|
Мой психотерапевт | “Пошлое слово” или кто он клиенту?Автор статьи: Попенкова Ирина Михайловна
Кем является Психотерапевт для Клиента? “Диллер”, торгующий рецептами? “Проститутка”, ублажающая его чувственный голод? “Учитель”, читающий лекции? Или “Агент”, организующий его жизнь? В одной из тем на форуме у меня произошла интересная беседа с интересным поворотом. Мы задались вопросом, что такое Терапия, роль «профессионализма» Терапевта в ней и мотивы Клиента. Любопытным образом работает поле, как сказали бы гештальтисты, но за последние несколько дней я сталкиваюсь с явлением, когда Клиент даёт оценку Терапевту. Если честно, мне кажется это абсурдным, когда это происходит во время сессии или сразу после неё. Я признаю это спустя сессий 10, когда можно «законно» проанализировать относительную результативность этих встреч и «уволить» своего Терапевта. ~ Мотивы Клиента ~ Давайте начнём с того, с каким мотивом человек приходит к Терапевту? Можно это развести на два плюса: ОДНИ: садясь в кресло клиента, намереваются оценивать квалификацию специалиста перед собой и начинают его испытывать, а не над собой работать. ДРУГИЕ: погружаются в процесс, и ловят то, что начинает происходить с ним самим, когда ему задают тот или иной вопрос. Конечно, что Клиента кидает от одного полюса к другому в процессе сессии, но я делаю акцент на то, с чем он заходит в кабинет. В первом случае Терапия превращается в игру испытаний и зачётов для Терапевта за деньги самого же Клиента. Во втором – Клиент сконцентрирован выжать из сессии максимум полезного для себя. Конечно, имеет место и то, и то, и в разной степени. Это нормальный момент из человеческой психики, но заказу самого же Клиента может мешать. Как придирчивость Клиента к Терапевту – опасна, так опасно и 100% доверие Клиента к Терапевту. Эффективнее всего прожить сессию, а после неё уже пережить постсессионный период и провести рефлексию. ~ Отношения Клиент–Терапевт, какие они ~ Я знаю практику, когда Терапевт перед сессией говорит Клиенту что-то в духе: «Что Вы сегодня хотите “купить” на этой сессии?» и в конце «Что Вам удалось на этой сессии “купить”?». Согласна. Очень по́шло. А с другой стороны, это ведь и есть «товарно-материальные» отношения, как ужаснулась одна из участниц беседы. Если отбросить всю лирику, Клиент же не с тортиком на беседу пришёл. Он платит – Специалист входит в рабочий тонус. Терапевт не Священник, к которому может прийти любой богач и любой бездомный. Клиент платит ему за «руководство» и «пояснения» в беседе. А задача Клиента взять максимум полезного за свои деньги. И тут знаете, в чём уловка? При таком моменте Клиента стимулирует «потеря денег впустую» и Он точно формулирует, что хочет и активизируется на работу. А Терапевт понимает, что Клиент пришёл не дождь переждать и задаёт ему конкретный вектор работы. Напоминает ошибку из какого-то анекдота про платье, когда человек пришёл, 10.000 выложил и сказал, мне что-нибудь невероятное сшейте, а я тут посижу подожду. И это ничуть не исключает, что в процессе между Терапевтом и Клиентом вполне человеческие отношения. Люди миллионами в бизнесе ворочают и в месте в гольф играют. Ну, это так... отступление. ~ Маскарад ролей между Терапевтом и Клиентом ~ По сути..., сама идея платного психолога – кощунство. Знаете почему? Потому что психолог в своём лице собирает всех, кто в жизни Клиента "должны" были его: – научить общаться, выбирать, строить отношения, заявлять о себе… (родители); – помогать организовать удачно свой быт и воспитывать детей (супруг); – оказать поддержку и просто внимание, сочувствие (друзья). Всякий Клиент приходит либо за одним из этих пунктов, либо за несколькими, а то и всем букетом. И получается, за всех них «отдувается» психолог. Клиент ждёт от него поощрения, содействия, похвалы, потому что это не дают или не доупаковали в его рюкзак родители, отпуская из родового гнезда. Выспрашивает, как же ему экономить, наладить регулярный здоровый секс, вернуть ребёнка под свой контроль, в то время, как не приходится рассчитывать на супруга. Приходит за сочувствием и дружеским плечом, пониманием, чего не дают друзья. Вот и получается страшная пошлятина: Клиент идёт к чужому человеку за деньги получить то, что ему не дают в его жизни по его естественному праву его же близкие. Вот откуда анекдот, в котором сравнивают психотерапевта и проститутку, которая скажет и погладит везде, где закажут. И из своего бытового дефицита Клиент зовёт или ждёт Терапевта в ту или иную роль. Если бы государства понимали истинную суть и важность психологов и психотерапевтов, у нас были бы центры, куда клиенты приходили бы бесплатно, а психологи получали бы и так хорошо, поэтому им не было бы сопротивления отрабатывать на совесть. А с другой стороны, я общалась с коллегами, кто убежал с прибыльных мест из подобных центров с одной основной причиной: клиент приходит ленивый и как в массажный кабинет с заказом «Сделайте мне хорошо»... Так что же? Деньги – не просто плата, а залог эффективной сессии? Что не доработает Терапевт, докрутит Клиент? ~ Вывод ~ Я останавливаюсь на том, что Терапевт для Клиента должен быть в первую очередь “Журналистом”, интересующимся его жизнью, затем “Исследователем”, помогающим ей анализировать, а потом “Тренером”, помогающим овладеть недостающими навыками, которыми он сможет себя реорганизовать. А Клиент сам для себя является “Инженером”, выстраивающий себя из деталей прежнего, но в новой композиции: те же пазлы, и даже те, что валялись в сундуке чулана, а узор уже другой и играет по-другому. Мой центр психологической поддержки и досуга "7 КЛЮЧЕЙ" Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|