|
Персона в юнгианской психологииАвтор статьи: Татьяна Леонидовна Черных
Вторым сознательным элементом структуры личности является Персона. Согласно Мюррею Стайну, Персона – «это личина, которую мы надеваем при встрече с другими или окружающим нас миром». Как говорил Юнг, «…Персона является слоем между эгосознанием и объектами внешнего мира». Происхождение термина связана с понятие маски. Персону можно также охарактеризовать как способ взаимодействия с внешним миром. Таким образом, Персона выполняет следующие функции:
Юнг считал, что Персона формируется под влиянием как самой личности, так и других факторов:
В отдельных работах Юнг писал о Персоне как о сегменте коллективной психики: «сыгранная роль, написанная коллективным психическим». Как функциональный комплекс Персона внутри имеет архетипическое ядро . которое связывает ее с архетипами как с поведенческими паттернами. К примеру, в групповой динамике часто можно наблюдать, как через отдельные личности реализуются Персоны «белой вороны», «козла отпущения», «шута», «вождя» и т.п. Человек сознательно и бессознательно подстраивается под различное окружение и предъявляет ему соответствующие «варианты» Персоны подобно периодической смены масок. Роль Персоны для психики
Персона проявляется в мифах и в сказках, впрочем, как и во снах, как одежда, маска, роль.
Персона и индивидуация Персона является своего рода средством самопрезентации для человека. Эго непреднамеренно и сознательно выбирает Персоны для самоидентификации с различными группами. К примеру, выстраивая Персону, ребенок сначала отождествляет себя с каким-то полом, потом с кем-то из своих родителей, потом с группой сверстников, позднее возможна идентификация с какой-то социальной группой т.д. В тоже время развитие Персоны создает необходимое напряжение и внутренний конфликт, что очень важно для процесса индивидуации. По Стайну типичной проблемой подросткового периода является противоречие между внутренними желаниями и импульсами и необходимостью вписаться в среду своих сверстников и таким образом освободиться от родительского влияния. С другой стороны, адекватная Персона может использоваться творчески для выражения собственной аутентичности и различных аспектов личности. В процессе индивидуации могут появляться новые Персоны. Например, «ребенок-трикстер», «маленький взрослый», «роковая женщина», «белая ворона», «козел отпущения». Практически все так или иначе модифицируют свою Персону при переходе от детства к отрочеству, при наступлении зрелости и старости. По Стайну Персона есть «инструмент адаптации», которые облегчает для Эго применение новых паттернов поведения. Развитие Эго и Персона: возможные проблемы Одним из вариантов патологии является идентификация Эго с Персоной, полное некритичное принятие ее ценностей и качеств, что мешает развитию собственной внутренней личной идентичности. Примером такой идентификации являются руководители, которые даже в семье не могут отпустить бразды правления, преподаватели, которые и после работы не могут остановиться в сеянии «мудрого, доброго, вечного». Чересчур отождествляющие себя с Персоной люди могут быть психически сильно разрушены, если оказываются в ситуации, когда дальнейшее «ношение» прежней Персоны невозможно: например, увольнение из отрасли, потеря молодости и красоты, утрата прежней власти и влияния и т.д. Другим вариантом патологического развития личности является неспособность Эго формировать адекватную ситуации Персону. В этом случае ослаблены навыки самопрезентации, отсутствует ощущение своего места в мире, среди других людей, что означает отсутствие какого-либо взаимодействия между человеком и обществом. В этом случае человек живет изолировано от общества, пребывая в культурном и социальном вакууме.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|