Работа с стыдом и телом через понятия Персона, Ложная Самость и окно Джохари.

 

Окно Джохари заполняем клиентом  следующим образом:

Я как я есть есть (окно А)

Я, как меня видят другие (окно B)

Я, как я хочу выглядеть в социуме (окно C)

 Я,  как оказывается, я есть (окно Д)

 

Задание звучит так: пропишите спонтанно по очереди 10-15 качеств (прилагательных) себя в следующем порядке  А-В-С и в конце терапии Д.

 

Окно А «я как я есть» открывает понятные и признанные качества и свойства себя. Это очевидная мне и другим часть моей личности.

Теперь можно перейти к заполнению окна  B (как видят нас другие). Мы инкорпорируем ожидания от значимых для нас других и воспроизводим их на автоматизме. При этом важно чувствовать, что от нас ожидают другие, какие роли нам предписывают. Наши собственные ожидания от себя и те, что помещены в нас другими, трудно отличить.

Можно страдать от непонимания этой разницы. Когда мы меняем окружение: например, начинаем подниматься по социальной лестнице, меняем деревню на город, страну проживания на эммиграцию. Тревога вести себя не так, как положено, вызывает стыд и страх, что спонтанность нашего поведения вызовет осуждение. Здесь важно отличать ложную самость ( Винникот) от своей истинной природы. Это окно может как раз выражать ожидания ложной самости. Но: мы можем надевать нужную маску в необхоимый и обусловленный момент, не расставаясь при этом с ощущением своей идентичности, привнося в нее (в маску социального ожидания) свои индивидуальные свойства, уникальность.

Окно С (вниз по вертикали от А)  cоответствует понятию «Персона» Юнга. Это то, как мы хотим выглядеть в социуме. Потеря этой маски вызывает стыд, а неуверенность или неподкрепленность качествами из первого окна (Я реальный) тревогу потери лица, страх переживания стыда.

 Тогда мы придумываем себе определенные репрезентации, которые вселяют в меня чувство уверенности: например, я хочу быть худым, фигуристым ( мне так нужно, чтобы чувствовать себя в социуме уверенно).

 Продолжением работы с этим окном хорошо бы заполнить фантазии об идеальной работе  и поговорить о роли, которую я хочу играть в обществе: роль пастыря, духовного лидера, учительницы, звезды. Негативная роль маски- скрыть наши нежелательные качества. Проговорить ценность этой маски- приспособление к социуму. Если свойства маски не достигнуты, то есть неуверенность в социуме:я не знаю, как в нем играть, какие роли представлять, как выглядеть.От это рождается страх стыда и потери лица, страх обнаженности, от этого мы ставим смещенные цели: достичь веса, килограммов(а на самом деле это получить признание- уверенность- похвалу).

Персона прикрывает нашу интимность, что важно. Наличие осознанных,  качественных ролей нужно, иначе остается ощущение дурацкости, личной неадекватности в обществе. Неприкрытость, незащищенность, как фиговый листок, прикрывающий срам, будет вместо защиты, если нет качественной и хорошо исполняемой роли. Адекватная персона развивается у ребенка в процессе социализации. Если она не адекватная, то  это некачественная набедренная повязка. И тогда мы кажемся себе непризнанными, глупыми, нежеланными, не знаем, как вести себя в каждой ситуации - и испытываем стыд или страх стыда.

 Если Персона слишком доминирует, страдает душа, потому что теряется связь- насколько это действительно нужно мне и насколько эта роль моя. Если она не достаточно дифференцирована (неуверенность маски),  я глажу против шерстки других в социуме: не даю им того, что они от меня ждут. Это делает меня непопулярным или диктатором. Моя набедренная повязка не так сделана или неправильная. «Я» страдает от непопулярности, неполноценности или изоляции.

  Путаница ролей вызывает осложнения. Женщина ждет от мужчины исполнения роли отца, тогда как мужчина хочет играть роль любовника. Понимать, что от нас ждут окружающие, это помогает нам строить социальные отношения безболезненно и без чувства стыда или тревоги  разоблачения.

При написании окон В и С очень важно проговорить с клиентом те чувства, которые он испытывает. Чувства указывают на то,  насколько комфортны эти маски, истинные или ложные, приятные или не очень, важные или случайные.

Важно оценить насколько высокие здесь ожидания,  фрустрируют ли они самооценку- то есть недостижимы. Или они низки, тогда жизнь превращается в обыденность, потому что мечта остается не тронутой, не достигнутой.

Наконец, окно “Какой, оказывается, я есть”заполняется в ходе терапевтической беседы и пополняется жизнью и опытом. “Я всегда хотела доказать отцу, что прекрасно вожу машину. При этом другие считают, что я прекрасно вожу машину. Оказывается, я хорошо вожу машину и мне больше не надо этого доказывать”.

В результате терапии мы должны прийти к выводу, что испытываем стыд , который привычно связываем с телом или внешностью, но который вызван неумением разобраться в ожидании других и себя самого от своей личности или жизни.

Задача терапевта найти и показать это клиенту, сместить угол внимания с внешности на непризнанные части личности.

 Использована литература: Марио Якоби “Стыд и истоки самоуважения”



Просмотров: 563
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • «Роли и маски. Мое место в социуме» (Имидж терапия)
  • Как вас воспринимают окружающие? Окно Джохари
  • «Окно Джохари» или чем может быть полезна работа в группе.
  • Окно Джохари
  • Когда все хорошо, но хочется выйти в окно
  • Окно Джохари (Johari Window)
  • Окно Джохари: о пользе психотерапии (по И. Ялому)
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Если в ваших отношений есть все это, тогда вам действительно очень повезло
  • Переживание чувства стыда или что происходит, когда мы испытываем стыд.
  • Когда вам надоест думать, что вы сделали не так и вести себя, как хотят другие, тогда вы и начнете жить
  • Работа с МАК. Техника"Окно Джохари"
  • Отношение к себе, как окно в мир.
  • Персона и маски как инструмент
  • Окно Овертона и как позаботиться о себе
  • Окно в жизнь
  • Чья проблема больше? Про окно толерантности.
  • Мысленный эксперимент "Окно Джохари"
  • Жизнь или страх? Или что делать, если есть страх жизни
  • Есть ли польза и толк в фразе «Будешь вести себя хорошо - куплю, дам…»?
  • Окно во внутренний мир
  • Окно возможностей
  • «Очень важно беречь себя, сберегая других»
  • Окно с видом на кладбище
  • Дневники Стройняшки 36 «Окно»
  • Педофилия и окно Овертона!
  • Страдания. Ты их в дверь, они в окно!
  • Важно принять себя, тогда примет и партнер!
  • Селфхарм или окно во внутренний мир самоповреждения
  • Сколько в вас терпения? Окно толерантности



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь