|
Ребенок плачет. Что делать?Автор статьи: Бодиков Максим Михайлович
Как научить ребенка не плакать. В данной статье речь идет о "Выученном плаче". Мы не рассматриваем здесь плач, как естественную реакцию на болезнь или неудачу. Также в данной статье мы не говорим о детях в возрасте до 6 месяцев. Плач, в данном контексте мы рассматриваем, как чрезмерную реакцию ребенка на ушибы и боль, а также как выученный способ поведения ребенка для достижения желаемого, не соответсвующее определению "эффективного поведения". Несмотря на то, что плач обладает целым рядом положительных свойств, детский плач способен вывести из себя самого психологически устойчивого человека. Когда ребенок плачет без конца, даже самая любящая и терпеливая в мире мама может потерять самообладание и накричать или даже отшлепать малыша. Справиться с этими приступами вам помогут советы, указанные в статье «ребенок в психологическом разрезе». Но, как справедливо говорят: гораздо легче что-то предотвратить, чем после пытаться исправить. А на самом деле все очень просто: ребенка можно научить не плакать, и тогда, в 90% случаев ваш малыш даже не подумает о том, чтобы показать вам свои слезы. Давайте подумаем вместе, в каких случаях ребенок плачет? Когда ему больно, когда ему страшно, когда ему что-то очень неприятно. Практически все эти состояния проходят достаточно быстро, за исключением тех случаев, когда у ребенка режутся зубы (больно длительное время) или назрела необходимость сменить подгузник. Но детский плач может не проходить значительно дольше, чем событие, которое послужило причиной для детских слез. В большинстве случаев детский плач – это выученное поведение. И обучают этому поведению сами родители, которые, впоследствии, не знают, как успокоить ревущего ребенка, и что же с ним делать. Итак, как же мы обучаем своих детей плакать? И что нужно делать, чтобы ваш ребенок не знал, что такое слезы, или, во всяком случае, быстро успокаивался? Наиболее типичным поведением взрослых, которое заставляет ребенка плакать является следующее: Когда ребенок падает, ушибается, обжигается, переворачивает на себя табурет или тяжелую вазу большинство взрослых людей ахают, охают и подбегают к ребенку, начиная выискивать у него следы синяков и ушибов. Еще до того, как ребенок начал плакать, начинают его успокаивать, чем, собственно и пугают его. Подумайте, испугал бы вас врач, который вместо того, чтобы сказать, что вы абсолютно здоровы, начал бегать, суетиться, постоянно повторяя «ах, как же так! ах как же так!». На самом деле дети ведут себя гораздо более логично, чем их родители. И логика здесь такая: «Если тебя успокаивают, значит с тобой что-то не так , а раз не так – то надо заплакать». Но это – только первая часть неправильного родительского поведения, которая приводит к детскому плачу. Вторая часть неадекватного родительского поведения заключается в том, что, когда ребенок начинает плакать, его тут же начинают успокаивать: обнимать, целовать, брать на руки. Таким образом, взрослый закрепляет в сознании ребенка логическую связь: заплакал – тебя обняли, сделали тебе приятное. Если же выражение своих нежных чувств не приводит к ожидаемому результату – прекращению плача, взрослые пробуют дать ребенку конфетку, игрушку, или что-то, что ребенок желает в настоящее время. Таким образом, родители сами обучают своих детей манипулированию их поведением и легкому способу получения желаемого. В большинстве своем дети плачут только тогда, когда есть зрители – взрослые, которые своим поведением словно говорят: «давай, сейчас ты можешь заплакать». И если ребенок уже обучен такому поведению (плачу и манипулированию взрослыми), то плач может не прекращаться достаточно долго. Что же надо делать, чтобы изначально научить вашего ребенка реагировать на неприятности без слез? Как это не странно – НИЧЕГО. Да, да – именно. Вам ничего не нужно делать. Наверное, именно поэтому такое поведение для большинства родителей является самым сложным. Любая ваша реакция на плач ребенка является его подкреплением, вне зависимости от того, обняли вы его или накричали. В любом случае вы проявили внимание. Ушибы и синяки – это нормально, это обычные явления в жизни. И, когда ребенок при падении не видит испуга в лицах родителей, когда его никто не мчится осматривать под микроскопом и дуть на ушибленные места, когда нет охов и ахов, он просто поднимается и продолжает заниматься своими делами. Ваша реакция, которую вы должны демонстрировать своему ребенку – спокойствие. Когда ребенок решает, заплакать ему или нет, он, в первую очередь, ориентируется на вашу реакцию. Продолжайте заниматься тем, чем занимались: ведите беседу, смотрите телевизор, готовьте обед. Единственное воздействие, допустимое с вашей стороны – вы можете помочь ребенку подняться. И все. Никаких нравоучений, оханий, сюсюканий, поцелуев туда, где болит. Боль от падения проходит достаточно быстро и вовсе не является основанием для того, чтобы ребенок заплакал. Перестаньте подкреплять то поведение вашего ребенка, которое вам не нравится, и оно очень быстро изменится. Дети во многом гораздо рациональнее взрослых, и они не станут снова и снова повторять действия, которые не приносят ожидаемого результата. Если же вам сложно совсем никак не реагировать на слезы вашего ребенка, применяйте прием парадоксальных действий – начинайте хохотать. Этого ваш малыш точно не будет ожидать и ваш смех в ответ на его попытку заплакать вгонит его в ступор и замешательство, во время которого желание пустить слезу забудется. Ребенок либо успокоится, либо начнет смеяться вместе с вами. Воспитывайте ваших детей правильно, и они будут приносить вам только радость. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|