|
В каких семьях воспитываются лидерыАвтор статьи: Ереметова Ольга Леонидовна
Как воспитать ребенка лидером – вопрос, интересующий многих родителей. Но не все семьи способны стимулировать в ребенке развитие таких качеств, которые присущи лидерам. Я имею в виду такие характеристики, как ответственность, внутренняя сила, способность управлять людьми, управление своими чувствами и действиями, готовность к риску и стрессоустойчивость, позитивность и другие. Ниже я перечислю несколько позитивных и негативных типов семейного воспитания. Если было бы все так просто, все семьи воспитывали бы своих детей в Любви. Однако, мы часто не осознаем, что мы делаем, можем ошибаться. Мне кажется полезным смотреть сквозь толщу лет на семьи, в которых воспитывались мы сами, чтобы понимать, почему в нас сформировались те или иные качества. Почему мы сами являемся или не являемся лидерами в своей жизни. Что этому способствовало. Так мы сможем избегать ошибок или исправлять сделанные в воспитании наших детей. Итак, опишу несколько типов семейного воспитания. Интересно, какой из них благоприятен для развития лидерских качеств? Эмоциональное отвержение. Ребенок получает от родителей то холодность, то периоды утрированного сочувствия, причем неожиданно для себя. Скоро он понимает, что бессмысленно эмоционально реагировать на родителей или ждать от них поддержки. Становится скрытным и сдержанным. В этой семье ребенок не сможет научиться вере в себя, у него сформируется бедная эмоциональная сфера, низкая самооценка. Такой ребенок может найти отдушину в какой-либо области в учебе или своем увлечении, но останется одиноким в своем успехе. Жестокое отношение. В таких семьях часто происходят суровые расправы за мелкие проступки или непослушание. Часто результатом может быть повышенная агрессивность ребенка. Вот вроде бы среда для анти-лидерства. Однако, настоящий лидер характеризуется не застреванием на одном полюсе эмоций (в этом случае агрессивном), а свободном перемещении по всей шкале эмоций от спокойствия до агрессии в случае необходимости. И вспомним о ценностях, вряд ли мы хотим воспитать анти-лидера? Повышенная моральная ответственность. В ребенке в таких семьях видят много талантов и возможностей. Для того чтобы он стопроцентно реализовал свой потенциал, на него возлагают много обязанностей, часто непосильных по возрасту и способностям. Вроде бы ребенок вынужден много трудится, воспитывать в себе силу воли, проявлять максимум своих способностей. Однако такое формальное воспитание, без души, без видения реального ребенка разрушает личность ребенка, делает его вынужденным постоянно отвечать на требования других людей, и не проявлять себя. Такой человек не сможет зажечь других людей. Противоречивое воспитание. Бывает, что в одной семье сочетаются стили воспитания, не совместимые между собой. Члены семьи конфликтуют, конкурируют между собой. Один запрещает, другой все позволяет… Противоречивость воспитания формирует у ребенка внутренний конфликт, тревожность, ситуативность поведения, лживость. Учит выгадывать и манипулировать. Может в такой среде вырастет «серый кардинал», который будет управлять исподволь? Может быть. Хорошо бы только, чтобы со временем он разобрался со своими внутренними конфликтами, и начал управлять не вопреки и против всех, а во имя значимых для многих целей. Гипопротекция. Недостаток опеки и контроля, истинного внимания и интереса к делам ребенка. Часто при таком типе воспитания дети рано обретают самостоятельность. Очень важное качество для лидеров. Однако дети, слишком рано обреченные на самостоятельность, часто духовно слабы, плохо разбираются в людях, недовоспитаны и попадают под влияние других сильных личностей (уже не родителей). Гиперопека. Повышенные внимание и контроль, интерес к делам ребенка принимают болезненный характер. Ребенка видят чрезмерно, он не успевает что-то задумать или понять, что ему нужно, как это уже сделано близкими. В результате у ребенка не формируются такие важные качества, как самостоятельность, инициативность, чувство долга и ответственности. Ипохондричность. Обычно это происходит в семьях, где ребенок длительное время болел или болеет хроническим заболеванием. Тогда ребенок вместе со своей болезнью становится центром жизни семьи. Результат – самооценка ребенка становится неразрывно связана с болезнью. Он привыкает использовать болезнь и свое состояние, чтобы давить на людей, чтобы получать желаемое. Любовь. Родители любят ребенка, видят и учитывают его интересы. Стараются относиться к нему ровно и справедливо. Приветствуют инициативу ребенка и дают почувствовать последствия своей ответственности. Если ребенок находится в сложной безвыходной ситуации – помогают. Родители – эмоционально устойчивые, рассудительные. Голос ребенка учитывается при решении ряда проблем. Я думаю заметно, что в этом типе семейного воспитания соблюдается принцип золотой середины. В меру – внимание, помощь, самостоятельность, любовь, строгость, ожидания родителей. Именно в такой семье ребенок сформирует необходимые лидеру качества, развиваясь по возрасту и адекватно своим возможностям. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|