Проект "АСС" - Академия семейного счастья.

                                              Академия семейного счастья

Проект АСС  Академия семейного счастья

                                             Представление ПРОЕКТА

Одной из принципиальных отличительных особенностей современного дошкольного образования детей с ОВЗ является глубокое и пристальное внимание к проблемам взаимодействия специалистов ДОУ и семьи.

В «Концепции модернизации российского образования до 2020 года» подчеркивается, что повышение эффективности воспитания возможно только при условиях объединения усилий семьи и других социальных институтов.

Определяющую роль в организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи воспитывающей ребенка с ОВЗ играют специалисты и педагоги.

В настоящее время семьям, воспитывающим детей с ОВЗ, уделяется много внимания со стороны государства. Но, тем не менее, такие семьи часто сталкиваются с непредвиденными трудностями, для успешного преодоления которых у родителей часто не хватает знаний, умений и навыков эффективного взаимодействия с ребенком, имеющего ограниченные возможности здоровья.

Необходимо отметить, что, несмотря на интенсивную работу специалистов и педагогов в оказании помощи семьям воспитывающих особых детей по детско-родительскому взаимодействию, а так же, не смотря на отдельные эмпирические данные, свидетельствующие о позитивных результатах этой работы, таких мер оказывается недостаточно, и эффективного взаимодействия специалистов, педагогов и родителей удается добиться далеко не всегда.

Объясняется это, прежде всего отсутствием структурированной научно-методологической базы организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида и семьи. Уже достаточно долгое время данный раздел находится в стадии разработки и систематизации.

Все вышеизложенное обуславливает целесообразность апробации данного проекта, целью которого является: психолого-педагогическое   сопровождение семей воспитывающих детей с ОВЗ и наработка методологической и практической базы в области взаимодействия дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида и семей воспитывающих особых детей (принципы, формы и методы организации взаимодействия с ребенком).

Представленные в проекте материалы могут быть использованы во всех образовательных учреждениях дошкольного и школьного образования, где воспитываются или обучаются дети с ОВЗ.

Проект включает в себя три раздела: в первом - содержатся практические материалы проекта; во втором - даны методические рекомендации к подготовке и проведению работы по взаимодействию с семьями, воспитывающими детей с нарушениями в развитии; в третьем - примеры индивидуальных коррекционно-развивающих программ для детей с различными формами ОВЗ.

       Концепция проекта отражает важный пласт в развитии взаимодействия ДОУ комбинированного вида с семьей воспитывающей ребенка инвалида и нацелена обеспечить возможность на получение качественного и полноценного психологического сопровождения родителей (или лиц их заменяющих) воспитывающих детей с особыми возможностями здоровья. Как уже говорилось выше, идея проекта предполагает возможность использования данного опыта и другими образовательными учреждениями компенсаторной направленности и проектирует создание совершенно нового и адаптированного к условиям и потребностям ДОУ психологического сопровождения родителей, способного расширить ресурсные возможности семей воспитывающих детей с ОВЗ.

Непременным условием исполнения миссии проекта становится работа с семьями, находящихся в зоне риска социальной депривации.

Внутренний стандарт качества сопровождающего процесса синтезируется из следующих (верифицируемых) качеств:

- формы работы, направленные вариативность работы с семьями;

- уровня профессионализма специалиста (владение широким спектром терапевтических направлений, а также арсеналом сопутствующего инструментария;

- уровня контактности и заинтересованности участников проекта (на выходе - качества родительского потенциала);

- средств сопровождающего процесса;

Образ родителя или семьи в соответствии с миссией проекта предполагает:

- развитие индивидуальности каждого родителя, его особенных, уникальных способностей и возможностей участии воспитания и развития ребенка с ОВЗ;

- развитие потребности в сохранении и укреплении своего родительского ресурса;

- формирование целостного миропонимания, личностной самооценки, культуры межличностных отношений;

- умение взаимодействовать с другими людьми и жить в любых коммуникативных режимах;

-формирование у семьи в целом универсальных знаний, позволяющих решать проблемы в сфере взаимодействия с особым ребенком;

- формирование компетентностей, которые смогут стать основой успешной социализации семьи воспитывающей ребенка с ОВЗ.

                                    Структура проекта

Взаимодействие образовательного учреждения компенсирующей направленности и семьи – это систематизированный, сознательно организованный процесс, интегрирующий действия специалистов, педагогов, родителей и детей, направленные друг к другу. Это взаимосвязь образовательного учреждения и семьи в процессе совместной деятельности и общения.

Определяющую роль в организации психолого-педагогического сопровождения семьи играют специалисты и педагоги.

Данный проект ориентирован на неизбежность вступления всех его участников в специфическую социальную связь. Таким образом, социальная связь осуществляется путем зависимого взаимодействия всех участников проекта, реализующаяся через их социальные действия.

Однако от того, насколько оно будет продуктивным, зависит эффективность всего психолого-педагогического процесса сопровождения семьи.

В социальной связи образовательного учреждения и семьи можно выделить:

- объекты связи (психолог, дефектолог, логопед, педагог, муз.работник, родители, дети);

- предмет связи (воспитание, обучение и развитие детей, их социализация и формирование личности; поддержка и развитие ресурса семьи воспитывающей ребенка с ОВЗ);

- механизм регулирования взаимоотношений специалистов, педагогов и членов семьи.

В зависимости от участия во взаимодействии всех участников проекта могут осуществляться четыре варианта взаимодействия:

- межличностное;

- личностно-групповое;

- личностно-массовое;

- межгрупповое.

Любое действие определяют:

- действующий субъект (его индивидуальные психологические особенности, характер, темперамент, коммуникативные умения, способности);

- субъект на которого направлено воздействие;

- средства воздействия;

- способ использования средств воздействия;

- реакция индивида, на которого направлено действие.

Продуктивное взаимодействие участников проекта (специалистов, педагогов, родителей и детей) неизбежно приводит к позитивному изменению их личности.

В связи с этим, определяющая роль в осуществлении замысла проекта принадлежит подбору адекватных и продуктивных способов, приемов и средств воздействия на семью воспитывающую ребенка с ОВЗ.

Для организации продуктивного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида и семьи воспитывающей ребенка инвалида необходимо:

1)    равенство психологических позиций всех субъектов взаимодействия, независимо от их возраста и социального статуса;

2)    равное признание активной роли в жизни образовательного учреждения каждого субъекта взаимодействия;

3)    психологическая поддержка друг друга и взаимопомощь.

Достижение таких условий продуктивного взаимодействия осуществляется в процессе совместной деятельности и коммуникативного контакта.

В организации взаимодействия образовательного учреждения комбинированного вида и семьи воспитывающей ребенка с ОВЗ следует выделить основные принципы и правила, соблюдение которых эффективно влияет на организацию сотрудничества всех участников проекта «АСС».

4 основных принципа проекта:

1. Обеспечение субъективной позиции всех участников проекта

2. Организация совместного творческого сотрудничества

3. Гуманистическая ориентация во взаимодействии с семьей воспитывающей особого ребенка.

4. Интеграция и дифференциация целей, задач и действий участников проекта, направленных на психолого-педагогическое сопровождение семьи в целом.

Основные требования реализации проекта:

1)    Специалисты и педагоги максимально содействуют развитию способности родителя осознавать свое «Я» всвязях с ребенком, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия;

2)    Отказ от директивного взаимодействия, как с родителями, так и с детьми;

3)    Стремиться к поиску совместных решений;

4)    Обязательное включение семьи в процесс целеполагания и планирования воспитательной и развивающей деятельности направленной на положительную динамику социализации ребенка;

5)    Развивать у членов семьи мотивацию к участию в совместной деятельности через опору на внутрисемейные интересы и потребности;

6)    Способствовать успеху и результативности в любой деятельности;

7)    Опираться на положительные стороны родителей и детей;

8)    Организация взаимодействия участников проекта строится только при условии адекватного представления о функционировании конкретной семьи, об особенностях внутрисемейных взаимоотношений;

9)    Содействие оптимизации семейных взаимоотношений посредством программ ориентированных на развитие ресурса семьи;

10)                      Предоставление возможности родителям и детям активно участвовать в распределении ролей, функций, обязанностей, ответственности в совместной деятельности.

        В практическую часть проекта «АСС» входит реализация следующих программ:

1. "Счастливы вместе"

2. "Мой родительский ресурс"

3. "Семейная плассотерапия"

4. "Семейная клоунтерапия"

5. "Семейная развивайка"

Безусловно, что за семейным консультированием остается не последнее место в работе с семьей.

 Данный проект предполагает, прежде всего, совместную работу специалистов и педагогов с родителями в различных форматах встреч по формулам: СПЕЦИЛИСТ + РОДИТЕЛЬ; СПЕЦИАЛИСТ + РЕБЕНОК; СПЕЦИАЛИСТ + ПЕДАГОГ; СПЕЦИАЛИСТ + РОДИТЕЛЬ + РЕБЕНОК. Этот вариант сотрудничества с семьей, на наш взгляд, является самым оптимальным и продуктивным.

В состав групп входят семьи с похожими проблемами, что очень способствует принятию своей внутрисемейной ситуации и ориентированию родителей на преодоление основных проблем в воспитании ребенка и социализации семьи в целом.

Например, родительские терапевтические группы могут формироваться для семей имеющих детей с различными трудностями в развитии (с ЗПР, гиперактивных, с невротическими расстройствами, синдромом Дауна, аутизмом и др. проблемами в развитии).

Содержание работы по данному проекту может меняться в зависимости от уровня просвещения родителей по вопросам воспитания детей до психотерапевтической работы с ними, направленной на выявление и проработку родительского стиля (детский опыт родителя, супружеские проблемы, личностные проблемы родителя).

И далее.



Просмотров: 416
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Развитие инклюзивной культуры в рамках взаимодействия семьи и ДОУ.
  • Особенности психологического консультирования семьи, воспитывающей ребенка с СДВГ
  • Роль психолога образовательного учреждения в сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья
  • Психологическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с общим недоразвитием речи
  • Изучение особенностей корпоративной культуры дошкольного образовательного учреждения (ДОУ)
  • Формы и методы психологического просвещения участников образовательного процесса в СКШ VIII вида
  • «Психологическая поддержка участников образовательного процесса в рамках обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования»
  • Роль семьи в развитии психосоматических заболеваний детей
  • Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в инклюзивной практике
  • Психологическая поддержка семей, воспитывающих ребенка с ОВЗ.
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • Развитие детей вне зависимости от материального положения семьи
  • Нормативные стрессы семьи ребенка дошкольного возраста
  • Важность выбора образовательного учреждения для ребенка с нарушением развития.
  • Роль психокоррекционного сопровождения в повышении адаптационного потенциала личности детей с ОВЗ
  • Возможности применения гештальт-подхода в организации эффективного взаимодействия «педагог-ученик»
  • Проблемы семьи при разводе и сложности структуры семьи.
  • Консультация для молодых педагогов на тему «Эффективные принципы взаимодействия с родителями»
  • Психологическая проблема ребенка как симптом "заболевания" всей семьи.
  • Модель поведения семьи : последствия для детей
  • Модель организации службы примирения в школе для детей с ОВЗ
  • Создание семьи. Проблемы создания семьи
  • Коротко об особенностях работы психолога с детьми с ОВЗ и роли родителей в их развитии
  • Аспекты коррекционной работы: развитие мелкой моторики рук детей с ОВЗ
  • Помощь в создании семьи. У Вас нет семьи, случайность ли это? Ч.2.
  • Помощь в создании семьи. У Вас нет семьи, случайность ли это? Ч.1.
  • Семьи с "особым ребенком" - проблемы и консультирование
  • Болезнь ребенка как вторичная выгода для членов семьи.
  • "Три уровня взаимодействия при общении" (часть 1)
  • "Три уровня взаимодействия при общении" (часть 2)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь