Персона в юнгианской психологии

Вторым сознательным элементом структуры личности является Персона. Согласно Мюррею Стайну, Персона – «это личина, которую мы надеваем при встрече с другими или окружающим нас миром». Как говорил Юнг, «…Персона является слоем между эгосознанием и объектами внешнего мира».  Происхождение термина связана с понятие маски. Персону можно также охарактеризовать как способ взаимодействия с внешним миром.

Персона в юнгианской психологии

Таким образом, Персона выполняет следующие функции:

  • Защита личного содержания от вторжения внешнего мира.
  • Придание человеку облика, в котором ему наиболее комфортно/безопасно,/легче взаимодействовать с окружающими.
  • Воплощение различных социальных ролей, адаптация к их исполнению.

Юнг считал, что Персона формируется под влиянием как самой личности, так и других факторов:

  • Ожидания окружения, его требования (необходимость быть человеком определенного сорта, иметь определенные представления, вести себя определенным образом).
  • Амбиции и стремления самой личности.

В отдельных работах Юнг писал о Персоне как о сегменте коллективной психики: «сыгранная роль, написанная коллективным психическим».

Как функциональный комплекс Персона внутри имеет архетипическое ядро . которое связывает ее с архетипами как с поведенческими паттернами. К примеру, в групповой динамике часто можно наблюдать, как через отдельные личности реализуются Персоны «белой вороны», «козла отпущения», «шута», «вождя» и т.п.

Человек сознательно и бессознательно подстраивается под различное окружение и предъявляет ему соответствующие «варианты» Персоны подобно периодической смены масок.

Роль Персоны для психики

  1. Оболочка со стороны Эго, обращеннпя к социуму.
  2. Ролевая идентификация, обусловленная честолюбием, устремлениями.
  3. Адаптация Эго в реальном мире.
  4. Персона выбирается для идентификации с полом, определенной социальной группой и т.п.
  5. Становление личности и движение к зрелости через смену идентификаций (пример, подростки, следуя внутренней цели развития и отделения от родителей, могут идентифицировать себя с какими-то группами сверстников).
  6. Персона одновременно связывает личность с объектами и в то же время защищает субъекта, некую внутреннюю постоянную часть.
  7. Персона способна выражать различные аспекты личности, в том числе открыто и творчески, воплощать аутентичные черты.
  8. Персона есть аналог психической «кожи».
  9. Персона является продуктом взаимоотношений и воплощает личные проекции на какие-либо объекты.
  10.  Персона призвана защищать от чувства стыда, что мотивирует человека сохранять и развивать ее.
  11. Персона представляет собой гибкий инструмент для адаптации к меняющимся жизненным обстоятельствам. С ее помощью можно менять старые паттерны на новые.

Персона проявляется в мифах и в сказках, впрочем, как и во снах, как одежда, маска, роль.

 

Персона и индивидуация

Персона  является своего рода средством самопрезентации для человека. Эго непреднамеренно и сознательно выбирает Персоны для самоидентификации с различными  группами. К примеру, выстраивая Персону, ребенок сначала отождествляет себя с каким-то полом, потом с кем-то из своих родителей, потом с группой сверстников, позднее возможна идентификация с какой-то социальной группой  т.д.

В тоже время развитие Персоны создает необходимое напряжение и внутренний конфликт, что очень важно для процесса индивидуации. По Стайну типичной проблемой подросткового периода является противоречие между внутренними желаниями и импульсами и необходимостью вписаться в среду своих сверстников и таким образом освободиться от родительского влияния.

С другой стороны, адекватная Персона может использоваться творчески для выражения собственной аутентичности и различных аспектов личности. В процессе индивидуации могут появляться новые Персоны. Например, «ребенок-трикстер», «маленький взрослый», «роковая женщина», «белая ворона», «козел отпущения». Практически все так или иначе модифицируют свою Персону при переходе от детства к отрочеству,  при наступлении зрелости и старости. По Стайну Персона есть «инструмент адаптации», которые облегчает для Эго применение новых паттернов поведения.

Развитие Эго и Персона: возможные проблемы

Одним из вариантов патологии является идентификация Эго с Персоной, полное некритичное принятие ее ценностей и качеств, что мешает развитию собственной внутренней личной идентичности. Примером такой идентификации являются руководители, которые даже в семье не могут отпустить бразды правления, преподаватели, которые и после работы не могут остановиться в сеянии «мудрого, доброго, вечного». Чересчур отождествляющие себя с Персоной люди могут быть психически сильно разрушены, если оказываются в ситуации, когда дальнейшее «ношение» прежней Персоны невозможно: например, увольнение из отрасли, потеря молодости и красоты, утрата прежней власти и влияния и т.д.

Другим вариантом патологического развития личности является неспособность Эго формировать адекватную ситуации Персону. В этом случае ослаблены навыки самопрезентации, отсутствует ощущение своего места в мире, среди других людей, что означает отсутствие какого-либо взаимодействия между человеком и обществом. В этом случае человек живет изолировано от общества, пребывая в культурном и социальном вакууме.

 



Просмотров: 477
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Персона без одежды.... такая ли уж Персона?
  • Персона и маски как инструмент
  • Техника работы с субличностями при помощи карт Персона.
  • Архетип Персона (Маска)
  • Кризис женской идентичности. Тень и Персона.
  • Как отпустить отношения. Консультация с помощью метафорических карт "Персона".
  • Персона Врет!
  • Пустота и персона
  • Интроверсия и экстраверсия - Самость или Персона?
  • Вам решать, какими будут ваши отношения! Внесение изменений с помощью колоды Персона
  • Работа с стыдом и телом через понятия Персона, Ложная Самость и окно Джохари.
  • Внимание-Радость важная персона!
  • История одного нарцисса. Часть 6-я. Персона, тень и перенос
  • Тест Юнга Персона и Тень. Ваша сила на темной стороне!
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Когда мать (не)выполняет функции Эго для своего ребёнка. Начало пути индивидуации.
  • История печального муравьишки или Путь Эго к Самости и освобождение от ложной Персоны.
  • Что является самым важным для любого человека?
  • Субличность и эго как важная составляющая в формировании целостности личности в ИРП
  • Что делать, если наша мама не является для нас опорой и поддержкой?
  • Другие люди как фон для твоего эго.
  • Похвала как инструмент для формирования самодостаточной личности
  • Что для Вас является важным в жизни?
  • Что для ребенка является психологической травмой?
  • Черты незрелости личности, которые могут привести к делинквентному поведению
  • Взаимодействие Персоны и Тени в процессе индивидуации аналитика.
  • Что такое целостность личности ? Или как перестать быть половиной себя.
  • Что именно является лечебным элексиром для души клиента?
  • Компоненты Эго-Интеграции (Силы Личности)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь