Пусть ребёнок лучше умрёт, чем тройки будет в школе получать!
  • Почему осознанности и способностей недостаточно для счастья
  • Позитивная психотерапия. Взгляд на человека и концепция базовых способностей.
  • Наша тысяча способностей
  • 7 фишек раскрытия способностей при поиске любимой работы. Фишка1. Найти призвание
  • 7 фишек раскрытия способностей при поиске любимой работы. Фишка 2. Цените то, что имеете
  • Одарённость – неопровержимый факт развития современного ребёнка.
  • «Что?», «Как?», «Почему?» и «Зачем?» терапевтировать? Четыре типа способностей.
  • Лекция 9: Загадка Магических способностей
  • У моего ребенка нет способностей к математике. Как так получилось?
  • Что мешает развитию наших творческих способностей?
  • О последствиях активации способностей в детстве или ошибка психолога Б. Сидиса
  • Дети I Про развитие и способности ребенка. Реальность и заблуждения.
  • Дары фей. Одарённость вашего ребёнка.
  • Что будет, если не развить у ребёнка эстетические потребности?
  • Как развить у детей творческие способности
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь