|
Проект "АСС" - Академия семейного счастья.Автор статьи: Тамара Николаевна Коренькова
Академия семейного счастья Представление ПРОЕКТА Одной из принципиальных отличительных особенностей современного дошкольного образования детей с ОВЗ является глубокое и пристальное внимание к проблемам взаимодействия специалистов ДОУ и семьи. В «Концепции модернизации российского образования до 2020 года» подчеркивается, что повышение эффективности воспитания возможно только при условиях объединения усилий семьи и других социальных институтов. Определяющую роль в организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи воспитывающей ребенка с ОВЗ играют специалисты и педагоги. В настоящее время семьям, воспитывающим детей с ОВЗ, уделяется много внимания со стороны государства. Но, тем не менее, такие семьи часто сталкиваются с непредвиденными трудностями, для успешного преодоления которых у родителей часто не хватает знаний, умений и навыков эффективного взаимодействия с ребенком, имеющего ограниченные возможности здоровья. Необходимо отметить, что, несмотря на интенсивную работу специалистов и педагогов в оказании помощи семьям воспитывающих особых детей по детско-родительскому взаимодействию, а так же, не смотря на отдельные эмпирические данные, свидетельствующие о позитивных результатах этой работы, таких мер оказывается недостаточно, и эффективного взаимодействия специалистов, педагогов и родителей удается добиться далеко не всегда. Объясняется это, прежде всего отсутствием структурированной научно-методологической базы организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида и семьи. Уже достаточно долгое время данный раздел находится в стадии разработки и систематизации. Все вышеизложенное обуславливает целесообразность апробации данного проекта, целью которого является: психолого-педагогическое сопровождение семей воспитывающих детей с ОВЗ и наработка методологической и практической базы в области взаимодействия дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида и семей воспитывающих особых детей (принципы, формы и методы организации взаимодействия с ребенком). Представленные в проекте материалы могут быть использованы во всех образовательных учреждениях дошкольного и школьного образования, где воспитываются или обучаются дети с ОВЗ. Проект включает в себя три раздела: в первом - содержатся практические материалы проекта; во втором - даны методические рекомендации к подготовке и проведению работы по взаимодействию с семьями, воспитывающими детей с нарушениями в развитии; в третьем - примеры индивидуальных коррекционно-развивающих программ для детей с различными формами ОВЗ. Концепция проекта отражает важный пласт в развитии взаимодействия ДОУ комбинированного вида с семьей воспитывающей ребенка инвалида и нацелена обеспечить возможность на получение качественного и полноценного психологического сопровождения родителей (или лиц их заменяющих) воспитывающих детей с особыми возможностями здоровья. Как уже говорилось выше, идея проекта предполагает возможность использования данного опыта и другими образовательными учреждениями компенсаторной направленности и проектирует создание совершенно нового и адаптированного к условиям и потребностям ДОУ психологического сопровождения родителей, способного расширить ресурсные возможности семей воспитывающих детей с ОВЗ. Непременным условием исполнения миссии проекта становится работа с семьями, находящихся в зоне риска социальной депривации. Внутренний стандарт качества сопровождающего процесса синтезируется из следующих (верифицируемых) качеств: - формы работы, направленные вариативность работы с семьями; - уровня профессионализма специалиста (владение широким спектром терапевтических направлений, а также арсеналом сопутствующего инструментария; - уровня контактности и заинтересованности участников проекта (на выходе - качества родительского потенциала); - средств сопровождающего процесса; Образ родителя или семьи в соответствии с миссией проекта предполагает: - развитие индивидуальности каждого родителя, его особенных, уникальных способностей и возможностей участии воспитания и развития ребенка с ОВЗ; - развитие потребности в сохранении и укреплении своего родительского ресурса; - формирование целостного миропонимания, личностной самооценки, культуры межличностных отношений; - умение взаимодействовать с другими людьми и жить в любых коммуникативных режимах; -формирование у семьи в целом универсальных знаний, позволяющих решать проблемы в сфере взаимодействия с особым ребенком; - формирование компетентностей, которые смогут стать основой успешной социализации семьи воспитывающей ребенка с ОВЗ. Структура проекта Взаимодействие образовательного учреждения компенсирующей направленности и семьи – это систематизированный, сознательно организованный процесс, интегрирующий действия специалистов, педагогов, родителей и детей, направленные друг к другу. Это взаимосвязь образовательного учреждения и семьи в процессе совместной деятельности и общения. Определяющую роль в организации психолого-педагогического сопровождения семьи играют специалисты и педагоги. Данный проект ориентирован на неизбежность вступления всех его участников в специфическую социальную связь. Таким образом, социальная связь осуществляется путем зависимого взаимодействия всех участников проекта, реализующаяся через их социальные действия. Однако от того, насколько оно будет продуктивным, зависит эффективность всего психолого-педагогического процесса сопровождения семьи. В социальной связи образовательного учреждения и семьи можно выделить: - объекты связи (психолог, дефектолог, логопед, педагог, муз.работник, родители, дети); - предмет связи (воспитание, обучение и развитие детей, их социализация и формирование личности; поддержка и развитие ресурса семьи воспитывающей ребенка с ОВЗ); - механизм регулирования взаимоотношений специалистов, педагогов и членов семьи. В зависимости от участия во взаимодействии всех участников проекта могут осуществляться четыре варианта взаимодействия: - межличностное; - личностно-групповое; - личностно-массовое; - межгрупповое. Любое действие определяют: - действующий субъект (его индивидуальные психологические особенности, характер, темперамент, коммуникативные умения, способности); - субъект на которого направлено воздействие; - средства воздействия; - способ использования средств воздействия; - реакция индивида, на которого направлено действие. Продуктивное взаимодействие участников проекта (специалистов, педагогов, родителей и детей) неизбежно приводит к позитивному изменению их личности. В связи с этим, определяющая роль в осуществлении замысла проекта принадлежит подбору адекватных и продуктивных способов, приемов и средств воздействия на семью воспитывающую ребенка с ОВЗ. Для организации продуктивного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида и семьи воспитывающей ребенка инвалида необходимо: 1) равенство психологических позиций всех субъектов взаимодействия, независимо от их возраста и социального статуса; 2) равное признание активной роли в жизни образовательного учреждения каждого субъекта взаимодействия; 3) психологическая поддержка друг друга и взаимопомощь. Достижение таких условий продуктивного взаимодействия осуществляется в процессе совместной деятельности и коммуникативного контакта. В организации взаимодействия образовательного учреждения комбинированного вида и семьи воспитывающей ребенка с ОВЗ следует выделить основные принципы и правила, соблюдение которых эффективно влияет на организацию сотрудничества всех участников проекта «АСС». 4 основных принципа проекта: 1. Обеспечение субъективной позиции всех участников проекта 2. Организация совместного творческого сотрудничества 3. Гуманистическая ориентация во взаимодействии с семьей воспитывающей особого ребенка. 4. Интеграция и дифференциация целей, задач и действий участников проекта, направленных на психолого-педагогическое сопровождение семьи в целом. Основные требования реализации проекта: 1) Специалисты и педагоги максимально содействуют развитию способности родителя осознавать свое «Я» всвязях с ребенком, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия; 2) Отказ от директивного взаимодействия, как с родителями, так и с детьми; 3) Стремиться к поиску совместных решений; 4) Обязательное включение семьи в процесс целеполагания и планирования воспитательной и развивающей деятельности направленной на положительную динамику социализации ребенка; 5) Развивать у членов семьи мотивацию к участию в совместной деятельности через опору на внутрисемейные интересы и потребности; 6) Способствовать успеху и результативности в любой деятельности; 7) Опираться на положительные стороны родителей и детей; 8) Организация взаимодействия участников проекта строится только при условии адекватного представления о функционировании конкретной семьи, об особенностях внутрисемейных взаимоотношений; 9) Содействие оптимизации семейных взаимоотношений посредством программ ориентированных на развитие ресурса семьи; 10) Предоставление возможности родителям и детям активно участвовать в распределении ролей, функций, обязанностей, ответственности в совместной деятельности. В практическую часть проекта «АСС» входит реализация следующих программ: 1. "Счастливы вместе" 2. "Мой родительский ресурс" 3. "Семейная плассотерапия" 4. "Семейная клоунтерапия" 5. "Семейная развивайка" Безусловно, что за семейным консультированием остается не последнее место в работе с семьей. Данный проект предполагает, прежде всего, совместную работу специалистов и педагогов с родителями в различных форматах встреч по формулам: СПЕЦИЛИСТ + РОДИТЕЛЬ; СПЕЦИАЛИСТ + РЕБЕНОК; СПЕЦИАЛИСТ + ПЕДАГОГ; СПЕЦИАЛИСТ + РОДИТЕЛЬ + РЕБЕНОК. Этот вариант сотрудничества с семьей, на наш взгляд, является самым оптимальным и продуктивным. В состав групп входят семьи с похожими проблемами, что очень способствует принятию своей внутрисемейной ситуации и ориентированию родителей на преодоление основных проблем в воспитании ребенка и социализации семьи в целом. Например, родительские терапевтические группы могут формироваться для семей имеющих детей с различными трудностями в развитии (с ЗПР, гиперактивных, с невротическими расстройствами, синдромом Дауна, аутизмом и др. проблемами в развитии). Содержание работы по данному проекту может меняться в зависимости от уровня просвещения родителей по вопросам воспитания детей до психотерапевтической работы с ними, направленной на выявление и проработку родительского стиля (детский опыт родителя, супружеские проблемы, личностные проблемы родителя). И далее. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|